Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Современные модели интеграции детей с ограниченными возможностями в образователь...

Современные модели интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интеграция
дети
развитие
ограниченные возможности
особенности
модель

Аннотация статьи

Сегодня становится все более очевидной необходимость внедрения новых моделей интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Современные подходы направлены на преодоление стереотипов, препятствующих гармоничному развитию личности ребенка, и способствует формированию навыков социализации ребенка, учитывающих индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.

Текст статьи

Интеграция детей с особенностями в развитии в обычные образовательные учреждения требует предоставления специализированной коррекционной помощи и психологической поддержки. Основная задача этих услуг заключается в мониторинге развития детей, успешности их образовательного процесса и помощи в адаптации к социуму, где находятся здоровые сверстники. В настоящее время интеграция считается ведущей концепцией развития системы специального образования, однако она не должна полностью заменять существующую систему. Это один из методов, который должен сосуществовать с другими подходами – как традиционными, так и инновационными. Интеграция не противопоставляется специальному образованию, а является его составной частью. Она представляет собой результат специальной педагогики, поскольку ребенок, интегрированный в обычную среду, остается под наблюдением: он может учиться в специальном классе при массовом учреждении или получать необходимую коррекционную поддержку в обычном классе. Таким образом, интеграция способствует сближению двух образовательных систем – общей и специальной.

Согласно разработанной концепции, Институт коррекционной педагогики РАО и МОН РК в последние десять лет проводили исследования по созданию и тестированию различных моделей интегрированного обучения для детей с отклонениями, включая нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Выявлено, что наиболее подходящей средой для интеграции являются комбинированные образовательные учреждения, которые имеют как обычные, так и специальные группы и классы.

В таких условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей, принимая во внимание уровень развития каждого из них, выбирая подходящую и доступную «долю» интеграции, т. е. одну из моделей:

  • комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к норме для их возраста, по одному-два человека одновременно воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную поддержку от специального педагога;
  • частичная интеграция, когда дети, которые еще не могут на равных условиях с обычными сверстниками осваивать образовательную программу, участвуют лишь в определенные часы (например, во второй половине дня) в массовых группах (классах) по одному-два человека;
  • временная интеграция, при которой все воспитанники специального класса, независимо от уровня развития, объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в различных воспитательных мероприятиях.

Для успешной реализации всех предложенных моделей необходима активная роль учителя-дефектолога, который оказывает поддержку педагогам в процессе воспитания и образования детей с отклонениями в развитии среди их здоровых сверстников. Полная интеграция может оказаться действенной для тех детей, уровень их психофизического и речевого развития соответствует норме возраста, и они психологически готовы к совместному обучению.

Включение таких детей, по одному-два человека, в группы обычных детских садов или классов школ требует обозначенной коррекционной помощи, которая может предоставляться на месте обучения, например, в логопедических пунктах, либо в специальной группе кратковременного пребывания, или в дифференцированных центрах, таких как сурдологические кабинеты.

В тех населенных пунктах, где отсутствуют специальные образовательные учреждения, можно использовать комбинированную интеграцию: дети с определенными нарушениями, но высоким уровнем психофизического и речевого развития, направляются в массовые группы детских садов или школ по 1-2 человека. В этом случае учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога для проведения систематических коррекционных занятий и помощи в организации обучения детей в коллективе.

Следует отметить, что полные и комбинированные модели интеграции могут быть эффективны только для определенной категории детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития. В то же время, частичные и особенно временные формы интеграции более целесообразны для большинства детей с инвалидностью и отклонениями в развитии, включая детей с интеллектуальными недостатками. Такая интеграция стимулирует социализацию детей с особенностями развития, а для нормально развивающихся детей создает условия для понимания того, что мир представляет собой «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами».

В настоящее время начаты первые эксперименты по воспитанию детей с отклонениями в развитии в смешанных группах в общеобразовательных дошкольных учреждениях. В этих группах треть составляют дети с различными нарушениями (например, неслышащие), а две трети – обычно развивающиеся дети. Число воспитанников в таких группах сокращено до 12–15 человек, а в штат введен учитель-дефектолог для осуществления коррекционного обучения. Эта модель открывает новые возможности для ранней интеграции детей с нарушениями развития и педагогической поддержки для тех, кто имеет трудности в обучении по другим причинам.

Разработанные модели интеграции в наибольшей мере отработаны в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, однако они также могут эффективно применяться и для детей с другими видами отклонений в развитии.

Специальные учебные заведения должны готовить своих учеников к возможному переходу в общеобразовательные школы. Эта подготовка, а также сама возможность и целесообразность перевода в массовую школу должны определяться уровнем развития ребенка, его адаптацией, желанием родителей и наличием таких образовательных учреждений, которые способны его принять.

Переход ребенка из специального детского сада или школы в общеобразовательную школу должен сопровождаться поддержкой и помощью специалистов, таких как педагоги и психологи, для решения общих задач, связанных с успешным усвоением учебного материала.

Установление сроков начала интеграционного обучения – это непростая задача, которую необходимо рассматривать индивидуально для каждого ребенка, учитывая мнения его родителей. В первую очередь это зависит от степени выраженности отклонений в развитии. Например, дети с незначительными нарушениями могут начать интегрироваться в общество с раннего возраста и участвовать в интегрированном обучении уже с начальной школы. В случае детей с более серьезными нарушениями зрения, слуха, речи и других областей, разумно начинать их обучение в массовой школе только после прохождения начального коррекционного этапа, тогда как детям с тяжелыми и комплексными нарушениями необходимо обучаться в специализированных учреждениях.

Интеграция людей с ограниченными возможностями не должна прекращаться по завершении школьного обучения. Одной из актуальных задач в области интегрированного обучения является освоение профессиональных навыков для этих людей. К сожалению, как отмечает Л. С. Волкова, система высшего образования для данной категории граждан в нашей стране по-прежнему недостаточно развита. Это препятствует созданию эффективной социальной защиты и сдерживает полноценную социализацию таких людей.

Список литературы

  1. Аракелов Г.Г. О психологии подростка. // М., 1990.
  2. Базарный В.Ф. Женская педагогика и психология в «истреблении силы духа» мужского / В.Ф. Базарный. – М.: Группа «Практикум», 2012. – 16 с.
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология: [Текст] учебное пособие СПб: – Питер: 2006. – 431 с.
  4. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М.Ю. Бужигеева // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 29-35.
  5. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие под ред. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. – СПб: Речь, 2002. – 480 с.

Поделиться

65

Егизарьянц М. Н., Хворостянная К. С. Современные модели интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). URL: https://apni.ru/article/11056-sovremennye-modeli-integracii-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-obrazovatelnuyu-sredu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля