Введение. На современном этапе развития общества профессионализм и эффективность государственного управления играют решающую роль в обеспечении благополучия общества и развития государства. Белгородская область, как регион Российской Федерации, уделяет особое внимание правовому регулированию в сфере государственной и муниципальной службы. Законодательство Белгородской области в данной сфере направлено на повышение эффективности управления и создание справедливых условий для каждого служащего. Стоит отметить, что современное законодательство Белгородской области о государственной и муниципальной службе охватывает широкий спектр вопросов, начиная от порядка поступления на службу, заканчивая нормами профессионального поведения и этическими стандартами. Это обеспечивает не только права и интересы граждан, работающих в государственном и муниципальном аппарате, но и способствует более тесному взаимодействию власти с обществом.
Методы и организация исследования. Для анализа особенностей законодательства о государственной и муниципальной службе на территории Белгородской области были использованы следующие методы научного исследования: системный, сравнительно-правовой, историко-правовой и институциональный.
Результаты исследования. Согласно правовым нормам РФ, высшие органы власти - Президент, Правительство и Федеральное Собрание формируют государственный курс, устанавливают долгосрочные и оперативные цели развития страны, задают направление развития общества и госаппарата, осуществляют надзор за бюрократической системой и отвечают перед народом за качество её функционирования. Так, государственный аппарат создает практические механизмы и инструменты для воплощения политических инициатив, трансформируя их в четкие административные проекты с учетом существующих правовых норм и бюджетных возможностей
[9, c.12].
Как отмечает В.П. Васильев: «Вопрос о соотношении политики и государственной службы необходимо рассматривать в плоскости разделения всех государственных должностей на две категории: политические и административные. Такое разделение должностей характерно для всех демократических систем государственной власти» [6, c. 32]. Так, служащих государственных учреждений, как и работников крупных компаний, можно распределить по категориям в зависимости от их положения в управленческой иерархии. Хотя каждый специалист уникален, существуют общие характеристики, определяющие его место в системе. Интересно, что подобные уровни организации можно обнаружить как в государственном, так и в коммерческом секторе. Однако взаимодействие с политической системой накладывает особый отпечаток на обязанности госслужащих, делая их функционал специфическим.
Законодательные акты федерального уровня, принятые в Российской Федерации за минувшие десятилетия, служат ключевым фундаментом для исследования актуальной системы государственной и муниципальной службы. Среди таких законов можно назвать следующие:
- Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» определено, что это «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации» [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная гражданская служба РФ представляет собой комплекс должностных обязанностей, выполняемых российскими гражданами на профессиональной основе. Их деятельность направлена на реализацию властных функций как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, включающая работу в органах власти различных уровней, а также исполнение обязанностей лицами, занимающими должности, предусмотренные основным законом страны и региональными нормативными актами. Такие служащие обеспечивают функционирование государственного аппарата и претворяют в жизнь государственную политику на всех уровнях управления [5, c. 61].
В научных работах по праву до сих пор нет единого и общепризнанного толкования термина «государственная служба», что вызывает разногласия среди исследователей. Тем не менее, наиболее четкое определение понятия «государственная служба» дает, на наш взгляд, В.П. Гриднев: «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» [7, c. 18]. Таким образом, в понимании автора в структуре взаимоотношений между властью и населением существует цепочка элементов: от высшего уровня (государства) до отдельного гражданина. Государственная служба фокусируется на трех ключевых компонентах: должностях, служащих и гражданах. При этом формируются две основные линии взаимодействия. Первая возникает, когда госслужащий вступает в правовые отношения с государственными структурами. Вторая линия образуется при контакте должностного лица с рядовыми гражданами. Таким образом, госслужба выступает связующим звеном между властью и обществом, обеспечивая их эффективное взаимодействие.
Что же касается муниципальной службы в РФ, стоит отметить, что согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ: «Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)» [2]. Кроме того, закон определяет, что «Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя)» [2].
Муниципальная служба представляет собой ключевой юридический механизм, обеспечивающий решение задач на местном уровне. Этот институт действует в системе публичного управления и имеет официальный государственный статус. Муниципальная и государственная служба тесно взаимосвязаны между собой, поскольку сотрудники муниципалитетов глубоко вовлечены в административную работу на вверенных им территориях. При этом в своей деятельности они должны учитывать не только локальные правовые акты [8, c. 13]. Помимо соблюдения различных постановлений, необходимо обеспечивать выполнение всей правовой базы - от общегосударственных нормативов до региональных документов и местных распоряжений, принятых органами власти РФ. Также стоит отметить, что в наши дни концепция местного самоуправления реализуется через различные формы низовой демократии - от объединений жильцов до районных советов, которые занимаются решением локальных вопросов на уровне дворов, микрорайонов и т.д.
Белгородская область, как и другие регионы Российской Федерации, руководствуется федеральным законодательством, касающимся государственной и муниципальной службы, при этом имея свои особенности и нормативные акты, регламентирующие данные вопросы на территории области. Законодательная база Белгородской области, регулирующая вопросы государственной и муниципальной службы, состоит из ряда ключевых нормативных актов. Основу составляют:
- Закон Белгородской области от 30 марта 2005 года № 176 «О государственной гражданской службе Белгородской области» (с изменениями на 26 сентября 2024 года);
- Закон Белгородской области от 24.09.2007 №150 (ред. от 30.09.2021) «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области».
Указанное законодательство устанавливает правовые основы организации и функционирования государственной и муниципальной служб, определяют права и обязанности служащих, порядок их принятия на службу, прохождения службы и увольнения. Кроме этих законов, деятельность государственных и муниципальных служащих регулируется рядом подзаконных актов, включая различные постановления, инструкции и правила, утверждаемые органами государственной власти Белгородской области. Эти документы дополняют и уточняют положения основных законов, касаясь, в частности, процедур проведения конкурсов на замещение вакантных должностных лиц, критериев отбора кандидатов, требований к профессиональной подготовке и квалификации служащих.
Важно отметить, что специфика законодательства Белгородской области обусловлена необходимостью адаптации общих норм к условиям и потребностям региона. В области действуют нормативные правовые акты, призванные дополнить и уточнить положения федерального законодательства, особенно в части, касающейся механизмов обеспечения эффективности государственной и муниципальной службы, повышения качества управления и оптимизации системы государственного и муниципального управления. Актуальность и важность правильной организации государственной и муниципальной службы в регионе подчеркивается стремлением к повышению эффективности реализации политики, экономического и социального развития Белгородской области, что напрямую зависит от профессионализма, ответственности и квалификации кадров.
В этой связи, Закон Белгородской области «О государственной гражданской службе Белгородской области» уточняет, что «должностным регламентом государственного гражданского служащего Белгородской области могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы для замещения должности государственной гражданской службы Белгородской области» [3].
В статье 6 Закона Белгородской области «О государственной гражданской службе Белгородской области» также трактует классные чины государственной гражданской службы Белгородской области следующим образом: «Государственным гражданским служащим Белгородской области, замещающим должности государственной гражданской службы Белгородской области высшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы Белгородской области - действительный государственный советник Белгородской области 1, 2 или 3 класса» [3]. Кроме того, указываются особенности должностей государственной гражданской службы Белгородской области старшей и младшей групп.
Статьи 8-11 Закона Белгородской области «О государственной гражданской службе Белгородской области» регулируют такие вопросы как: порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Белгородской области, для которых установлен ненормированный служебный день; оплату труда государственного гражданского служащего Белгородской области; фонд оплаты труда государственных гражданских служащих Белгородской области и работников государственного органа; представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В качестве гарантии предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Белгородской области, для которых установлен ненормированный служебный день в Законе «О государственной гражданской службе Белгородской области» отмечено право получить дополнительный оплачиваемый отпуск. Эта привилегия полагается вне зависимости от того, сколько времени служащий фактически перерабатывал сверх стандартной длительности трудового дня. Дополнительные дни отдыха гарантированы каждому госслужащему Белгородской области, работающему в режиме ненормированного дня. Дополнительный и основной оплачиваемые периоды отдыха объединяются в единый отпускной срок. При необходимости перенести или в ситуации неиспользования добавочных дней отдыха, а также при прекращении трудовых отношений, возможность взять такой отпуск осуществляется согласно российским правовым нормам, регулирующим порядок предоставления стандартных оплачиваемых отпусков.
Госслужащие Белгородской области, согласно Закону, получают материальное вознаграждение, включающее базовую ставку за занимаемую должность и надбавку за присвоенный классный чин, формирующие основной месячный заработок. Дополнительно к этому начисляются регулярные ежемесячные выплаты и прочие надбавки, предусмотренные системой оплаты труда региональных государственных служащих. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих Белгородской области, согласно Закону, «устанавливаются постановлением губернатора Белгородской области. Размеры окладов денежного содержания ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Белгородской области производится на рост средней заработной платы в Белгородской области за отчетный год к году, предшествующему отчетному, но не ниже уровня инфляции (потребительских цен)» [3].
Важный аспект в Законе Белгородской области «О государственной гражданской службе Белгородской области» – это профессиональное развитие государственных гражданских служащих Белгородской области (Ст. 14). Правительство региона утверждает комплексную программу повышения квалификации госслужащих после принятия бюджетного законодательства. Закон определяет масштабы и организацию образовательных мероприятий для работников государственного аппарата Белгородской области, направленных на совершенствование их профессиональных навыков и компетенций.
Профессионализм работников, как государственной, так и муниципальной службы определяется рядом ключевых характеристик:
- во-первых, владение профессиональными знаниями, соответствующее образование и практические умения, способность перенимать успешные практики. Важными показателями являются стабильное и эффективное исполнение должностных обязанностей, грамотное принятие управленческих решений, устойчивость в карьере и осознание значимости своего труда;
- во-вторых, важным фактором выступает периодическое обновление кадрового состава, обеспечивающее приток свежих идей и поддержание активного развития управленческой системы;
- в-третьих, постоянное обновление управленческого подхода, включая генерацию инновационных решений и укрепление взаимодействия с гражданами. Важно искоренять стагнацию, излишний формализм и безответственность в работе. При этом необходимо соблюдать баланс между ротацией кадров и сохранением ценных сотрудников, отличающихся профессионализмом и проактивной позицией;
- в-четвертых, карьерное продвижение или перевод на другие руководящие позиции должны осуществляться с учетом компетенций, мотивации и накопленного профессионального багажа работника.
Таким образом, государственная служба в Белгородской области определена нормативно-правовыми актами Российской Федерации и специализированными региональными законами. Особое внимание в региональном законодательстве уделяется устойчивому развитию территорий и управленческой эффективности. В соответствии с региональной политикой, а также Законом Белгородской области от 30 марта 2005 года № 176 «О государственной гражданской службе Белгородской области» значительное внимание уделяется подготовке и повышению квалификации служащих, что включает различные формы обучения и стажировок. Это позволяет не только совершенствовать навыки государственных служащих, но и способствует внедрению инновационных подходов в государственное управление.
Закон Белгородской области «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» состоит из 5 глав и устанавливает особенности правового регулирования муниципальной службы в Белгородской области. В анализируемом законодательстве вынесены статьи, освещающие следующие аспекты:
- должности муниципальной службы в Белгородской области, где дается четкая формулировка подразделения должностей муниципальной службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы) (Cт. 2).
- реестр и соотношение должностей муниципальной службы (Ст.3), в которой указано, что «Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Белгородской области» [4]. Кроме того, выделены случаи двойного наименования должностей муниципальной службы;
- контроль за расходами муниципальных служащих (Cт. 3.1), согласно которой должностные лица муниципальной службы обязаны декларировать свои финансовые поступления, собственность и материальные обязательства;
- порядок заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы (Cт. 3.2). Данная статья определяет особенности заключения договора о целевом обучении. Так, чтобы получить целевое направление на учебу с последующим трудоустройством в муниципальные органы, кандидату необходимо пройти два этапа отбора. Сначала абитуриент должен успешно сдать экзамены в аккредитованный государством ВУЗ. Затем специальная комиссия при местной администрации проводит с ним персональное собеседование. Только после этого может быть подписан договор о целевой подготовке специалиста;
- порядок получения муниципальным служащим разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (Ст.3.3). Данная статья была введена законом Белгородской области от 14.05.2020 № 478.
В Главе 2 Закона Белгородской области «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» определены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы и порядок аттестации муниципальных служащих. В качестве основных требований отметим следующие:
- «Для замещения высших должностей муниципальной службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры и стажа муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет;
- для замещения главных должностей муниципальной службы – наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры и стажа муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет» (Ст.4).
Должностная инструкция определяет необходимый набор профессиональных компетенций и навыков сотрудника муниципальной службы, которые зависят от специфики его работы и направления деятельности в органах местного самоуправления.
Отдельно в Главе 2 Закона Белгородской области «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» рассмотрена процедура аттестации муниципальных служащих (Cт.6). В статье отмечено, что при оценке работы сотрудника муниципальной службы важно создать благоприятную атмосферу и придерживаться справедливого подхода в анализе его компетенций. Эффективность деятельности служащего определяется путем сопоставления его навыков с требованиями занимаемой позиции, а также через призму достигнутых результатов. Статья также гласит о том, что необходимо учитывать вклад работника в достижение целей органа местного самоуправления, уровень сложности выполняемых задач и общая продуктивность его работы.
В Главе 3 Закона Белгородской области «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области», как и в Законе «О государственной гражданской службе Белгородской области» определены особенности классных чинов муниципальных служащих – рассмотрен порядок присвоения классных чинов (Ст.10), особенности присвоения классных чинов (Cт.11), cохранение классных чинов (Ст.12).
4 глава Закона Белгородской области «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» содержит информацию об оплате труда и других социальных гарантиях и поощрениях муниципальных служащих. В целом, статьи 13-16 повторяют особенности оплаты труда, отпуска, порядок исчисления стажа муниципальной службы, поощрения Закона «О государственной гражданской службе Белгородской области» с некоторыми дополнениями (например, продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, система поощрения за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу).
Заключение. Таким образом, анализ законодательства Белгородской области о государственной и муниципальной службе позволил сделать ряд выводов:
- В Белгородской области права и обязанности государственных и муниципальных служащих регламентированы соответствующим законодательством, которое устанавливает рамочные положения их профессиональной деятельности. Государственные и муниципальные служащие вправе рассчитывать на социальные гарантии, предусмотренные законом, включая обеспечение социального страхования, предоставление отпусков и компенсаций. Также среди прав служащих выделяется возможность профессионального и карьерного роста, доступ к обучению и повышению квалификации.
- Государственные и муниципальные служащие обязаны строго соблюдать законодательство РФ и нормативно-правовые акты Белгородской области, этические нормы служебного поведения. Особое внимание уделяется необходимости предотвращения конфликта интересов и пресечения любых проявлений коррупции. Обязанностью служащих является также надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, эффективное использование служебной информации, а также сохранение государственной и служебной тайны.
- Законодательство Белгородской области о государственной и муниципальной службе подчеркивает, что служащие должны соблюдать принципы законности, честности, беспристрастности, а также открытости и доступности информации о своей деятельности. Важным является также условие постоянного повышения квалификации и профессионального развития.
Можно сделать вывод о том, что государственная и муниципальная служба в Белгородской области функционирует по канонам федерального законодательства Российской Федерации, а также в рамках нормативов, установленных региональными властями. Перспективы развития службы в регионе напрямую зависят от эффективности предпринимаемых мер. При правильном подходе можно существенно повысить качество управления и усилить доверие граждан к власти.