Целью настоящей статьи является анализ положения в области ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства, содержания зелёных насаждений (проблемы частично освещены на примере Южного берега Крыма – МДЦ «Артек»). Были поставлены задачи по рассмотрению вопросов, связанных с пониманием значения ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства в историческом и современном контексте; использование нормативных и законодательных документов и материалов; а также в постановке вопросов по оснащению предприятий организаций профессиональными кадрами. Для рассмотрения поставленных вопросов используется аналитический метод.
Исторический контекст. В 1961 г. Международной организацией труда при ООН узаконены три самостоятельных профессии: архитектор, градостроитель-планировщик и ландшафтный архитектор. В декабре 1961 г. при Союзе архитекторов СССР было проведено совещание специалистов в области садово-паркового искусства, озеленения городов, ландшафтной архитектуры, где выступили крупные специалисты, связанные с проектированием, организацией ландшафта городов, приёмам композиции зелёных насаждений, особенностям восстановления исторических парков.
На основе материалов этого совещания был составлен сборник, вышедший в 1963 г. (под редакцией профессора МАРХИ Л.С. Залесской) под названием «Ландшафтная архитектура», в котором были опубликованы материалы совещания в виде статей по актуальным вопросам ландшафтной архитектуры [1]. В докладах был затронут вопрос о смысле и задачах профессии, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать специалист в данной области. На совещании эти слова прозвучали в докладе (практиковавшего в СССР) ландшафтного архитектора Льва Ефимовича Розенберга. Специалисты в области ландшафтной архитектуры, это специалисты особого профиля, призванные решать сложные вопросы открытых общественных пространств для их использования на благо и радость человека [1, 2].
Поэтому как это ни парадоксально, но всё сказанное нашими выдающимися специалистами в области градостроительства, архитектуры и ландшафтной архитектуры на совещании 1961 г. очень актуально в настоящее время для подавляющего большинства регионов страны.
В современном понимании ландшафтная архитектура – органическая часть градостроительства, связанная с оптимизацией экологически благоприятной, эстетически выразительной среды, создания озеленённых территорий в виде парков и садов, скверов и бульваров для комфортного проживания человека в населённых местах [3]. Однако данная профессия в регионах, в городах, административных, коммунальных и архитектурных органах понимается превратно.
В целом ряде случаев в регионах и провинциальных городах России наблюдается общее непонимание значения и роли ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства. По современным градостроительным представлениям значение ландшафтной архитектуры проявляется в полной мере при разработке генеральных планов развития городов на уровнях территориального планирования и проектирования, предусматривающих организацию эффективных систем озеленённых и природных пространств, способствующих оптимизации санитарно-гигиенических условий для проживания населения. При этом требуется разработка научно-обоснованных рекомендаций по максимальному использованию природных особенностей местности во взаимной увязке со всеми планировочными элементами городской застройки [4, 5].
Большую актуальность приобретает решение задач ландшафтной архитектуры в связи с охраной и рациональным использованием природных богатств, сохранением исторических природных ландшафтов в масштабе всей страны [3, 6, 7]. В этом отношении, особое внимание уделяется в работах крупного специалиста в данной области Ю.А.Веденина, который считает, что «…сегодня перед лицами, ответственными за сохранение и развитие исторического города или сельской местности как особого типа культурного ландшафта, встает архисложная задача: с одной стороны, сберечь историко-культурные и природные ценности этого места, а с другой, создать нормальные, соответствующие современным требованиям условия жизни для местного сообщества…».
В настоящее время не только сельская местность, но и город начинают рассматриваться как культурный ландшафт, природные объекты и комплексы которого (гидрографическая сеть, растительность, разнообразные формы рельефа) требуют сохранения и бережного отношения [6, 7].
За советский период было накоплено много знаний, разработаны и выпущены необходимые нормативы и законодательные документы по проектированию, строительству и содержанию объектов. Огромную роль в этом отношении сыграли учёные Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова и Сектора озеленения городов и филиалов [8, 9], Главного ботанического сада РАН, научно-исследовательские проектных институтов городов Москвы, Ростова, Киева, Минска.
К 70-м годам в крупных городах СССР были созданы оптимальные структуры специализированных предприятий по строительству и уходу за зелёными насаждениями на объектах «Горзеленстрой», Управления благоустройства, лесопаркового хозяйства, районные тресты по уходу за насаждениями, управления по механизации, по реконструкции/реставрации объектов садово-паркового искусства.
Крупные работы по реконструкции и реставрации исторических памятников садово-паркового искусства проведены в 70-е годы XX века в Ленинграде. В целом имелся достаточно высокий уровень развития ландшафтной архитектуры и инженерных вопросов садово-паркового и ландшафтного строительства.
В сферу творческой деятельности в области ландшафтной архитектуры входила прежде всего объёмно-пространственная организация открытых общественных пространств города и его элементов в виде архитектурно-ландшафтных объектов (объектов ландшафтной архитектуры) - парков, садов, бульваров, скверов на площадях, улиц и магистралей, набережных, территорий памятников и объектов культурного наследия.
Однако после развала Советского Союза сложившаяся система зеленых насаждений в городах страны осталась практически без ухода, так как она требовала больших финансовых дотаций со стороны государства. Каждый регион выживал как мог, а специалисты были востребованы только в области ландшафтного дизайна.
В последние годы ситуация стала меняться: в крупных городах Российской Федерации таких, как Москва, Санкт-Петербург, Казань были достигнуты определённые успехи в создании современных объектов ландшафтной архитектуры. Но в тоже время в регионах, в целом ряде провинциальных городов обнаруживаются серьёзные проблемы: имеют место нарушения в условиях проведения работ по безграмотному проектированию, строительству и содержанию зелёных насаждений. Часто наблюдается подход по принципу: посадить как можно больше деревьев-саженцев на любой городской территории (естественно, с нарушением плотности посадок и композиции), без всякого проекта и учёта окружающей среды. И такой подход приводит к преждевременной гибели растительности и к деградации самих ландшафтных объектов.
В настоящее время большой проблемой является квалифицированный уход за зелёными насаждениями, газонами и цветников на объектах. Практически везде в регионах забыли, что необходимо своевременное проведение подкормок, орошение корневых систем растений, формирование и правильная обрезки крон деревьев, проведение текущих и капитальных ремонтов на объектах, др. Хотя именно перечисленный комплекс мероприятий способствует сохранению жизнеспособности растений в городской, порой очень агрессивной среде.
Деревья, кустарники – это живые организмы, у которых в городских условиях срок жизни становится значительно короче: они стареют, болеют, умирают. Древесные растения в городах нуждаются в планомерном научно-обоснованном уходе и охране. Для подтверждения перечисленных проблем можно обратить внимание на уродливую обрезку деревьев на городских улицах.
К тому же теперь в городах отсутствуют основные производственные базы – питомники по выпуску декоративных устойчивых растений, «заводы» по подготовке растительной земли, как основного субстрата для произрастания растений, предприятия по изготовлению изделий для специальных дорожных покрытий, оборудования, малых архитектурных форм. А без материального обеспечения сама отрасль ландшафтной архитектуры обречена.
В регионах местные власти, подразделения и управления коммунального хозяйства в структуре административных органов городов пренебрегают существующими правилами и нормами, технологиями и агротехническими приёмами создания зелёных насаждений на городских объектах. Например, посадочные места (то есть ямы) для крупномерных деревьев, особенно на городских улицах, чрезвычайно уменьшены по размеру, в результате этого растения оказываются в жестких условиях выживания.
Очень часто грубые ошибки допускаются при работе строительных организаций (комплексов) в городах, требующие массовую вырубку ценных деревьев, засыпку речек, заключение ручьёв в трубы, т.е., разрушение ценных природных комплексов. В результате происходят потери городских озеленённых и природных территорий, часть которых бывает продана или захвачена под строительство.
Все это приводит к обеднению «зелёного фонда» города, к нарушению баланса озеленённых и природных территорий, что в принципе отрицательно влияет на экологическое состояние городской среды. Из-за экономии земли и отведения под многоэтажное строительство озелененные городские территории безжалостно урезаются, или им отводится незначительная роль. В целом происходит нарушение общих градостроительных принципов формирования систем озеленения городов вопреки установленным нормативам архитекторами-градостроителями. Указанный факт стал общей проблемой целого ряда регионов и провинциальных городов страны.
Кроме того, в администрациях многих регионов и провинциальных городов, в их хозяйственных структурах функции по практическому благоустройству и озеленению выполняют коммунальщики-хозяйственники, которые не владеют базовыми знаниями в области садово-паркового и ландшафтного строительства.
Следует отметить, что у местных органов комфорт городской среды воспринимается примитивно: положить новое плиточное мощение (с нарушением технологии), поставить новые «красивые» скамьи, урны и «побольше фонарей». Такие работы могут выполнить рабочие строительных организаций. Кроме того, сейчас везде доступен посадочный материал: цветы, деревья, кустарники, а значит посадить их не составит никакого труда. Огромное количество книги по ландшафтному дизайну, ролики в интернете, получение платного диплома «ландшафтного дизайнера» за пару месяцев обучения, все это производит впечатление легкой доступности профессии и обесценивает ее…
В настоящее время у местных властей отсутствуют какие-либо сведения о наличии и существовании профессиональных стандартов по таким важным направлениям, как «ландшафтная архитектура», «специалист по благоустройству и озеленению территорий» [10, 11], хотя такие стандарты профессий приняты на законодательном уровне. В них прописаны основные правила и требования к профессиям, трудовые функции, выполняемые специалистами в соответствии с изложенными в них обязанностями на основании необходимых знаний, умений и навыков.
Тогда как создание полноценных озеленённых территорий в городах в виде садов и парков возможно только при наличии кадров грамотных специалистов по ландшафтной архитектуре, благоустройству и озеленению территорий. В регионах выросло целое поколение руководящего состава и молодежи, которые не знают и не понимают, что к проектированию, строительству содержанию, реконструкции озелененных территорий необходим грамотный профессиональный подход.
Казалось бы, опираясь на профессиональные стандарты на местах можно вводить в штатное расписание специальных подразделений соответствующие должности специалистов. В проектные организации – должность «ландшафтный архитектор», в производственные подразделения – «специалист по благоустройству и озеленению». Однако во многих случаях специалисты таких профессий в регионах вообще не востребованы. Хотя в регионах, в провинциальных городах имеется большое количество морально устаревших парков и садов, скверов и бульваров, объектов культурного наследия, остро нуждающихся в их реконструкции. Невостребованность специалистов-ландшафтников напрямую связана с нежеланием понимания значимости данной профессии.
Обучение по направлению «ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство» в нашей стране проводится в старейших вузах: в Российском Лесотехническом университете (бывшая Российская Ленинградская Лесотехническая академия), в Мытищинском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана (бывший Московский Лесотехнический институт), в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А.Тимирязева.
В нашей стране известны школы такой подготовки в университетах Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Орла, Воронежа, Брянска. Обучение специалистов в указанных университетах проводятся в соответствии с Федеральными образовательными стандартами (ФГОС-3++) на основании Учебных планов и рабочих программ по направлениям «ландшафтная архитектура» [11]. Действующие специальности оснащены целым рядом учебников и учебно-методических пособий, монографических работ по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству.
Кроме того, в производстве необходимы техники-производственники (прорабы, мастера). Подготовка таких специалистов ведётся в целом ряде колледжей (бывших техникумов) Москвы и Санкт-Петербурга и в некоторых других городах, где обучение осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, на основании специальных учебных планов по специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство» [10].
Таким образом, коммунальные органы, проектные фирмы, предприятия по благоустройству города должны и могут быть оснащены профессиональными кадрами, в полном смысле этого слова.
У нас есть положительные примеры: в ряде проектных и строительных организациях Москвы на основании «Единого квалификационного справочника должностей рабочих, руководителей, занятых на предприятиях, конструкторских и проектных организациях» (ЕКСД от 09.04.2018г.) разработаны специальные инструкции по введению в штатное расписание кадров специалистов – «ландшафтный архитектор», «инженер (мастер, прораб, руководитель отдела) по благоустройству [12]. Укомплектованность такими кадрами позволит профессионально решать вопросы проектирования и садово-паркового и ландшафтного строительства, что во многом способствует повышению комфортности среды, эстетической выразительности и качества при создании архитектурно-ландшафтных объектов [13, 14, 15, 16].
Результаты анализа и обсуждение
По исследуемой теме очень показательная ситуация сложилась в известном Международном Детском Центре «Артек». В своё время на территории комплекса Артек было организовано специальное Управление по формированию ландшафта территории лагеря и его исторических садов. Ведущим Главным ландшафтным архитектором был назначен выдающийся специалист Крыма Анатолий Анатольевич Анненков. Автору этой статьи выпала большая честь поработать под руководством А.А. Анненкова три года главным инженером Управления по содержанию и развитию курорта Артек, и в частности по восстановлению целого ряда исторических ландшафтных парков данной территории. Под руководством А.А.Анненкова на территории парков-памятников проводились работы по инвентаризации и выявлению старовозрастных ценных деревьев [17]. Разработана концепция по восстановлению и обогащению ландшафта исторических территорий.
Но в начале 2019 года в Артеке сменилось руководство: пришёл молодой краснодарский чиновник-менеджер, который решил, что исторические территории Артека являются неухоженными, рабочих много, а парки некрасивые… Значит, в лагере работают неграмотные специалисты, которых надо срочно отправить в командировку в г. Краснодар и в Белоруссию, чтобы все «увидели» какими должны быть современные парки и какими современными технологиями ухода надо пользоваться на территории лагеря «Артек»…
Руководитель организации даже не понимает, какая разница между равнинным рельефом и горным, какая разница между современным парком и парком-памятником с историческим ландшафтом возрастом более 100 лет? А то, что Южный берег Крыма – сейсмическая зона с активными оползневыми процессами, требующая особого внимания, это отдельная тема… Кроме того, полуостров Крым, это не только здравница, но уникальный природный регион с большим культурным наследием страны, но разве это важно для присланного чиновника?...
А Крым – это жемчужина, требующая чрезвычайно бережного и грамотного подхода, и самое главное, понимания и сохранения сложившихся природно-культурных комплексов, их экосистем. Но у приезжих чиновников-менеджеров взгляды несколько иные... им не до ландшафтной архитектуры, садово-паркового строительства и культурного наследия….
И через 4 месяца новое руководство Артека объявило ведущему ландшафтному архитектору Крыма Анненкову А.А. (с 50-летним практическим стажем!), что толку от него нет никакого! И летом 2019 Анатолию Анатольевичу - пришлось уволиться, а само Управление было ликвидировано 25 февраля 2020 года….
Встает вопрос: почему современный менеджер по руководству, ничего не смыслящий в ландшафтной архитектуре, легко противопоставляет своё мнение профессионалу, выдающемуся специалисту, Мастеру, создавшему уникальные объекты, такие как: парк санатория «Айвазовское» в Партените (2001-2009 гг.) [18]; парк государственной резиденции в Форосе; парк санатория «Крым»; озеленение госдачи М. Горбачёва «Заря» (1989 г.); парк «Монтедор» в Никитском ботаническом саду, «Зимний сад» на ВДНХ г. Киева (1963 г.)?!...
Сложившаяся ситуация заставляет задуматься: почему происходят такие вещи? Произошли «кардинальные сдвиги в профессии» или она совершенно обесценилась в головах чиновников-менеджеров? Почему не вызывают достойного внимания природная среда, ландшафтные особенности местности, история территории?... Почему современное озеленение сводится к созданию газонов с «натыканными» в них деревьями и цветниками?...
Приведем еще один очень типичный пример. В Артеке генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком работает компания ООО «СГМ», очень крупная строительная компания, которая построила «Крымский мост». Общая площадь Артека 218 га горных ландшафтов, из них 70 га – занимают парки-памятники, как особо охраняемые природные территории регионального значения. А в компании ООО «СГМ», ни у проектировщиков, ни у строителей в штатном расписании нет ни одного специалиста по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству! И это при проектировании важнейших охранных объектов лагеря под реконструкцию и капитальный ремонт!..
При работе с насаждениями Артека серьёзные вопросы предъявляются к использованию правовой и законодательной документации, относительно благоустройства и озеленения, а к оценке ландшафтного наследия. Нормативы и регламенты, технические условия, разработанные в советское время, по существу, забываются, или превратно, с нарушениями, используются. Хотя о них написано много, выпущены в свет научно-обоснованные рекомендации по благоустройству и озеленению, по охране и реконструкции памятников культурного наследия [19].
В настоящее время ведётся активная общественная пропаганда данной профессии. При Союзе Архитекторов России (САР) ежегодно обсуждаются проблемы и практические работы в рамках всероссийского конкурса «Национальная премия» в области ландшафтной архитектуры. Большую роль, при этом, играет Ассоциация Ландшафтных Архитекторов России (АЛАРОС, президент Т.И.Вольфтруб) с объединениями в Москве и С. Петербурге. А в соответствии с разделом Устава Ассоциации такие отделения уже действуют в Красноярском крае, Иркутской и Ростовской областях. То есть, общественная пропаганда профессии и текущая работа идут полным ходом.
Следует отметить, что на российском законодательном уровне возникают ряд как положительных, так и отрицательных изменений и дополнений. Анализ документов показал, что в современных Строительных Правилах по планировке и застройке населённых мест («СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*») введена глава «Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий» [20].
Казалось бы, появилось правильное дополнение, но при этом отсутствует важное обозначение главы, связанное с самим понятием: «ландшафтная архитектура». В то время, как в старом СНиП 2.07.01-89*, глава носит название (в п., 4.) «Ландшафтно-рекреационная территория. Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. Зоны отдыха и курортные зоны». Правда, в новом СП даются в приложениях основные понятия и термины. Но основного понятия профессии «Ландшафтная архитектура» не даётся. Но ведь, в озеленённые и природные территории городов включаются объекты ландшафтной архитектуры – парки, сады, бульвары, скверы, и др. Законодательный уровень, на котором бы базировались «ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство» отсутствует [9, 10, 20].
Правовая документация, регламентирующая садово-парковое строительство на объектах общего пользования в населённых местах, сводится к такому единственному документу как: «Свод правил благоустройства территорий» (актуальная редакция СНиПа III-10-75 «Правила строительства и приёмки работ; СП 82.13330.2016 г). Благоустройство территории». Этот документ был актуальной редакцией СНиПа III-К.2-67 «Озеленение. Правила производства и приемки работ».
Однако при анализе этих документов в глаза бросается, что с каждой редакцией объём требований благоустройству и озеленению уменьшается, понятия изменяются от конкретных к более расплывчатым, требования к приёмке объектов зелёного строительства становятся все мягче. То есть любой проектировщик или строитель теоретически может сказать, что этот документ носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению. Отсюда – неграмотные подходы не только к созданию объектов ландшафтной архитектуры, но и к их содержанию (как, например, в Артеке).
Выводы
Таким образом, на местах, в регионах и провинциальных городах, в архитектурных органах и управлениях не обращается внимание на целый ряд обязательных к исполнению правил, норм и документов, которые попали в перечень обязательных к исполнению документов:
1.«Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 82.13330.2016 (Постановление Правительства Российской Федерации №1521 от 26 декабря 2014).
- Профессиональный стандарт «Ландшафтный архитектор» регистрационный N 53896 УТВ., приказ Минтруда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 48н).
- Профессиональный стандарт «Специалист по вопросам благоустройства и озеленения»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N1159н).
- «Единый квалификационный справочник должностей рабочих, руководителей, занятых на предприятиях, конструкторских и проектных организациях» (ЕКСД от 09.04.2018г).
- Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020).