Психолого-педагогические условия развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ в условиях ФГОС
научный журнал «Актуальные исследования» #15 (18), август '20

Психолого-педагогические условия развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ в условиях ФГОС

Показано, что для успешной реализации профессиональной педагогической деятельности будущий педагог ДОУ должен обладать суммой компетенций. Раскрыта сущность некоторых профессиональных компетенций. Затронуты вопросы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в образовательном процессе высшей школы. Обоснован вывод о том, что проблема развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ является многоплановой, научной, психолого-педагогической проблемой.

Аннотация статьи
ДОУ
педагог
личностно-ориентированное обучение
ФГОС ВО
профессиональные компетенции
профессиональные способности
Ключевые слова

В современной психолого-педагогической литературе накоплен обширный материал, посвященный проблеме развития педагогических способностей, этот вопрос остается актуальным для будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), особенно в условиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Кроме того, возросшие требования современного общества к педагогическому профессионализму и мастерству, приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса, осуществляемого педагогами ДОУ.

В научно-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению влияния уровня развития педагогических способностей на продуктивность профессиональной педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). Данные исследователи доказывают, что эффективность профессиональной педагогической деятельности, мастерство педагогов в значительной степени определяются развитыми педагогическими способностями [8, с. 173].

Цель статьи – раскрыть психолого-педагогические условия развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ в условиях федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Создание психолого-педагогических условий развития профессиональных способностей будущего педагога ДОУ исходит из профессиональной программы обучения, основой которой выступает ФГОС ВО. Данный стандарт является комплексом нормативных, организационных и методических документов, которые определяют структуру и содержание профессиональных направлений подготовки и создают основу для обеспечения требуемого качества подготовки будущих педагогов ДОУ. Стандарты по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [2] и 44.04.01 Педагогическое образование [3] (магистратура) отражают сущность специальности, требования к уровню подготовки педагога, необходимый минимум профессиональной программы образования по специальности и примерный учебный план.

ФГОС ВО выделяет несколько основных видов профессиональной педагогической деятельности: педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, проектная, методическая, культурно-просветительская; и задает основу для компетентностной модели педагога дошкольного образования, получившего степень «магистр». Для успешной реализации перечисленных видов деятельности будущий педагог ДОУ должен, в первую очередь, обладать суммой общекультурных и общепрофессиональных компетенций, составляющих «ядро» профессиональной компетентности педагога ДОУ. Общекультурная компетентность будущего педагога ДОУ, который получил степень «магистр», требует от него сформированной готовности применять педагогические знания, решать профессиональные задачи, работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке. К общепрофессиональным компетенциям будущего педагога ДОУ относятся готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках, способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать профессиональную карьеру и образовательный маршрут.

Ключевое понятие, которое используется в ФГОС для обозначения профессиональных способностей, формирующихся у педагога во время освоения основной образовательной программы – это профессиональные компетенции (ПК). Основные виды деятельности будущего педагога ДОУ соотносятся с профессиональными компетенциями. Например: «ПК-1 – способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях» [3]. Здесь предполагается достижение такого профессионального уровня, который отразится на профессиональных знаниях о современных образовательных методах, на умении их практического применения.

Среди других профессиональных компетенций, например: «ПК-5 – способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-19 – способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций». Длинный перечень профессиональных компетенций будущих педагогов ДОУ подразумевает активную творческую деятельность научно-педагогических кадров, которые заняты в процессе вузовского и послевузовского профессионального педагогического образования.

С точки зрения развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ важны такие компетентностные требования, которые заложены как в федеральных государственных требованиях, так и в действующих программах ДОУ («Успех», «Детство», «Радуга», «Росинка» и др.), например: организация разных форм деятельности и общения воспитанников; организация образовательной работы; взаимодействие с родителями воспитанников и работниками ДОУ; методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса и др. [1].

При организации учебного процесса преподавателям следует принимать во внимание возрастные особенности формирования личности учащихся, которые заметно влияют на развитие их профессиональных способностей. Возраст студентов характеризуется самым высоким уровнем показателей, таких как мышечная сила, скорость реакций, двигательная ловкость, выносливость и т.д., поэтому считается, что это время физического совершенства человека. Но в студенческом возрасте не только физические свойства, но и высшие психические функции достигают максимума в своем развитии, в частности, в восприятии, внимании, памяти, речи, мышлении, чувствах. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что данный жизненный период – самый подходящий для учебы и профессиональной подготовки.

В это время происходит активное формирование индивидуального стиля работы. Н.А. Аминов считает, что для будущих педагогов ДОУ в процессе профессиональной подготовки возможно формирование индивидуального стиля педагогической деятельности [4]. Преобладающее значение в познавательной деятельности приобретает абстрактное мышление, формируется обобщенный образ мира и устанавливаются глубокие отношения между различными областями исследуемой реальности. Если эти способности не развиты, то у учащихся может закрепиться навык полумеханического запоминания изученного материала, что приводит к увеличению показного обучения, но тормозит развитие интеллекта. Наиболее важной способностью, которую студент должен приобрести в университете, на самом деле является способность к обучению, которая в корне повлияет на его профессиональное развитие, поскольку от нее зависят его возможности последипломного непрерывного образования [5, с. 296].

Особенно быстро в период получения высшего образования происходит развитие специальных навыков. Впервые студент сталкивается со многими видами деятельности, которые являются составляющими его будущей профессии. Разумеется, это относится непосредственно к особым педагогическим навыкам (коммуникативным, перцептивным, гностическим, конструктивным и т.д.), поскольку студенты в процессе обучения в вузе осуществляют и коммуникативную, и гностическую, конструктивную и другие виды педагогической деятельности [8, с. 174].

В юношеском возрасте, на который приходится время студенчества, отношение к своей личности меняется, это проявляется в осознании своей индивидуальности, уникальности своего «Я» как активного деятельного начала. Возрастные и социальные характеристики учащихся способствуют реализации процесса саморазвития, что выражается в активном самосовершенствовании личностных характеристик. При этом системообразующим личностным свойством саморазвития выступает рефлексия. По мнению С.Л. Рубинштейна, именно студенческий возраст наиболее чувствителен к развитию рефлексивных навыков [7].

Психолого-педагогические условия, которые обеспечивают более эффективное развитие профессиональных навыков будущих педагогов ДОУ, предусматривают организацию образовательного процесса не как что-то принципиально новое, а измененное, с постоянной поддержкой известного, доступного и понятного, с укреплением элементов личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные навыки каждого учащегося.

Личностно-ориентированное обучение основано на методологическом признании таких факторов формирования личности учащегося, как его потребности, мотивации, цели, навыки, деятельность, интеллект. В процессе такого обучения максимально учитываются возрастные, индивидуальные, психологические и другие особенности учащихся. Взаимодействие студентов и преподавателей как субъектов образовательного процесса меняется. В личностно-ориентированной модели профессионального образования акцент смещается со строго специализированной специальной подготовки на гармоничное и целостное творческое развитие человека посредством профессионального образования [6, с. 37].

Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе вуза повышает эффективность развития профессиональных навыков будущих педагогов ДОУ и их потенциальных навыков, самореализации.

Реализация системно-деятельностного подхода также помогает повысить эффективность развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ, так как способности более успешно развиваются в активной работе. Эффективность значимых для студентов образовательных мероприятий может варьироваться в зависимости от степени их самостоятельности, творческой активности, индивидуального или совместного характера. В связи с этим основной упор делается на организацию различных видов студенческой деятельности, изменение роли преподавателя, выступающего в качестве менеджера, организатора образования, а не только передатчика знаний и методов работы; на изменение характера образовательной информации, применяемой как средства управления работой, а не как учебной цели. Познавательная деятельность студентов – будущих педагогов ДОУ должна быть адаптирована к профессиональной деятельности, то есть она должна воспроизводить в себе характеристики той профессиональной деятельности, к которой готовится специалист.

Ориентация на развитие профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ предполагает изменение содержания учебных дисциплин: в одном случае включение материала по педагогическим способностям в содержание дисциплины («Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»), в другом – расширение и обогащение научного материала по профессиональным способностям педагога («Педагогика среднего профессионального образования», «Технологии профессионального образования»). Это требует более глубокой разработки учебных программ, учебных пособий; создание учебно-методических комплексов по предметным дисциплинам подготовки, ориентированных на развитие профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ.

Во время профессиональной подготовки студентов в педагогическом учебном заведении различные компоненты педагогических навыков развиваются неравномерно, что также следует учитывать при организации учебного процесса и проведении учебных занятий. Нужно иметь в виду, что более активно в учебном процессе студенты развивают педагогические и коммуникативные способности, а гностические, конструктивные и проектировочные – требуют больше времени для своего формирования. Особое внимание следует уделить развитию рефлексивных способностей (как отмечалось выше, возраст учащихся весьма благоприятен для их развития), а также организаторских, которые, к сожалению, уменьшаются по мере взросления [8, с. 174].

Таким образом, проблема развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ касается всех аспектов профессиональной деятельности будущего специалиста, решение которых может быть обеспечено с позиций системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению. ФГОС ВО предлагает рассматривать профессиональные способности педагогов с позиций профессиональных компетенций, которые являются универсальной деятельностной платформой. Будущему педагогу ДОУ необходимо быть хорошо знакомым с особенностями работы воспитателем, с его личностными и профессионально важными качествами. Это нужно для эффективного построения образовательно-воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении, для осуществления методически грамотного руководства педагогической практикой студентов в ДОУ.

Текст статьи
  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. № 265.
  2. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.06.2020)
  3. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.06.2020)
  4. Аминов Н.А. Психологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. URL: http://voppsy.ru/issues/1988/885/885071.htm (дата обращения: 01.06.2020)
  5. Ламаш И.В. Психологическая служба вуза как организационная форма реализации системы психологического сопровождения / И.В. Ламаш, Е.А. Евдокимова. Тошкент: ТДПУ, 2018. С. 295-299.
  6. Наумов С.В. УНПК как функциональная модель сетевого сообщества / С.В. Наумов // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 35-39.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
  8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М.: Академия, 2014. 422 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября