Введение
Актуальность темы определена особой значимостью военной и правоохранительной службы в обеспечении безопасности государства и его граждан. Данные институты играют важнейшую роль в защите суверенитета, правопорядка и стабильности, что зависит от четкого и всестороннего правового регулирования. В современных условиях, зависимы с глобальными вызовами, среди которых международная напряженность, транснациональная преступность, терроризм и киберугрозы, правовое регулирование службы в армии и правоохранительных органах становится особенно важным. Оно гарантирует баланс между выполнением служебных обязанностей и защитой прав сотрудников, в добавок способствует повышению эффективности их деятельности. Необходимое условие совершенствования нормативно-правовой базы связана не только стремительным изменением социально-экономической и политической обстановки, а также развитием новых форм угроз, которые нуждаются в адаптации существующих правовых механизмов. Цель статьи состоит в анализе особенностей правового регулирования военной и правоохранительной службы в Российской Федерации, в том числе изучение основных нормативных актов, правового статуса служащих и ключевых проблем, возникающих в данной сфере.
Правовое регулирование военной службы базируется на ряде основных нормативно-правовых актов, которые указывают на организацию и прохождение службы. На первом месте это Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные принципы воинской обязанности граждан. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует порядок призыва, прохождения и прекращения военной службы, а также права и обязанности военнослужащих [2]. Уставы Вооружённых Сил РФ, со своей стороны, содержат определенные положения о дисциплине, порядке выполнения служебных задач и внутреннем распорядке. Права и обязанности военнослужащих занимают центральное, основополагающее место в правовом регулировании. Военнослужащие должны защищать суверенитет и территориальную целостность государства, исполнять приказы командования и соблюдать воинскую дисциплину. Несмотря на это, они наделены правами, обеспечивающими их защиту, включая право на социальные гарантии, жильё и медицинское обслуживание [6]. Характеристики прохождения военной службы включают разделение на контрактную и призывную формы. Контрактная служба базируется на добровольном соглашении между гражданином и Министерством обороны, тогда как призывная служба является обязательной для всех граждан мужского пола, за исключением предусмотренных законом случаев. Социальные гарантии и компенсации для военнослужащих содержат льготы при выходе на пенсию, предоставление служебного жилья, бесплатное медицинское обслуживание и компенсации в обстоятельствах получения увечий или гибели на службе. Данные меры направлены на обеспечение социальной защищенности военнослужащих и их семей, а это повышает престиж службы и мотивацию граждан к её прохождению [8, с.34-42].
Правовое регулирование правоохранительной службы также основывается на ряде нормативно-правовых актов, которые устанавливают полномочия, обязанности и порядок службы в органах внутренних дел и остальных правоохранительных структурах. Главными документами являются Федеральный закон «О полиции», который предопределяет задачи, функции полиции, и Закон «О службе в органах внутренних дел», регулирующий порядок прохождения службы, права и социальные гарантии сотрудников. Права и обязанности сотрудников правоохранительных органов предусматривают обеспечение общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, пресечение преступлений и административных правонарушений. Сотрудники должны действовать строго в рамках закона, использовать полномочия пропорционально, с учетом прав граждан [3, 4].
Приоритетное внимание уделяется регулированию дисциплины и ответственности сотрудников. Установлены строгие правила профессионального поведения, нарушение которых может повлечь дисциплинарные меры или увольнение. Это направлено на поддержание высокой эффективности работы и доверия граждан. Особенность правового статуса сотрудников различных ведомств (МВД, ФСБ, прокуратуры и др.) состоит в их различных задачах и полномочиях. Например, сотрудники МВД сконцентрированы на поддержании общественного порядка в то время, как ФСБ занимается вопросами государственной безопасности, а прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства. Отличия в функциях находят отражение в особенностях правового регулирования их деятельности. Предлагаю вставить этот абзац после раздела “Правовое регулирование военной службы”, но до “Правовое регулирование правоохранительной службы”. Это логично, поскольку речь идет о правовом регулировании в контексте обоих типов службы, и добавление таких деталей помогает продолжить анализ. Помимо этого, необходимо добавить, что правовое регулирование военной и правоохранительной службы не ограничивается лишь федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Для качественного функционирования данных структур необходимо иметь системы внутренних актов и инструкций, которые уточняют и конкретизируют основные положения, регулирующие обязанности и права служащих. К примеру, в армии это могут быть уставы и другие внутренние документы, регулирующие порядок службы, дисциплину и обязанности военнослужащих. В правоохранительных органах похожие функции выполняют служебные инструкции и регламенты, они и помогают поддерживать порядок и безопасность внутри организации и обеспечивают эффективное выполнение задач сотрудников.
Особо важным аспектом правового регулирования правоохранительной службы считается соблюдение всех прав граждан и соблюдение принципов законности при осуществлении правоохранительной деятельности. При обстоятельствах текущих социально-экономических и политических изменений правоохранительные органы имеют дело с новыми вызовами, например, рост киберпреступности, терроризм и коррупция, что предполагает оперативного реагирования и постоянного совершенствования законодательства. Это все подчеркивает нуждаемость адаптации правовых норм к изменяющимся условиям и повышению эффективности работы правоохранительных органов [12, с.112-115]. Военная и правоохранительная службы объединены совместными признаками в правовом регулировании, среди которых четко прописанные права и обязанности служащих, нормы дисциплины и ответственности, но и социальные гарантии. Между тем, между ними существуют значительные различия. Статус военнослужащих характеризуется особенностями военной службы, связанной с выполнением задач в экстремальных условиях, в том числе боевые действия. Тем временем как правоохранительная служба сосредоточена на поддержании правопорядка в мирное время, её задачи более сфокусированы на взаимодействие с гражданским населением [5]. Специфика регулирования социальных гарантий и льгот также отличаются. Военнослужащие имеют доступ к специализированным льготам, например, обеспечение жильём в местах дислокации войск, а сотрудники правоохранительных органов пользуются преимущественно компенсациями и льготами, взаимосвязанными с их профессиональными рисками. Влияние правового регулирования на эффективность служб обуславливается в способности государственных структур адаптироваться к современным вызовам. Совершенствование правовой базы помогает повышению уровня профессиональной подготовки, социальной защищенности и мотивации сотрудников, что, соответственно, укрепляет безопасность государства и общества [7].
Не обращая внимания на схожесть в целях обеспечения безопасности государства и общества, правовое регулирование военной и правоохранительной службы имеет значительные различия. Военные служащие, выполняя задачи в рамках государственной обороны, подчиняются строгим уставам и действуют в условиях особой юридической ответственности, что отражает необходимость соблюдения дисциплины в армии. Несмотря на это, сотрудники правоохранительных органов, кроме того, выполнения функций охраны общественного порядка, часто взаимодействуют с гражданским населением в рамках правового поля, что требует более универсального подхода в регулировании их деятельности. Данные различия отражаются не только в нормативно-правовых актах, но и в специфике прав и обязанностей каждого из этих категорий служащих [9, с. 238].
Заключение
Подводя итоги, можно выделить, что правовое регулирование военной и правоохранительной службы в Российской Федерации играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности и защиты прав граждан. Нормативно-правовая база, включающая Конституцию РФ, профильные федеральные законы и ведомственные акты, предопределяет порядок прохождения службы, права и обязанности служащих, но и механизмы их социальной защиты [1]. Тем не менее, существующие вызовы, зависимые с изменением характера угроз и усложнением международной обстановки, предусматривает дальнейшее совершенствование законодательства.
Большее внимание следует уделить унификации правового регулирования, устранению противоречий в нормативных актах, в том числе повышению уровня социальной защищенности и профессиональной подготовки служащих. Не менее значимым является внедрение современных технологий и методов управления, что тоже должно найти отражение в правовой базе [10].
Качественное правовое регулирование военной и правоохранительной службы имеет прямое влияние на укрепление национальной безопасности, обеспечивая стабильность, правопорядок и защиту интересов государства и его граждан. Совершенствование законодательства в данной сфере будет гарантом эффективной, качественной работы важнейших организаций, ответственных за безопасность и правопорядок в стране.