Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Коррекция речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии

Коррекция речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дизартрия
дети младшего школьного возраста
речевое дыхание
фонационное дыхание
воздушная струя
развитие речи
методика развития речевого дыхания

Аннотация статьи

В статье коррекция речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии, рассмотрены основные понятия, методики и этапы исследования и формирования речевого дыхания у детей при дизартрии в младшем школьном возрасте.

Текст статьи

Исследователи Л. И. Белякова, И. И. Ермакова, М. И. Ипполитова, Е. В. Лаврова, А. И. Максакова, Е. И. Мастюкова, Л. П. Успенская и др. при дизартрии отмечают несформированность и нарушение речевого дыхания у детей.

Дизартрия у младших школьников – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные характеристики невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замену звуков в сложных по слоговой структуре словах. В отдельных случаях возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии.

Объект исследования – особенности речи и речевого дыхания детей младшего школьного возраста с дизартрией.

Предмет исследования – содержание логопедической работы по коррекции речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что логопедическая работа по коррекции речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии будет эффективна, если она направлена на: возникновение у ребёнка диафрагмального тип дыхания; развитие темпо-ритмических характеристик речи.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Проанализировать логопедические методы коррекции речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии.
  3. Выявить особенностей речевого дыхания детей младшего школьного возраста с дизартрией.
  4. Разработать, апробировать и проверить эффективность логопедической работы по коррекции речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии.

В теоретическом исследовании были проанализированы понятия «дизартрия» и «речевое дыхание», изучены особенности фонационного дыхания и этапы его развития в норме, а также у детей дошкольного возраста с дизартрией. Правильное фонационное дыхание позволяет оптимизировать расход воздуха в процессе речевого высказывания, при минимальном мышечном напряжении достигать достаточной громкости голоса, менять его тональность, сохраняя пластику, экспрессию и четкость речи.

Под речевым дыханием понимается высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В норме, фонационное дыхание у ребенка формируется параллельно развитию речи.

У детей с дизартрией практически всегда наблюдается нарушение дыхательной функции. При этом фонационное речевое дыхание развито не в полной мере, дыхательный объем легких сокращен, выдох во время говорения менее продолжителен, чем вдох, воздушная струя недостаточна, отмечаются нарушения согласованности процессов дыхания, фонации и артикуляции.

Поэтому, неотъемлемыми составляющими успешного преодоления нарушений у детей с речевой патологией, являются формирование речевого дыхания и коррекция дизартрии.

База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Нефтекумска. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей 6–8 лет, с диагнозом дизартрия из них 4 мальчика и 6 девочек.

Обследование речевого дыхания Е. Ф. Архиповой с применением элементов методики А. И. Максакова с определением типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания. Обследование речевого дыхания. Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.

Использовалась методика диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.

Анализ результатов исследования силы воздушной струи у испытуемых по методу Е. Ф. Архиповой с применением элементов методики А. И. Максаковой на констатирующем этапе показал, что при недостаточном речевом дыхании у детей младшего школьного возраста с дизартрией страдает громкость, четкость, наблюдается малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, нечеткая дикция.

Анализ данных позволяет утверждать, что все дети младшего школьного возраста с дизартрией нуждаются в проведении логопедической работы по развитию речевого дыхания.

Критерии умение регулировать темп речи, данные обследования уровня умения регулировать ритм речи; критерий умение выделять ударный слог в слове и умение пользоваться логическим ударением, а также по критерию сформированность интонационной выразительности речи средний групповой показатель ниже среднего уровня составляет 1–1,2 балла; по критериям умение изменять высоту и силу голоса - средний групповой показатель составил 2,0, что соответствует среднему уровню. Полученные данные указывают на необходимость проведения коррекционной-логопедической работы по коррекции речевого дыхания детей.

Коррекционная работа проводилась на базе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» город Нефтекумск. Занятия проводились индивидуально 4-5 раз в неделю в течение месяца.

Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

В коррекции дыхания и голоса важную роль играют следующие структурные компоненты логопедического занятия: «дыхательная гимнастика», «дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», «упражнения для развития артикуляционной моторики», «логопедический массаж», «работа над голосом», «развитие силы голоса», «развитие тембра голоса».

Сравнительные результаты исследования силы воздушной струи у испытуемых по методу Е. Ф. Архиповой с применением элементов методики А. И. Максаковой на констатирующем и контрольном этапах показал, что при недостаточном речевом дыхании у детей младшего школьного возраста с дизартрией страдает громкость, четкость, наблюдается малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, нечеткая дикция.

Сравнительные данные уровня умения регулировать темп речи. Средний показатель на констатирующем этапе ниже среднего 1,0 балла, а на контрольном – средний 2,4 балла, что указывает на положительную динамику. Данные обследования уровня умение регулировать ритм речи. Средний показатель 1,2 балла, что соответствует уровню ниже среднего. Средний показатель по группе детей 1,6 балла, что соответствует уровню ниже среднего. Диагностика умения изменять высоту голоса на констатирующем этапе среднегрупповой показатель 2,0 средний уровень. На контрольном этапе среднегрупповой показатель 2,8 высокий уровень. Измерение умения изменять силу голоса, среднегрупповой показатель увеличился с 2,2 среднего уровня до 2,8 ближе к высокому уровню. По критерию измерение умения выделять ударный слог в слове Среднегрупповой показатель повысился с 1,2 до 2,2 уровня средний. Сравнительный анализ данных уровня умения изменять силу голоса на констатирующем и контрольном этапах, также указывает что среднегрупповой показатель равен 1,2 уровня ниже среднего повысился до среднего 2,2 уровня. Данные диагностики умения пользоваться логическим ударением. Отмечен прирост показателя с 1,0 уровня ниже среднего до 2,0 уровня средний. По уровню сформированности интонационной выразительности речи на констатирующем этапе среднегрупповой показатель равен 0,8 низкий уровень на контрольном этапе среднегрупповой показатель равен 1,8 средний уровень. Следовательно, мы можем констатировать повышение показателей по всем критериям. Полученные данные указывают на эффективность проведенной логопедической работы по коррекции речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии.

Список литературы

  1. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Секачев В.Ю., 2011. 16 с.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. 352 с.
  3. Касимовская Н.А., Шатова Е.А. Вопросы современной педиатрии / 2020. Т. 19. № 2 https://nasdr.ru/2021/02/12/vrozhdennaya-rasshhelina-guby-i-nyoba-u-detej-rasprostranennost-v-rossii-i-v-mire-gruppy-faktorov-riska/ Дата обращения 07.12.2023.
  4. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия: сборник иллюстрированных клинических задач и тестов: учебное пособие / ред.: О.З. Топольницкий, С.В. Дьякова, В.П. Вашкевич. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.
  5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж [Текст] / Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2010. 104 с.

Поделиться

52

Баранбаева Э. А. Коррекция речевого дыхания детей младшего школьного возраста при дизартрии // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). URL: https://apni.ru/article/11052-korrekciya-rechevogo-dyhaniya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pri-dizartrii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля