Интеграция детей с особенностями в развитии в обычные образовательные учреждения требует предоставления специализированной коррекционной помощи и психологической поддержки. Основная задача этих услуг заключается в мониторинге развития детей, успешности их образовательного процесса и помощи в адаптации к социуму, где находятся здоровые сверстники. В настоящее время интеграция считается ведущей концепцией развития системы специального образования, однако она не должна полностью заменять существующую систему. Это один из методов, который должен сосуществовать с другими подходами – как традиционными, так и инновационными. Интеграция не противопоставляется специальному образованию, а является его составной частью. Она представляет собой результат специальной педагогики, поскольку ребенок, интегрированный в обычную среду, остается под наблюдением: он может учиться в специальном классе при массовом учреждении или получать необходимую коррекционную поддержку в обычном классе. Таким образом, интеграция способствует сближению двух образовательных систем – общей и специальной.
Согласно разработанной концепции, Институт коррекционной педагогики РАО и МОН РК в последние десять лет проводили исследования по созданию и тестированию различных моделей интегрированного обучения для детей с отклонениями, включая нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Выявлено, что наиболее подходящей средой для интеграции являются комбинированные образовательные учреждения, которые имеют как обычные, так и специальные группы и классы.
В таких условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей, принимая во внимание уровень развития каждого из них, выбирая подходящую и доступную «долю» интеграции, т. е. одну из моделей:
- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к норме для их возраста, по одному-два человека одновременно воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную поддержку от специального педагога;
- частичная интеграция, когда дети, которые еще не могут на равных условиях с обычными сверстниками осваивать образовательную программу, участвуют лишь в определенные часы (например, во второй половине дня) в массовых группах (классах) по одному-два человека;
- временная интеграция, при которой все воспитанники специального класса, независимо от уровня развития, объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для участия в различных воспитательных мероприятиях.
Для успешной реализации всех предложенных моделей необходима активная роль учителя-дефектолога, который оказывает поддержку педагогам в процессе воспитания и образования детей с отклонениями в развитии среди их здоровых сверстников. Полная интеграция может оказаться действенной для тех детей, уровень их психофизического и речевого развития соответствует норме возраста, и они психологически готовы к совместному обучению.
Включение таких детей, по одному-два человека, в группы обычных детских садов или классов школ требует обозначенной коррекционной помощи, которая может предоставляться на месте обучения, например, в логопедических пунктах, либо в специальной группе кратковременного пребывания, или в дифференцированных центрах, таких как сурдологические кабинеты.
В тех населенных пунктах, где отсутствуют специальные образовательные учреждения, можно использовать комбинированную интеграцию: дети с определенными нарушениями, но высоким уровнем психофизического и речевого развития, направляются в массовые группы детских садов или школ по 1-2 человека. В этом случае учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога для проведения систематических коррекционных занятий и помощи в организации обучения детей в коллективе.
Следует отметить, что полные и комбинированные модели интеграции могут быть эффективны только для определенной категории детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития. В то же время, частичные и особенно временные формы интеграции более целесообразны для большинства детей с инвалидностью и отклонениями в развитии, включая детей с интеллектуальными недостатками. Такая интеграция стимулирует социализацию детей с особенностями развития, а для нормально развивающихся детей создает условия для понимания того, что мир представляет собой «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами».
В настоящее время начаты первые эксперименты по воспитанию детей с отклонениями в развитии в смешанных группах в общеобразовательных дошкольных учреждениях. В этих группах треть составляют дети с различными нарушениями (например, неслышащие), а две трети – обычно развивающиеся дети. Число воспитанников в таких группах сокращено до 12–15 человек, а в штат введен учитель-дефектолог для осуществления коррекционного обучения. Эта модель открывает новые возможности для ранней интеграции детей с нарушениями развития и педагогической поддержки для тех, кто имеет трудности в обучении по другим причинам.
Разработанные модели интеграции в наибольшей мере отработаны в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, однако они также могут эффективно применяться и для детей с другими видами отклонений в развитии.
Специальные учебные заведения должны готовить своих учеников к возможному переходу в общеобразовательные школы. Эта подготовка, а также сама возможность и целесообразность перевода в массовую школу должны определяться уровнем развития ребенка, его адаптацией, желанием родителей и наличием таких образовательных учреждений, которые способны его принять.
Переход ребенка из специального детского сада или школы в общеобразовательную школу должен сопровождаться поддержкой и помощью специалистов, таких как педагоги и психологи, для решения общих задач, связанных с успешным усвоением учебного материала.
Установление сроков начала интеграционного обучения – это непростая задача, которую необходимо рассматривать индивидуально для каждого ребенка, учитывая мнения его родителей. В первую очередь это зависит от степени выраженности отклонений в развитии. Например, дети с незначительными нарушениями могут начать интегрироваться в общество с раннего возраста и участвовать в интегрированном обучении уже с начальной школы. В случае детей с более серьезными нарушениями зрения, слуха, речи и других областей, разумно начинать их обучение в массовой школе только после прохождения начального коррекционного этапа, тогда как детям с тяжелыми и комплексными нарушениями необходимо обучаться в специализированных учреждениях.
Интеграция людей с ограниченными возможностями не должна прекращаться по завершении школьного обучения. Одной из актуальных задач в области интегрированного обучения является освоение профессиональных навыков для этих людей. К сожалению, как отмечает Л. С. Волкова, система высшего образования для данной категории граждан в нашей стране по-прежнему недостаточно развита. Это препятствует созданию эффективной социальной защиты и сдерживает полноценную социализацию таких людей.