Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО

14 января 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

физическая культура
урок
ФГОС
образовательный процесс
методы обучения
здоровье
физическое воспитание
школьное образование
двигательная активность
педагогика

Аннотация статьи

Статья посвящена современным подходам к организации уроков физической культуры в рамках требований ФГОС. Урок физической культуры рассматривается как основная форма образовательного процесса, которая обладает значительным потенциалом для решения задач, поставленных обществом. В работе описаны цели школьного образования в области физической культуры, типы уроков (образовательно-познавательные, образовательно-обучающие и образовательно-тренировочные), формы организации образовательного процесса, а также специфические и общепедагогические методы.

Текст статьи

Актуальным вопросом на сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В. А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Цель современного образования: формирование компетенции – умения учиться; формирование творческой само реализующей личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию.

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Формы организации образовательного процесса

Урок физической культуры

Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

  1. Является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
  2. Проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
  3. Осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
  4. Содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.

Уроки физической культуры в школе проводятся 3 раза в неделю по 40 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

  • уроки с образовательно-познавательной направленностью,
  • уроки с образовательно-обучающей направленностью,
  • уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности. В первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5–7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5–7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). В школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки – с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

1) гибкость, координация движений, быстрота;

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

Отличительные особенности этих уроков:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
  • планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 ударов в минуту) и тренирующего (пульс свыше 160 ударов в минуту) режимов;
  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.

Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т. п.)

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Внеклассные формы организации занятий

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

  1. Спортивные секции;
  2. Секции общей физической подготовки;
  3. Школьные соревнования;
  4. Праздники физической культуры;

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

  1. Содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;
  2. Удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;
  3. Обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Вывод

Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и «дворовой» физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и в местах отдыха.

Урок – это основная форма организации воспитательного процесса по физкультуре.

Типы уроков по ФГОС II поколения:

I-образовательно-познавательный;

II-образовательно-обучающий;

III- образовательно-тренирующий.

Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС

Специфические методы

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

  1. Методы строго регламентированного упражнения;
  2. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного воздействия.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

Дидактический рассказ

Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала.

Описание

Это способ создания у занимающихся представления о действие.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления, занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т. д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

Беседа

Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

К наглядным методам относятся:

  • метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
  • методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем и др.);
  • методы срочной информации.

Вывод

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Поделиться

991

Коньшин М. С. Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). Ч.III. С. 42-46. URL: https://apni.ru/article/11066-osobennosti-prepodavanie-fizicheskoj-kultury-v-usloviyah-realizacii-fgos-noo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля