В наше участились жалобы пользователей сети Интернет и мобильных телефонов на то, что в их адрес приходит большое количество не запрашиваемых сообщений от незнакомых лиц. Такие сообщения принято называть спамом. Термин «спам» ведет свое происхождение от старого (1972 г.) скетча английской комик-группы Monty Python Flying Circus, в котором посетители ресторанчика, пытающиеся сделать заказ, вынуждены были слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы (SPAM). Дело в том, что в меню этого ресторана все блюда состояли из содержимого этих консервов. С тех пор имя «спам» стало нарицательным и позже стало употребляться применительно к навязчивой сетевой рекламе. Для внесения ясности в дальнейшие рассуждения будем пользоваться следующим определением. Спам – это массовая рассылка по воле отправителя предварительно не запрашиваемых получателями электронных сообщений. Обратим внимание на то, что рассылка является массовой, что обычно достигается либо использованием значительного количества адресов электронной почты при посылке одного сообщения, либо многократной посылкой сообщений одному получателю.
Следует также отметить, что электронные сообщения трактуются в данном определении в широком смысле. К такой рассылке относятся не только сообщения электронной почты, но также еще и сообщения телефонной, факсимильной связи, SMS/MMS/пейджинговые сообщения и т. п. Зачастую термин «спам» ошибочно понимают в узком смысле, относя к нему лишь коммерческую информацию, содержащую рекламу различных товаров и услуг. На самом деле спам может носить и некоммерческий характер, например, политический, и доставлять при этом не меньше неприятностей. Как правило, политический спам – это сообщения, формирующие общественное мнение в период выборов и прочих политических кампаний. Но в последнее время он стал чаще использоваться как средство «черного PR», т. е. рассылки оказывались «фальшивыми», сфабрикованными анонимно и проводились с целью скомпрометировать то лицо или то политическое движение, от имени которого якобы шла рассылка. В основном пользователей возмущает способ рекламы – несанкционированная анонимная рассылка. Поэтому возмущение переносится на тех, от чьего имени произведена рассылка. В итоге страдает имидж партии или политического деятеля. В зависимости от содержания рассылаемых сообщений спам делят на коммерческий – unsolicited commercial e-mail (общепринятая аббревиатура – UCE) и некоммерческий – unsolicited bulk e-mail (UBE). С точки зрения тематики спам очень разнообразен. При этом некоторые сегменты товарного рынка оказываются для спамеров более предпочтительными, чем другие. Пять основных тематик покрывают около 60% всего потока спама в сети Интернет. Состав тематических «лидеров» практически не менялся за последние годы и не зависит от региона распространения спама. Спам подчиняется законам рынка рекламы, поэтому содержание спамерских предложений зависит от сезона. Так, зимой спамеры предлагают купить автоподогрев для сидений автомобиля, а летом – кондиционеры. Лидирующую пятерку тематик спама составляют: образование, здоровый образ жизни и медикаменты, компьютеры и интернет, личные финансы, спам «для взрослых». Часть спама представляет собой откровенное мошенничество. Например, это может быть попытка вынудить пользователя переслать по неизвестному адресу логин и пароль от почтового ящика или даже от банковского счета. Один из ярких примеров подобных писем – так называемые «нигерийские письма». «Нигерийскими письмами» во всем мире называют сообщения, написанные от имени реальных или вымышленных лиц, чаще всего граждан стран с нестабильной экономической ситуацией. Автор такого письма обычно утверждает, что он располагает миллионами долларов (например, украденные иностранные инвестиции или гранты ООН), но они приобретены не совсем законными способами или же хранятся в обход закона. Далее автор письма объясняет, что по этой причине он не может положить деньги на счет в нигерийском банке, и что ему срочно требуется счет в зарубежном банке, куда можно перечислить «грязные» деньги. В качестве вознаграждения за помощь предлагается от 20% до 40% от заявленной в письме суммы. Идея мошенничества заключается в том, что доверчивый пользователь предоставит автору письма доступ к своим данным. Нетрудно догадаться о результате – все деньги с этого счета будут сняты, и пользователь их лишится. На сегодняшний день проблема спама носит глобальный, международный характер. Электронный мусор, как его часто называют, распространяется по сети с огромной скоростью, не зная территориальных границ и зачастую принося с собой, помимо прочих неприятностей, еще и компьютерные вирусы. В итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 г. спам рассматривался как серьезная проблема для пользователей сетей связи. Обеспокоенность спамом выразила и Организация экономического сотрудничества и развития. К числу основных причин, по которым следует бороться со спамом, можно отнести следующие:
- Получатели спама вынуждены оплачивать трафик по его получению и вследствие этого терпят убытки, учитывая очень большую долю электронного мусора;
- Почтовые рассылки в силу своего массового характера затрудняют работу информационных систем и ресурсов, создавая для них бесполезную нагрузку;
- Зачастую спам содержит информацию, которая вводит получателей в заблуждение и служит для осуществления недобросовестных или незаконных целей;
- Вместе со спамом на компьютер могут попадать компьютерные вирусы.
Существует два подхода к решению проблемы спама: технический и правовой. Что касается технического способа, то существует множество специальных программных средств, предназначенных для фильтрации массовых рассылок. В сети Интернет хранятся архивы таких программ (http://tucows.rinet.ru/spam95.html, например). Однако целью настоящей статьи является исследование правовых методов борьбы со спамом. Лидером в правовом регулировании отношений, связанных со спамом, являются США. Начиная с 1998 г., в различных штатах стали появляться специальные законы о спаме. Они предусматривают обязательность идентификации отправителя и наличия механизма отписки (т. е. отказа от дальнейшего получения подобных сообщений), а также запрещение фальсификации заголовков писем. В основном законы направлены против коммерческого спама, но в ряде штатов запрещен и некоммерческий спам (Коннектикут, Иллинойз, Луизиана, Вирджиния). Устанавливается уголовная ответственность (штраф до $10 000 или лишение свободы 5 лет) и гражданско-правовая ответственность (возмещение получателю по $500 за каждое сообщение и провайдеру до $25 000 за день рассылки).
В России пока отсутствуют специальные законы о сети Интернет в целом и о спаме в частности. Однако уже предложен ряд законопроектов, некоторые из которых уже достигли стен Государственной Думы РФ. Например, проекты законов «О регулировании российского сегмента сети Интернет», «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг», «Об электронной торговле».
Если обратиться к действующему законодательству, то можно отметить следующее. С 1 июля 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. В соответствии со ст. 3 данного закона понятие «реклама» определяется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Можно ли квалифицировать спам как рекламу? В принципе, да, поскольку он удовлетворяет признаку массовости и может распространяться «любым способом, в любой форме и с использованием любых средств», в том числе и через сети связи общего пользования. Однако реклама должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, а спам, как правило, адресован конечному, вполне определенному кругу лиц, рамки которого определяются базой электронных адресов, по которым осуществляется рассылка. Учитывая адресность таких рассылок, представляется не вполне корректным относить адресное предложение товаров и услуг к рекламе. Для подобных действий больше подходит термин «прямой маркетинг», используемый в законодательстве многих стран. Кроме того, при определенных оговорках к рекламе можно отнести только коммерческий спам, так как ст. 2 исключает из сферы действия данного закона «политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию», а также «объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». Следовательно, некоммерческий спам полностью выходит за рамки действия этого закона. Согласно ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная или недостоверная реклама не допускается.
В соответствии со ст. 8 этого же закона «в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». В настоящее время в электронных сообщениях либо не указываются эти данные, либо содержится недостоверная информация о них.
На основе проведенного анализа можно отметить, что при регулировании правоотношений в сфере массовых рассылок в первую очередь целесообразно сосредоточиться на экономических и гражданско-правовых средствах воздействия, что должно найти отражение в действиях операторов связи, их экономической политике и договорной базе. Кроме этого, поскольку большинство не запрошенных писем приходит российским пользователям из-за рубежа, представляется необходимым принятие соответствующих международных соглашений, регулирующих распространение спам.