Главная
Конференции
Наука и технологии: трансформация парадигмы и влияние на общество
Педагогическая технология. Практические примеры педагогических технологий в обуч...

Педагогическая технология. Практические примеры педагогических технологий в обучении физической культуре

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

инновации
педагогическая инновация
новация
педагогическая технология
игровая технология
соревновательная технология
здоровьесберегающая технология

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению инновационных процессов в педагогической практике, их внедрению и управлению. В частности, автор анализирует понятие педагогической инновации, которая включает изменения в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. Рассматривается различие между понятием «новация» как средства и «инновация» как процесса освоения и внедрения новшеств.

Текст статьи

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».

Новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа). Инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Этапы инновационного образовательного процесса представлены следующим образом:

  • авторской (личной или коллективной) разработки проектного предложения или концепции создания и внедрения образов новации;
  • проектирование (эскизное, затем детальное);
  • конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка;
  • технологизация (комплект технологий, обоснование методов);
  • этап экспериментальной проверки;
  • этап первого серийного использования образовательной новации.

При этом значимую роль играет педагогическая технология, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Педагогическая технология – это область знаний, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащегося в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидaктики, кибернетики, управления и менеджмента.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

  • для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол);
  • для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры);
  • для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения;
  • для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Соревновательная технология

Цель использования технологии: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.

Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.

Поэтому на уроках и внеклассных занятиях применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся.

Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учеников по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Применение элементов соревновательной технологии:

  • при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – ученик применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете;
  • на занятиях по волейболу, баскетболу и т. д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры;
  • соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – ученики охотно участвуют в соревнованиях между классами школы, активно болеют за команды одноклассников, что способствует более ответственному отношению к предмету «Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;
  • во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах.

Здоровьсберегающая технология

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования школьной сборной команды по видам спорта.

Поделиться

292

Кравчик С. В. Педагогическая технология. Практические примеры педагогических технологий в обучении физической культуре // Наука и технологии: трансформация парадигмы и влияние на общество : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/11044-pedagogicheskaya-tehnologiya-prakticheskie-primery-pedagogicheskih-tehnologij-v-obuchenii-fizicheskoj-kulture

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта