Главная
Конференции
Наука и технологии: трансформация парадигмы и влияние на общество
Особенности социально-психологической адаптации подростков с трудностями социали...

Особенности социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

подростки
социальная адаптация
трудности социализации
психологическая поддержка
социальная среда

Аннотация статьи

В статье приводится исследование особенностей социально-психологической адаптации подростков, сталкивающихся с трудностями социализации. Рассмотрены научные концепции понятий социализации и социально-психологической адаптации. Автором представлены ключевые факторы, влияющие на адаптацию. Исследование основано на анализе результатов трех психологических методик. В работе выявлены и описаны взаимосвязи психологической адаптации с личностными характеристиками интернальности, эмоционального комфорта, отношения к другим и самовосприятия. Статья подчеркивает важность комплексного подхода к социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации.

Текст статьи

Современность изобилует различными коммуникациями общением и взаимодействием людей. Подобное оказывает колоссальное влияние на становления индивида как личности, наделяют его социально-значимыми качествами, формируют мировоззренческие установки, прививая нормы морали, правовое поведение, ценностные ориентиры. Описанный процесс имеет название социализации. Социализация имеет затяжной характер, потому как мы постоянно усваиваем тенденции современного мира [1, с. 34-38].

Актуальность темы особенностей социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации обусловлена ростом числа проблем в этой области, их серьезными последствиями для личности и общества, а также необходимостью разработки эффективных методов поддержки. Это исследование будет способствовать не только более глубокому пониманию данной проблемы, но и практическому применению полученных знаний для улучшения качественных показателей социализации подростков в современном обществе [2, с. 23-28].

Проблематика социальной адаптации, а также ее взаимосвязь с социализацией рассматривается во многих научных работах ведущих ученых как иностранных, так и отечественных. При этом тема наделена междисциплинарными паттернами, а именно, интерпретируется и отражается в трудах психологов, социологов, конфликтологов, физиологов и др. Подобное свидетельствует о научной широте феноменов [3, с. 34-37].

Процесс адаптации человека можно рассматривать как предмет человеческой деятельности «совокупность устойчивых черт, которые развиваются на основе биологических и психических свойств и возникают в результате структуры культуры и общества, в котором воспитывается и живет индивид [4, с. 2-15].

Подростковый возраст является уникальным периодом в жизни человека, при этом самым уязвимым потому как включает период становления личности и формирования психического здоровья ребенка. Для подросткового периода характерна повышенная агрессия, склонность к девиантному поведению, конфликтность с родителями и сверстниками, нестабильный эмоциональный фон. Социализация подростков представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты. В ходе этого процесса подростки усваивают социальные нормы, ценности и модели поведения, что позволяет им адаптироваться к требованиям общества [5, с. 61-71; 6, с. 27-33].

Далее для подтверждения сформированной теоретической базы было проведено исследование с применением трех психологических диагностик: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, опросник выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» А. Фромма и методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных IBM SPSS Statistics 23.0. Выборочная совокупность определена гендерным превосходством мужского пола, всего в исследовании приняли участие 60 подростков, которые были поделены на две группы – учащиеся школы, подростки, ранее обращающиеся в кризисный центр.

При обработке данных шкал использовался корреляционный анализ Спирмена. Анализ проводился с целью выявления взаимосвязи между шкалами проведенных диагностик (рис.).

image.png

Рис. Схематическое представление наличия корреляционных связей шкалы адаптации

Найдены достоверные положительные корреляционные взаимосвязи между показателем адаптации и такими шкалами как:

  1. Зона адаптации (r=0,681; p=0,000);
  2. Интернальность (r=0,848; p=0,000);
  3. Самовосприятие (r=0,682; p=0,000);
  4. Принятие других (r=0,444; p=0,014);
  5. Эмоциональная комфортность (r=0,463; p=0,010).

В ходе обработки полученных результатов тестирования было выявлено, что в большинстве случаев подростки обладают средним уровнем социально-психологической адаптации, при этом тенденция к низкому уровню фиксируется у группы подростков, обращавшихся в кризисный центр. Кроме того, в ходе анализа обнаружены положительные связи шкалы социально-психологической адаптации со шкалами интернальности, эмоционального комфорта; принятия других; самовосприятия. При этом замечена тенденция, трансформации указанных шкал в зависимости от уровня адаптации и социализации подростка.

Таким образом, подобные результаты, свидетельствуют о том, что понимание особенностей социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации является важной основой для создания эффективных интервенций и программ поддержки. Обеспечение позитивной и поддерживающей среды, уважение к индивидуальным различиям и развитие навыков взаимодействия могут значительно улучшить качество жизни подростков и подготовить их к успешной взрослой жизни.

Список литературы

  1. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко, Е.К. Шотт // Психологический журнал. – 2023. – № 1. – С. 34-38.
  2. Бабаев Т.М. Особенности переживания тревожности у греческих и российских студентов / Т.М. Бабаев, В.И. Казаренков // Акмеология. – 2019. – № 2. – С. 23-28.
  3. Обухова А.С. Психология детей младшего школьного возраста / А.С. Обухова // Психологические науки. – 2024. – № 4. – С. 34-37.
  4. Тухужева Л.А. Возрастные особенности и мотивы учения младших школьников / Л.А. Тухужева, Л.Х. Кокова / Вопросы науки и образования. – 2021. – № 1. – С. 2-15.
  5. Козарчук Т.В. Социальная адаптация детей в период подросткового возраста / Т.В. Козарчук // Вопросы психологии. 2023. – № 6. – С. 61-71.
  6. Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. 1978. № 15. P. 27-33.

Поделиться

87

Рогачева Д. В. Особенности социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации // Наука и технологии: трансформация парадигмы и влияние на общество : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11080-osobennosti-socialno-psihologicheskoj-adaptacii-podrostkov-s-trudnostyami-socializacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля