Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

физическая культура
урок
ФГОС
образовательный процесс
методы обучения
здоровье
физическое воспитание
школьное образование
двигательная активность
педагогика

Аннотация статьи

Статья посвящена современным подходам к организации уроков физической культуры в рамках требований ФГОС. Урок физической культуры рассматривается как основная форма образовательного процесса, которая обладает значительным потенциалом для решения задач, поставленных обществом. В работе описаны цели школьного образования в области физической культуры, типы уроков (образовательно-познавательные, образовательно-обучающие и образовательно-тренировочные), формы организации образовательного процесса, а также специфические и общепедагогические методы.

Текст статьи

Актуальным вопросом на сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В. А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Цель современного образования: формирование компетенции – умения учиться; формирование творческой само реализующей личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию.

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Формы организации образовательного процесса

Урок физической культуры

Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

  1. Является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
  2. Проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
  3. Осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
  4. Содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.

Уроки физической культуры в школе проводятся 3 раза в неделю по 40 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

  • уроки с образовательно-познавательной направленностью,
  • уроки с образовательно-обучающей направленностью,
  • уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности. В первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5–7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5–7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). В школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки – с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

1) гибкость, координация движений, быстрота;

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

Отличительные особенности этих уроков:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
  • планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 ударов в минуту) и тренирующего (пульс свыше 160 ударов в минуту) режимов;
  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.

Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т. п.)

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Внеклассные формы организации занятий

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

  1. Спортивные секции;
  2. Секции общей физической подготовки;
  3. Школьные соревнования;
  4. Праздники физической культуры;

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

  1. Содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;
  2. Удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;
  3. Обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Вывод

Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и «дворовой» физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и в местах отдыха.

Урок – это основная форма организации воспитательного процесса по физкультуре.

Типы уроков по ФГОС II поколения:

I-образовательно-познавательный;

II-образовательно-обучающий;

III- образовательно-тренирующий.

Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС

Специфические методы

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

  1. Методы строго регламентированного упражнения;
  2. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного воздействия.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

Дидактический рассказ

Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала.

Описание

Это способ создания у занимающихся представления о действие.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления, занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т. д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

Беседа

Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

К наглядным методам относятся:

  • метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
  • методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем и др.);
  • методы срочной информации.

Вывод

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Поделиться

28

Коньшин М. С. Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). URL: https://apni.ru/article/11066-osobennosti-prepodavanie-fizicheskoj-kultury-v-usloviyah-realizacii-fgos-noo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля