Современность изобилует различными коммуникациями общением и взаимодействием людей. Подобное оказывает колоссальное влияние на становления индивида как личности, наделяют его социально-значимыми качествами, формируют мировоззренческие установки, прививая нормы морали, правовое поведение, ценностные ориентиры. Описанный процесс имеет название социализации. Социализация имеет затяжной характер, потому как мы постоянно усваиваем тенденции современного мира [1, с. 34-38].
Актуальность темы особенностей социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации обусловлена ростом числа проблем в этой области, их серьезными последствиями для личности и общества, а также необходимостью разработки эффективных методов поддержки. Это исследование будет способствовать не только более глубокому пониманию данной проблемы, но и практическому применению полученных знаний для улучшения качественных показателей социализации подростков в современном обществе [2, с. 23-28].
Проблематика социальной адаптации, а также ее взаимосвязь с социализацией рассматривается во многих научных работах ведущих ученых как иностранных, так и отечественных. При этом тема наделена междисциплинарными паттернами, а именно, интерпретируется и отражается в трудах психологов, социологов, конфликтологов, физиологов и др. Подобное свидетельствует о научной широте феноменов [3, с. 34-37].
Процесс адаптации человека можно рассматривать как предмет человеческой деятельности «совокупность устойчивых черт, которые развиваются на основе биологических и психических свойств и возникают в результате структуры культуры и общества, в котором воспитывается и живет индивид [4, с. 2-15].
Подростковый возраст является уникальным периодом в жизни человека, при этом самым уязвимым потому как включает период становления личности и формирования психического здоровья ребенка. Для подросткового периода характерна повышенная агрессия, склонность к девиантному поведению, конфликтность с родителями и сверстниками, нестабильный эмоциональный фон. Социализация подростков представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты. В ходе этого процесса подростки усваивают социальные нормы, ценности и модели поведения, что позволяет им адаптироваться к требованиям общества [5, с. 61-71; 6, с. 27-33].
Далее для подтверждения сформированной теоретической базы было проведено исследование с применением трех психологических диагностик: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, опросник выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» А. Фромма и методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных IBM SPSS Statistics 23.0. Выборочная совокупность определена гендерным превосходством мужского пола, всего в исследовании приняли участие 60 подростков, которые были поделены на две группы – учащиеся школы, подростки, ранее обращающиеся в кризисный центр.
При обработке данных шкал использовался корреляционный анализ Спирмена. Анализ проводился с целью выявления взаимосвязи между шкалами проведенных диагностик (рис.).
Рис. Схематическое представление наличия корреляционных связей шкалы адаптации
Найдены достоверные положительные корреляционные взаимосвязи между показателем адаптации и такими шкалами как:
- Зона адаптации (r=0,681; p=0,000);
- Интернальность (r=0,848; p=0,000);
- Самовосприятие (r=0,682; p=0,000);
- Принятие других (r=0,444; p=0,014);
- Эмоциональная комфортность (r=0,463; p=0,010).
В ходе обработки полученных результатов тестирования было выявлено, что в большинстве случаев подростки обладают средним уровнем социально-психологической адаптации, при этом тенденция к низкому уровню фиксируется у группы подростков, обращавшихся в кризисный центр. Кроме того, в ходе анализа обнаружены положительные связи шкалы социально-психологической адаптации со шкалами интернальности, эмоционального комфорта; принятия других; самовосприятия. При этом замечена тенденция, трансформации указанных шкал в зависимости от уровня адаптации и социализации подростка.
Таким образом, подобные результаты, свидетельствуют о том, что понимание особенностей социально-психологической адаптации подростков с трудностями социализации является важной основой для создания эффективных интервенций и программ поддержки. Обеспечение позитивной и поддерживающей среды, уважение к индивидуальным различиям и развитие навыков взаимодействия могут значительно улучшить качество жизни подростков и подготовить их к успешной взрослой жизни.