В подавляющем большинстве СПАМ используется для рекламы. Обычно рекламируется какой-нибудь товар или услуги, иногда для накручивания счетчиков на сайте, реже для засылки вирусов и/или троянов. Но есть общая цель – довести свою информацию до максимально возможного числа адресатов при минимальных издержках. Причем «авторов» не волнует состав аудитории, главное – количество.
Реклама товара: послания такого рода расхваливают какой-нибудь реальный товар.
Раскрутка сайта: информация может быть разнообразной, но, в основном, рекламируется что-то очень хорошее и/или бесплатное. Ссылка же ведет на сайт, который совершенно не имеет отношения к этой информации. Но рейтинг сайта повышается за счет обманутых посетителей.
Платные звонки: рекламируется товар и указывается номер телефона. Позвонив, Вы услышите только автоответчик, а потом Вам придет счет за соединение.
Реклама денежных пирамид: обещают баснословные деньги, но сначала Вы должны выслать какую-то небольшую сумму по указанному адресу.
Сбор информации: под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать Ваши данные по указанному адресу.
Засылка троянов: троян собирает необходимую информацию с Вашего компьютера (пароли, номера телефонов провайдера и пр.) и отсылает ее обратно.
Прочее: засылаются вирусы или еще что-нибудь просто ради баловства.
Наиболее распространенные виды спама
Реклама
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Такая незапрошенная реклама может иметь и обратный эффект, вызывая отторжение у получателей, и даже может стать синонимом навязчивой рекламы, как это случилось с ветчиной SPAM.
Антиреклама
Запрещенная законодательством о рекламе информация – например, порочащая конкурентов и их продукцию, – также может распространяться с помощью спама.
За антирекламу есть Уголовная статья: Клевета.
Реклама незаконной продукции
С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами – например, порнографию, поддельные товары, и многое другое.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Более узкое название этого вида мошенничества – скам.
Фишинг
«Фишинг» – ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нём говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.
Другие виды спама:
- Письма счастья
- Распространение политической пропаганды.
- Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (DoS-атака).
- Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).
- Рассылка писем, содержащих душещипательную историю (как правило, о больном, либо пострадавшем в результате несчастного случая ребёнке) с информацией о том, что за каждую пересылку письма некий интернет-провайдер якобы выплатит семье пострадавшего определённую сумму денег «на лечение». Целью такой рассылки является сбор e-mail адресов.
Способы распространения спама
Электронная почта
Самый большой поток спама распространяется через электронную почту (от 70 до 95 процентов). В спаме наиболее часто встречается реклама непопулярных товаров.
Спамеры собирают e-mail адреса с помощью специального робота или вручную (редко), используя веб-страницы, конференции, списки рассылки, электронные доски объявлений, гостевые книги, чаты… Такая программа-робот способна собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки по ним спама. Некоторые компании занимаются только сбором адресов, а базы потом продают. Некоторые компании продают спамерам e-mail адреса своих клиентов, заказавших у них товары или услуги по электронной почте.
Выскакивающие (pop-up) окна
С этим «мусором» уже сталкивались многие из Вас. Особенно часто такой спам встречается на секс-сайтах.
СПАМ в конференциях/новостях
Как правило, каждая конференция посвящена какой-нибудь узкой теме. Вы подписываетесь на нее и получаете интересующую Вас информацию. По правилам конференций сообщения рекламного характера иногда допускаются, но не чаще чем один раз в неделю. Спамеров же правила не интересуют. Они суют свою рекламу каждый день и одновременно в несколько конференций. Причем тематика их даже не интересует. Подобное можно встретить на форумах, досках объявлений, в чатах.
СПАМ в гостевых книгах
Иногда вебмастеры размещают на сайтах гостевые книги, в которых посетители могут написать свои замечания, пожелания. Но спамеры и здесь не стесняются. Их не волнует содержание сайтов. Они просто ищут ссылки на гостевые книги и размещают в них свою рекламу. Иногда некоторые из них вставляют такие фразы как: «Мне ваш сайт понравился», пытаясь таким образом обелить себя.
Спам в SMS сообщениях
SMS-сервис может исчезнуть из-за спама. Аналитики считают, что спам, приходящий на мобильные телефоны в виде коротких сообщений (SMS), может поставить под угрозу дальнейшее использование самой системы коротких сообщений. Как правило, входящие SMS бесплатны, но некоторые крупные сотовые операторы США, уже берут за них плату.