Секция

Юридические науки

Ключевые слова

спам
реклама
электронная почта

Аннотация статьи

Если с историей спама все более-менее ясно, то вот с сутью этого явления разобраться не так просто. По идее спам – это просто нежелательная почта или рекламная рассылка. Но, с другой стороны, нежелательная почта – не всегда спам: вы ведь не отнесете сюда письма, на которые просто не хочется отвечать. Да и рекламная рассылка может быть не спамом – скажем, если вы отслеживаете предложения о распродажах в определенном магазине. Нам удалось найти очень точное и правильное определение спама. Согласно ему, спам – это анонимная массовая незапрашиваемая рассылка. Анонимная – потому что пользователи по большей части страдают именно от автоматических рассылок со скрытым или фальсифицированным обратным адресом. Массовая – так как это и есть настоящий бизнес для спамера. Ну а почему незапрашиваемая – в данном контексте это понятно и без пояснений.

Текст статьи

В подавляющем большинстве СПАМ используется для рекламы. Обычно рекламируется какой-нибудь товар или услуги, иногда для накручивания счетчиков на сайте, реже для засылки вирусов и/или троянов. Но есть общая цель – довести свою информацию до максимально возможного числа адресатов при минимальных издержках. Причем «авторов» не волнует состав аудитории, главное – количество.

Реклама товара: послания такого рода расхваливают какой-нибудь реальный товар.

Раскрутка сайта: информация может быть разнообразной, но, в основном, рекламируется что-то очень хорошее и/или бесплатное. Ссылка же ведет на сайт, который совершенно не имеет отношения к этой информации. Но рейтинг сайта повышается за счет обманутых посетителей.

Платные звонки: рекламируется товар и указывается номер телефона. Позвонив, Вы услышите только автоответчик, а потом Вам придет счет за соединение.

Реклама денежных пирамид: обещают баснословные деньги, но сначала Вы должны выслать какую-то небольшую сумму по указанному адресу.

Сбор информации: под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать Ваши данные по указанному адресу.

Засылка троянов: троян собирает необходимую информацию с Вашего компьютера (пароли, номера телефонов провайдера и пр.) и отсылает ее обратно.

Прочее: засылаются вирусы или еще что-нибудь просто ради баловства.

Наиболее распространенные виды спама

Реклама

Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Такая незапрошенная реклама может иметь и обратный эффект, вызывая отторжение у получателей, и даже может стать синонимом навязчивой рекламы, как это случилось с ветчиной SPAM.

Антиреклама

Запрещенная законодательством о рекламе информация – например, порочащая конкурентов и их продукцию, – также может распространяться с помощью спама.

За антирекламу есть Уголовная статья: Клевета.

Реклама незаконной продукции

С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами – например, порнографию, поддельные товары, и многое другое.

«Нигерийские письма»

Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.

Более узкое название этого вида мошенничества – скам.

Фишинг

«Фишинг» – ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нём говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.

Другие виды спама:

  • Письма счастья
  • Распространение политической пропаганды.
  • Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (DoS-атака).
  • Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).
  • Рассылка писем, содержащих душещипательную историю (как правило, о больном, либо пострадавшем в результате несчастного случая ребёнке) с информацией о том, что за каждую пересылку письма некий интернет-провайдер якобы выплатит семье пострадавшего определённую сумму денег «на лечение». Целью такой рассылки является сбор e-mail адресов.

Способы распространения спама

Электронная почта

Самый большой поток спама распространяется через электронную почту (от 70 до 95 процентов). В спаме наиболее часто встречается реклама непопулярных товаров.

Спамеры собирают e-mail адреса с помощью специального робота или вручную (редко), используя веб-страницы, конференции, списки рассылки, электронные доски объявлений, гостевые книги, чаты… Такая программа-робот способна собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки по ним спама. Некоторые компании занимаются только сбором адресов, а базы потом продают. Некоторые компании продают спамерам e-mail адреса своих клиентов, заказавших у них товары или услуги по электронной почте.

Выскакивающие (pop-up) окна

С этим «мусором» уже сталкивались многие из Вас. Особенно часто такой спам встречается на секс-сайтах.

СПАМ в конференциях/новостях

Как правило, каждая конференция посвящена какой-нибудь узкой теме. Вы подписываетесь на нее и получаете интересующую Вас информацию. По правилам конференций сообщения рекламного характера иногда допускаются, но не чаще чем один раз в неделю. Спамеров же правила не интересуют. Они суют свою рекламу каждый день и одновременно в несколько конференций. Причем тематика их даже не интересует. Подобное можно встретить на форумах, досках объявлений, в чатах.

СПАМ в гостевых книгах

Иногда вебмастеры размещают на сайтах гостевые книги, в которых посетители могут написать свои замечания, пожелания. Но спамеры и здесь не стесняются. Их не волнует содержание сайтов. Они просто ищут ссылки на гостевые книги и размещают в них свою рекламу. Иногда некоторые из них вставляют такие фразы как: «Мне ваш сайт понравился», пытаясь таким образом обелить себя.

Спам в SMS сообщениях

SMS-сервис может исчезнуть из-за спама. Аналитики считают, что спам, приходящий на мобильные телефоны в виде коротких сообщений (SMS), может поставить под угрозу дальнейшее использование самой системы коротких сообщений. Как правило, входящие SMS бесплатны, но некоторые крупные сотовые операторы США, уже берут за них плату.

Список литературы

  1. Brunton F. Spam: A Shadow History of the Internet. London, 2013. P. XVI.
  2. Pfaffenberger B. Technological Dramas // Science, Technology, & Human Values. 1992. Vol. 17. № 3. P. 282-312.
  3. Markham A.N. Metaphors Reflecting and Shaping the Reality of the Internet: Tool, Place, Way of Being. Conference of the International Association of Internet Researchers in Toronto, Canada. Toronto. 2003. P. 16-19.

Поделиться

30

Петрушкин В. А. Кому и для чего нужен спам? // Наука и технологии: трансформация парадигмы и влияние на общество : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11071-komu-i-dlya-chego-nuzhen-spam

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля