В настоящее время на территории Российской Федерации продолжается процесс поэтапной демократизации, что в свою очередь требует взаимодействия представителей гражданского общества и органов государственной власти, для совместного решения ряда важных вопросов, которые затрагивают все сферы жизни общества. Гражданское общество является каналом выражения интересов населения через создание негосударственных объединений, функционирующих для решения отдельных социальных, экономических и политических проблем и отстаивания интересов общественных групп. Субъектами, вступающими с ним во взаимодействие, являются органы государственной власти. Государственные органы представляют собой коллегиальные структуры, наделённые властными полномочиями согласно законодательным актам.
В настоящее время возрастает роль построения и активного применения государственного и общественного контроля совместно, что в свою очередь помогает подходить к решению всех общественных проблем комплексно.
Обратимся к определениям общественного и государственного контроля [3, с. 32-37].
Общественный контроль представляет собой добровольную деятельность некоммерческих объединений с целью получения прозрачной информации от органов государственной власти и местного самоуправления. Более того, общественный контроль позволяет доносить мнение общества, повышать общую эффективность во всех сферах и повышать уровень ответственности государственных решений перед населением [4 с. 10-14].
Основополагающим нормативно-правовым документом, который регулирует общественный контроль, является Конституция Российской Федерации. Важно отметить, что во второй части статьи 24 Конституцией Российской Федерации регламентируется предоставление права граждан на наблюдение и контроль деятельности органов государственной власти. Статьи 24 и 29 предоставляют право всем гражданам на получение достоверной и правдивой информации. Статья 30 закрепляет право на создание общественного объединения гражданами [2].
Ключевыми целями общественного контроля являются:
Рис. 1. Цели общественного контроля [5, с. 59-61]
Формой общественного участия в управлении является общественная инициатива, так как именно она является неотъемлемой частью развитого гражданского общества в условиях непрерывного процесса демократизации. Общественная инициатива содержит в себе предложения по улучшению или решению различных социально-экономических проблем внутри страны с помощью добровольного выражения мнения заинтересованных групп через специальный информационный ресурс.
Рассмотрим понятие государственного контроля. Государственный контроль включает в себя целенаправленные решения и деятельность государственных органов власти, направленную на контроль и поэтапную проверку подотчётных единиц.
Обратимся к ключевым целям государственного контроля:
Рис. 2. Цели государственного контроля [6, с. 154-160]
Согласно ФЗ №294 государственный контроль можно классифицировать в широком смысле следующим образом: 1. Федеральный государственный контроль. 2. Региональный государственный контроль. 3. Муниципальный контроль [1]. Данная классификация позволяет понять чёткое разграничение контроля органов государственной власти на отдельные территориальные единицы.
Общественный и государственный контроль способны взаимодействовать в следующих формах [7, с. 772-775]:
Рис. 3. Формы взаимодействия общественного и государственного контроля [8, с. 24-30]
Рассмотрим данные формы взаимодействия подробнее.
Первый случай предполагает оказание влияния государства на гражданское общество, что в свою очередь предполагает создание института общественного контроля по инициативе государства. С помощью введения специальных законодательных актов устанавливаются нормативные основы деятельности данного общественного образования [9, с. 152-157]. Более того, государство оказывает материальную поддержку данному органу путём предоставления льгот и введения целевых программ.
Второй случай включает в себя воздействие гражданского общества на органы государственной власти, где отдельные заинтересованные общественные объединения способны участвовать в процессе избрания и формирования органов государственного управления, принятии отдельных важных общественных решений [10, с. 100]. Важно отметить, что гражданское общество в данном случае обладает большей «гибкостью» и свободой, что позволяет развивать общественную инициативу и институты СМИ.
Далее обратимся к реальным примерам взаимодействия общественного и государственного контроля:
- Органы государственной власти часто используют информацию, поступающую от субъектов общественного контроля, например, после массового опроса.
- Участие общественных объединений в поэтапном формировании государственной власти.
Перейдём к рассмотрению основных проблем, препятствующих созданию эффективного взаимодействия между субъектами государственного и общественного контроля.
Во-первых, административное и уголовное законодательство не закрепляет конкретные меры ответственности органов государственного контроля за умышленное противодействие правам института общественного контроля.
Во-вторых, на территории Российской Федерации преобладает слабый уровень развития гражданского общества.
Если говорить о дальнейших перспективах взаимодействия данных институтов, то стоит отметить, что ускорение процессов демократизации, внесение поправок в законодательные акты и становление полноценного гражданского общества способны принести значительные положительные изменения в будущем.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что взаимодействие общественного и государственного контроля является основой развития института демократии и гражданского общества. На современном этапе развития в Российской Федерации имеется ряд упущений в законодательном регулировании взаимодействия данных субъектов, что в значительной степени влияет на эффективность решений, принимаемых с опорой на данные, получаемые от субъектов общественного и государственного контроля. Однако, при решении вышеописанных проблем, можно спрогнозировать дальнейшее развитие совместных каналов коммуникации вышеназванных институтов общественной жизни, что в свою очередь повысит общую эффективность внутри государства.