Изучение педагогических способностей имеет длительную историю, начиная с работ П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, и заканчивая современными исследованиями В.А. Крутецкого, Е.С. Михайловой и др. В них подчеркивается, что профессия педагога требует разносторонних знаний и навыков, безграничной духовной щедрости, любви и мудрости.
Цель статьи – представить необходимость наличия профессиональных способностей как психолого-педагогического условия подготовки будущего педагога.
Под профессиональными способностями педагога понимается совокупность индивидуальных психологических характеристик личности педагога и его профессионально значимых качеств, которая отвечает требованиям педагогической деятельности и определяют успехи в освоении этой деятельности [8].
Профессиональные способности педагога обеспечивают высокий уровень общего развития и тот факт, что другие специальные способности включаются в сферу педагогической деятельности только при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Педагогические способности обеспечивают накопление полезной информации о воспитанниках, что позволяет использовать «творческие» предложения, стимулируя формирование самоконтроля и саморегуляции, гарантируя, таким образом, потребности учащегося в саморазвитии и самоутверждении.
Профессиональные способности педагога являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и отражают качество личности, выражающееся в склонности к работе с воспитанниками, любви к ним и удовольствии от общения с ними. Пригодность (предрасположенность) определяется анатомическими, физиологическими, психофизиологическими и психологическими характеристиками человека, что позволяет ему выполнять такие действия, как «Человек-Человек». Пригодность человека к педагогической деятельности основана на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатии, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативной и познавательной деятельности.
В исследованиях Е.Н. Жидковой, Л.В. Колушовой, О.Ю. Островской выделены необходимые способности будущего педагога дошкольных образовательных учреждений (ДОУ):
- уравновешенность и высокая мобильность нервной системы;
- умеренная экстравертированность;
- стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций) и эмоциональная устойчивость, так как высокий уровень невротизма для педагога ДОУ противопоказан;
- уровень интеллектуального развития по сенсорным (перцептивным, мнемологическим) показателям должен быть не ниже нормального;
- высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования;
- адекватность самооценки и уровня притязаний;
- определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога;
- целенаправленность и эмпатийность [7, с. 93].
И.П. Подласый определил следующие основные группы профессиональных способностей педагога:
- организаторские – проявляются в способности сплотить воспитанников, заинтересовать их, распределить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т.д.;
- дидактические – специфические навыки выбора и подготовки учебных материалов, наглядность, оснащение; доступные, ясные, выразительные, убедительные и согласованные духовные потребности для повышения образовательной и познавательной активности;
- персептивные – проявляются в способности проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
- коммуникативные – проявляются в способности педагога устанавливать педагогически подходящие отношения с воспитанниками, родителями, коллегами и руководителями образовательного учреждения;
- суггестивные – состоят из эмоционально-волевого воздействия на воспитанников;
- исследовательские – проявляются в умении познавать и объективно оценивать педагогические ситуации и процессы;
- научно-познавательные – сводятся к способности усваивать научные знания в выбранной отрасли [4, с. 216].
В проблеме профессиональных способностей педагога большое внимание уделяется их развитию. Любой современный педагог сможет полностью реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины понимания сути образования. Каждому педагогу известно, что существует два понимания внутренней стороны образовательного процесса: развитие способностей или приобретение систематических знаний. Ум всегда был выше знания. П.Ф. Каптерев сказал, что: «Если у вас есть ум, вы всегда получите знания, и если у вас есть только знания, вы не всегда получите ум» [1].
С.Л. Рубинштейн писал в своих трудах, что основным условием развития способностей является то, что само развитие происходит по спирали: реализация возможности, являющаяся способностью более низкого уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня [6].
Выдающийся психолог Л.С. Выготский подчеркивает, что первоначально способности развиваются как имитация культурной модели мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующим отражением и фиксацией различий в способе работы [2].
Подготовка будущего педагога ДОУ в вузе определяется многими факторами, а не только степенью его подготовленности в области основ науки. Учреждение высшего образования педагогической направленности призвано сформировать основы педагогического мастерства в период обучения студентов, обеспечить минимум навыков, которые позволили бы большинству выпускников без лишних промедлений стать мастерами педагогической работы. Система обучения для будущего педагога ДОУ должна дать студентам глубокое понимание специфики данной деятельности и требований, которые она предъявляет к личным качествам педагога; обеспечить довольно высокую степень подготовки всех педагогических компонентов у будущих педагогов.
Задачи совершенствования подготовки специалистов в педагогическом образовательном учреждении обуславливают необходимость уделять особое внимание к подготовке педагогических навыков у студентов именно в период профессионально-педагогического образования. По мнению В.А. Крутецкого: «Нельзя считать, что педагогические способности в процессе обучения в педагогическом учебном заведении разовьются “сами собой”, без специальной работы, направленной на их целенаправленное развитие. Проведенные исследования показали, что если этому не уделяется специального внимания, то многие компоненты педагогических способностей не развиваются; и от первого к последнему курсу никаких (или почти никаких) сдвигов в этом отношении не происходит. Это касается, например, речевых способностей, перцептивных и многих других. Возможности формирования и развития педагогических способностей у будущих педагогов в педвузах используются далеко не в полной мере» [5, с. 14].
В.Г. Красильникова соглашается с В.А. Крутецким и утверждает, что достижение целей, которые ставятся перед выпускниками педагогических вузов, во многом определяется степенью развитости важных профессиональных качеств. «Педагогические вузы, – пишет она, – делают далеко не все для развития качеств, необходимых педагогу. Эти качества студенты приобретают в процессе педагогической практики, в общественной работе, но возможности эти используются не в полной мере. Отсюда вытекает задача целенаправленного формирования и развития в системе вуза педагогических способностей студентов, воспитания у них умения в дальнейшем, в процессе педагогической деятельности, вести работу по развитию своих профессионально значимых качеств, по воспитанию педагогических способностей» [3, с. 66].
Педагогический вуз, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, обязуется развивать педагогические навыки учащихся. Современный уровень знаний законов, касающихся развития человеческого потенциала, позволяет ставить и решать в вузах вопросы обучения и развития педагогических навыков студентов.
В то же время понятно, что педагогические навыки, как и любые другие, развиваются во время активной деятельности. Не противоречит ли это тому, что студенты не занимаются профессиональной педагогической деятельностью? В.А. Крутецкий отвечая на этот вопрос, высказывает мнение, что «педагогическая деятельность носит общий характер» [5]. Соглашаясь с ним, можно сказать, что педагогические навыки формируются не только строго профессиональным образом, но и в других близких видах деятельности, например, при работе с людьми, в общении и подражании.
Анализ работы позволяет выявить основные методы и условия развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ во время профессиональной подготовки:
- построение в границах учебно-воспитательной работы согласованной работы всего преподавательского состава, которая связывается с осуществлением задачи целенаправленного формирования и развития педагогических способностей (Е.Г. Вотинова, И.В. Осипова, М.И. Станкин и др.);
- внедрение внеучебных форм работы, например, специальных факультативов, курсов, ставящих своей целью развитие необходимых компонентов педагогических способностей (Н.И. Барсуков, С.Б. Елканов, Н.Н. Тарасевич и др.);
- построение системы саморазвития педагогических способностей студентов и руководство ею при помощи анализа и оценки уровня развития отдельных компонентов педагогических способностей; а также составление индивидуальных программ самовоспитания, контроль и оценка процесса самовоспитания (Б.А. Вяткин, Л.И. Кугукина, Т.М. Хрусталева и др.).
Таким образом, весь педагогический процесс следует направить на развитие профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ. Учебный процесс здесь выступает своего рода педагогической практикой, во время которого студенты могут его анализировать не только с позиции обычного человека, но и с профессиональной стороны: они не только сдают экзамены, но учатся принимать их; не только присутствуют на лекциях, но и учатся проводить их; не только общаются с другими студентами, но и учатся выстраивать отношения в коллективе. У студентов есть все возможности для анализа педагогических стилей, приемов и методов своих преподавателей; для развития рефлексивных навыков.
Таким образом, способности как феномен человеческой личности, имеют психофизиологическую природу. Под ними понимаются как черты личности, обеспечивающие овладение какой-либо деятельностью, так и достижение в ней высоких результатов. Анализ мнений разных авторов, касающихся профессиональных способностей педагогов, показывают, что под профессиональными способностями понимаются индивидуальные психологические особенности лица, которое профессионально занимается педагогической деятельностью и которые способствуют формированию педагогических умений, овладению педагогическим мастерство на высшем уровне. Профессиональные способности педагога проявляются не только в процессе усвоения знаний, но и в развитии умений и навыков, нужных для качественного и успешного осуществления профессиональной деятельности.