Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов [5, 8].
Миссия ФНС России – высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса [6].
В настоящее время ФНС России является одним из самых развитых федеральных ведомств в Российской Федерации в части внедрения современных информационных технологий. Основной целью цифровизации ФНС России является автоматизация и ускорение процессов, связанных с налоговым учетом и отчетностью, а также улучшение взаимодействия с налогоплательщиками и контролирующими органами.
Современный комплекс АИС «Налог-3» – это полностью централизованная система на основе единой базы данных, необходимых для работы ФНС. Она позволяет организовать единое рабочее пространство для всех территориально и организационно распределенных пользователей, создавать центры компетенций и обеспечивать обслуживание системы по всей стране [7].
Базовым технологическим компонентом всей работы АИС «Налог 3» является автоматизация процессов. На основе имеющейся в программном комплексе информации и заложенной для ее обработки алгоритмов ведомство принимает, обрабатывает и анализирует полученные сведения с целью автоматизации налогового администрирования [7].
В реестре юридических лиц зарегистрировано примерно 5,4 млн компаний, проверить всю отчетность руками долго, дорого, неэффективно. Поэтому ФНС пользуется автоматизированными программами. Существует программа для проверки деклараций по НДС – АСК НДС (Автоматизированная система контроля НДС). АСК НДС помогает увидеть расхождения в декларациях компаний, которые заключают сделки друг с другом.
С 2015 года внедрен в эксплуатацию программный комплекс АСК НДС – 2, который активно используется налоговыми органами Амурской области при проведении камеральных проверок по НДС. Программный комплекс использует принцип зеркального отражения сведений о покупках и связанных с ними продажах у покупателя и продавца. Система сопоставляет данные об одной и той же операции, и если они не совпадают – формируется автотребование по разрыву, который свидетельствует о завышении налоговых вычетов покупателем или занижение суммы налога к уплате продавцом. По таким автотребованиям, проводятся мероприятия налогового контроля по всей цепочке контрагентов.
Назначением программного робота будет являться автоматизированный процесс выгрузки отложенных вычетов по налогу на добавленную стоимость из АИС-Налог 3 по списку налогоплательщиков с детализацией.
Роботизация будет основана на использовании множества цифровых роботов (ботов), которые решают рутинные задачи и имитируют часть действий пользователя.
В рамках предложенного подхода программный робот применяется для выявления и пресечения деятельности организованных групп лиц, формирующих необоснованные налоговые вычеты по НДС без источника возмещения.
Назначением программного робота является автоматизированный процесс выгрузки отложенных вычетов по налогу на добавленную стоимость из АИС-Налог 3 по списку налогоплательщиков с детализацией.
Роботизация или Robotic Process Automation (RPA) – вид технологии автоматизации процессов, основанный на использовании программных роботов и искусственного интеллекта.
Это технология, основанная на использовании множества цифровых роботов (ботов), которые решают рутинные задачи и имитируют часть действий пользователя.
Рассмотрим преимущества роботизации:
- Спасают человечество от рутинных и скучных задач;
- Для робота нет различий в контексте, он одинаково хорошо справляется с задачами в разных сегментах;
- Интегрируются, могут работать с существующими системами, не изменяя ИТ-ландшафт;
- Роботы готовы выполнять поставленные задачи 24 часа в сутки, они не болеют, не ходят в отпуск, у них не бывает плохого настроения;
- Роботы не ошибаются;
- Когда исполняемый процесс требует модификации, роботу достаточно изменить правила работы, сотрудников надо переучивать.
После внедрения программного робота будут отмечаться следующие положительные стороны:
- Оптимальное распределение трудовых ресурсов, и, как следствие, оперативное решение вопросов и эффективный контроль деятельности структурных подразделений.
- Снижение документооборота при осуществлении процедур истребования документов (информации) в связи с уменьшением количества поручений.
- Максимальное использование преимуществ централизованной системы АИС «Налог-3».
Централизация процессов позволяет сконцентрироваться на обслуживании налогоплательщиков, контрольной работе и аналитике. Цель изменений – повысить эффективность налогового администрирования, улучшить коммуникации с налогоплательщиками, отвечать быстрее и качественнее на все запросы.