Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Традиции и новаторство в современном холмогорском косторезном искусстве

Традиции и новаторство в современном холмогорском косторезном искусстве

Научный руководитель

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

косторезное искусство
Н. Д. Буторин
фабрика
художник
высшее образование
училище
холмогорская резьба по кости
традиции
наука
художник

Аннотация статьи

Статья изучает современное состояние холмогорского косторезного искусства и проводит анализ художественных, стилистических и технологических особенностей современных изделий из кости.

Текст статьи

Холмогорская резьба по кости – традиционный художественный промысел, становление которого продолжалось в течение нескольких столетий. Современное состояние промысла – тридцатилетний период возрождения и развития холмогорской художественной резьбы по кости в 1990–2020-е гг. – от «перестройки» до настоящего момента. 1990-е гг., переломные для страны, стали противоречивым этапом в существовании предприятия и промысла, что было обусловлено переходом к рыночной экономике и реформами в сфере народных художественных промыслов. Художники и мастера были вынуждены работать дома, самостоятельно искать направления реализации косторезных изделий.

Период 1990–2000-х гг. государственную, фабрику перерегистрировали три раза: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное предприятие. Фабрика находилась в сложном экономическом состоянии: большие долги по налогам и по зарплате, отсутствие рынков сбыта, малоинтересные образцы изделий, старое деревянное здание фабрики, которое было признано аварийным. Новое здание было возведено в 2018 г. При фабрике открыли профессиональное училище № 27 имени Н.Д. Буторина». Срок обучения составляет 2 года 10 месяцев, студент осваивает все способы обработки кости (сквозной ажур, гравировка, рельеф, тонирование, мелкая пластика). На первом году обучения делают из кости простые изделия – шпильки, закладки; на 2 и 3 курсах – шкатулки, ножи, ювелирные [8]. Помимо специальных профильных дисциплин, студенты изучают предметы полного среднего образования: математика, литература, русский язык, история и др.

После возрождения деятельности предприятия в 2018 г. осмысление современных приоритетов в развитии производства стало осуществляться с опорой на исторический опыт существования промысла. Холмогорская косторезная фабрика создает как изделия массового спроса из простой животной кости цевки или рога оленя (ювелирные украшения, шкатулки, ларцы, вазы, кубки), так и уникальные художественные изделия из моржей и бивней мамонта [12]. Одна из работ брошь «Ветка ажурная» О. Неверовой в технике ажурной резьбы. Этот аксессуар – пример сочетания утилитарности и классических особенностей холмогорского стиля; органичного соотношения декоративных особенностей, уровня исполнения.

image.png

Рис. 1. О. Неверова Брошь «Ветка ажурная». 2020 г.

В 2003 году в Санкт-Петербурге была основана Высшая школа народных искусств, благодаря ей стало возможным получение высшего образования в сфере косторезного искусства. Отделение художественной резьбы по кости было создано в 2005 г. на кафедре пластических искусств. Возглавить руководство учебной мастерской и организацию образовательного процесса пригласили Заслуженного художника России Николая Дмитриевича Буторина [9, с. 18]. Он сам разрабатывал программы обучения. До 2015 г. отделение художественной резьбы по кости (косторезная мастерская) находилась в составе кафедры пластических искусств; в 2015 г. мастерская художественной резьбы по кости вошла в состав кафедры ювелирного искусства (впоследствии – кафедра ювелирного и косторезного искусства) [3, с. 48]. С 2012 г. по настоящее время руководство отделением косторезного искусства, а также обучение по специальным дисциплинам в области художественной резьбы по кости возглавил ученик Н. Д. Буторина, и выпускник училища № 27 имени Н. Д. Буторина и Высшей школы народных искусств (академии) В. Н. Колобов.

image.png

Рис. 2. Скульптурная композиция «Собор Воскресения Христова на Крови». 2020 г. Пискунова А. Д.

Проанализируем художественно-технологические особенности произведений – выпускных квалификационных работ студентов Высшей школы народных искусств, выполненных по собственным проектам. Работ, студентки А. Д. Пискуновой архитектурный ансамбль «Собор Воскресения Христова на Крови». Скульптурная композиция состоит из нескольких планов: первый план – карета, запряженная лошадью; второй – белое костяное кружево кости кованых ворот решетки Михайловского сада; третий – доминанта композиции – храм Спаса на Крови. Модель храма создана с использованием опыта косторезов прошлого: деревянная основа оформлена в технике оклеенных работ, украшена объемными «накладками» окон, рельефными колонками, и балясинами в виде столбиков. Венчают главки храма купола, выполненные из оленьего рога. Завершают главки храма купола из оленьего рога. В этой дипломной работе автор применил техники скульптурной, рельефной и ажурной резьбы, монтировки; материалы – дерево, рог лося, кость цевка. Эта композиция – один из уникальной образцова трактовки архитектурного ансамбля в традициях холмогорского косторезного искусства, что является новаторской находкой студента и научного руководителя проекта.

image.png

Рис. 3. О. С. Алехно Скульптурная композиция «Райский сад». 2017 г.

Рассмотрим еще одну работу студентов академии, воплощенных по собственным проектам студентов под руководством В. Н. Колобова. Скульптурная композиция «Райский сад» О. С. Алехно (2017 г.) выполнена в техниках ажурной и объемной резьбы, включает элементы монтировки. Студентка комбинировала различные материалы – лосиный рог, трубчатую кость крупного рогатого скота, дерево, что позволило добиться разнообразия фактур и создать ощущение живого цветущего сада. В этом произведении удачно сочетаются элементы объемной резьбы и традиционного холмогорского ажура; на качественно иной уровень выведена объемная скульптура, которая изначально не получила активного развития в промысле.

image.png

Рис. 4. Е. Богданова «Бобры». 2021 г.

В Высшей школе народных искусств В. Н. Колобов, в работах использует и новаторские находки. Примером инновационных достижений в области косторезного искусства, является работа студентки ВШНИ Е. Богданова «Бобры», выполненная в 2021 г. под руководством В. Н. Колобова. Студентка комбинировала различные материалы – эпоксидную смолу, дерево, кость. Эпоксидная смола в данном произведение, раскрывает полный образ водоема.

Студенты и преподаватели принимают участие в ежегодных мастер-классах по резьбе по кости, выставках, научно-практических конференциях и международных форумах. Среди наиболее значимых мероприятий 2021-2022 гг. – II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы», выставка «Великолепие художественного наследия России» в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, II Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» в Выставочном центре «Гостиный двор» в Москве и др. [6, с. 57].

image.png

Рис. 5. Лохов О.В. Кубок «Архар». 2019 г.

Среди художников, определивших развитие холмогорского косторезного промысла в 1990–2020-е гг. – Н. Д. Буторин, Г. Ф. Осипов, В. М. Баландин, Н. И. Зачиняев, О. В. Лохов, Н. В. Логвинов, С. Е. Воронов, В. Т. Ватлин, И. И. Маклакова и другие. Типичной чертой современной резьбы по кости является все более индивидуальный, смелый, новаторский подход художников к развитию исторических традиций. Это подтверждают произведения художника-костореза О. В. Лохова [14]. Одна из его работ– кубок «Архар», выполненный из бивня мамонта в техниках сквозной, рельефной, объемной резьбы. Форма кубка традиционна для холмогорского промысла, но художник дает ей иное прочтение. Этот кубок – воплощение классических приемов и техник холмогорской резьбы в современном звучании: ножка покрыта тонкой резьбой с растительным орнаментом, яблоко кубка украшает рельефная резьба в сочетании с тонким, сквозным ажуром. Крупные закрученные в спираль завитки перекликаются с формами стилизованных голов баранов, которые опоясывают объем чаши. Венчает кубок скульптурное изображение архара, будто вскочившего на горную вершину. Декоративное решение этого кубка, как и предыдущей композиции, демонстрирует сложившийся стиль художника-костореза, изобилующий обильными пышными украшениями.

image.png

Рис. 6. В. М. Баландин «Богоматерь Знамение». 2006 г.

В произведениях В. М. Баландина: одним из излюбленных приемов резчика является соединение различных материалов – например, бивня мамонта и карельской березы [8]. Подобный прием можно видеть в оформлении иконы «Богоматерь Знамение». Исторически не характерный для холмогорской резьбы по кости, он, вместе с тем, позволяет удачно оттенить своеобразие колорита белой кости, выявить эстетику элементов ажурной резьбы– нач. XXI в.

В настоящий момент центрами сохранения и развития традиций холмогорской художественной резьбы по кости выступает ООО «Фабрика холмогорской резьбы по кости», Профессиональное училище № 27 им. Н. Д. Буторина и мастерская косторезного искусства им. Н. Д. Буторина, кафедры ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (академии) [3].

Список литературы

  1. ГБПОУ АО «Профессиональное училище № 27 имени Н.Д. Буторина». – URL: https://butorin.nubex.ru/historia/ (дата обращения: 10.11.2024).
  2. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова. – URL: http://www.lomic.ru/index-1.html (дата обращения: 10.11.2024).
  3. Высшая школа народных искусств: история становления академии: коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович – СПб.: ВШНИ, 2018. – 188 с.
  4. Колобов В.Н. Н.Д. Буторин: взгляд художника и педагога на косторезное искусство и образование через призму времени // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 194-202. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kolobov_194-202.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
  5. Колобов В.Н. Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Василий Николаевич Колобов. – Санкт-Петербург, 2019. – 200 с.
  6. Колобов В.Н. Профессиональное образование в области художественной резьбы по кости – фактор сохранения и развития косторезного искусства: монография: в 2-х частях. Часть 2. / Науч. ред. В.Ф. Максимович. – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. – 100 с.
  7. Колобов В.Н. Технология художественной резьбы по кости: учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профиль: «Художественная резьба по кости». – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. – 83 с.
  8. Москин Д. Баландин Владимир Михайлович // Интернет-журнал «Лицей» – URL: https://gazeta-licey.ru/dmitrymoskin/5704-balandin-vladimir (дата обращения: 10.11.2024).
  9. Наставничесвто // ГБПОУ Архангельской области «Профессиональное училище № 27 им. Н.Д. Буторина». – URL: https://butorin.nubex.ru/6288/ (дата обращения: 11.11.2024).
  10. Потапова Е.С. Резная кость Холмогор. Мастер Н.Д. Буторин // Народные мастера. Традиции и школы / сост. и общ. ред. М.А. Некрасовой. – Москва: Academia, 2006. – С. 90-102.
  11. Резьба по кости. Резная кость. Холмогорская резьба: Работы Зачиняевых Николая и Кирилла. – URL: https://vk.com/kholmogorskayabonezhachinyaevi (дата обращения: 10.11.2024).
  12. Станулевич В. Между жизнью и смертью застряла гордость России – косторезный промысел // ИА REGNUM. – URL: https://regnum.ru/news/cultura/3094718.html (дата обращения: 10.11.2024).
  13. Фабрика Холмогорской резьбы по кости // Туристический портал Архангельской области. – URL: https://pomorland.travel/what-to-see/fabrika-kholmogorskoy-rezby-po-kosti/ (дата обращения: 10.11.2024).
  14. Lokhov. Резьба по кости. Олег Лохов. – URL: https://vk.com/art_mamont (дата обращения: 11.11.2024).

Поделиться

73

Бойцов Г. А. Традиции и новаторство в современном холмогорском косторезном искусстве // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). Ч.II.С. 42-46. URL: https://apni.ru/article/11085-tradicii-i-novatorstvo-v-sovremennom-holmogorskom-kostoreznom-iskusstve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля