В последнее несколько лет со стороны СМИ, активно настроенной части общественности и даже определенных ученых все чаще звучит тезис: японская мультипликация, более известная как аниме, склоняет детей и подростков к суицидальному, зависимому, агрессивному и иным формам поведения, попадающих под определение отклоняющегося. Однако на данный момент в психологической науке отсутствуют научные исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис. Мы считаем необходимым проверить предположение о наличии дезадаптивных и отклоняющихся паттернов поведения у подростков, увлекающихся японской мультипликацией.
В нашем эмпирическом исследовании под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу и самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К нему относят делинквентное, агрессивное, аутоагрессивно, зависимое поведение [2, с. 217-220]. Под эскапизмом мы понимаем относительно безопасный способ ухода из реальности, целью которого является как бегство от проблем, так и самореализация с помощью творчества [4]. Под японской мультипликацией мы понимаем особый культурный феномен, который позволяет подросткам проявить свой творческий потенциал в различных видах деятельности [1].
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что подросткам, увлекающихся японской мультипликацией, свойственен высокий уровень эскапизма и низкий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.
Исследованием было охвачено 92 подростка в возрасте от 14 до 17 лет, среди которых 57 увлекаются японской мультипликацией, а 34 – нет.
В работе использовались методы стандартизированного самоотчета: методика измерения уровня выраженности эскапизма (Теславская О. И., Савченко Т. Н, Беловол Е. В., Кардапольцева А. А.) в адаптации Шершуковой А. А. [4], тест СДП (склонность к девиантному поведению) Леуса Э. В. [3], методика «Сочинение «Мое увлечение японской мультипликацией».
По результатам исследования эскапизма мы выяснили, что среди испытуемых присутствуют 15 подростков с низким уровнем выраженности эскапизма (10%), 47 подростков – средний (50%) и 38 подростков – высокий (40%). Для дальнейшей обработки результатов мы решили использовать средние значения по каждой шкале эскапизма у двух групп испытуемых. Результаты приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнение степени выраженности эскапизма у подростков, увлекающихся и не увлекающихся японской мультипликацией
По результатам исследования склонности к девиантному поведению можно сказать, что подросткам обеих групп характерен средний уровень социально одобряемого поведения и низкий уровень различных форм девиантного поведения, а именно: делинквентного, зависимого, агрессивного, аутоагрессивного. Результаты приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнение степени выраженности склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, увлекающихся и не увлекающихся японской мультипликацией
Для выявления основных субъективных критериев заинтересованности в японской мультипликации (аниме) использовалась авторская проективная методика «Сочинение «Мое увлечение японской мультипликацией». В методике группе подростков, увлекающихся японской мультипликацией, предлагалось ответить на вопросы: «Почему Ваш выбор пал на такой жанр мультипликации, как аниме? Чем оно интересно, значимо? Что Вам дает заинтересованность в жанре?». Полученные результаты были обработаны методом контент-анализа, по итогам которого было выделено несколько личностно значимых аспектов изучаемого жанра.
Для большинства подростков, заинтересованных в японской мультипликации, основным критерием выбора жанра стали особенности анимации и стиля рисования (68%). 27% подростков указали на особенности построения сюжета и принципы, хронологию рассказа истории, а также на философское содержание мультипликации. Отмечали такие темы, как тема бессмертия, тема «игры в Бога» и ее последствия, тема выбора, свободы и принятия ответственности за них, тема семьи и дружбы, неоднократно звучит идея переосмысления событий Второй Мировой войны (и роли Японии, в частности). 22% подростков указали на следующие субъективно значимые особенности жанра: особенности озвучивания и звуковой дорожки; демонстрация пути и личностного развития героя; японская культура. Подростки (16%) указывали на возможность чему-то научиться и узнать что-то новое. Как правило, данный пункт указывали те, кто связывает свою жизни рисованием и изобразительным искусством, а также обучающиеся анимации.
Как можно заметить по приведенным данным, подростки не отмечали субъективные критерии заинтересованности в жанре, которые так или иначе связанны с девиантным поведением. Присутствовало только одно упоминание о делинквентном поведении: «Курить можно, только если ты брутальный вампир», однако отнесение данной идеи к категории отклоняющегося поведения довольно сомнительно. Следовательно, можно сказать, что подростки не обращают существенного внимания на демонстрируемые формы отклоняющегося поведения, а также не склонны использовать его как пример или же копировать.
Для оценки значимости различий в степени выраженности эскапизма и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией, мы выбрали непараметрический критерий Манна-Уитни, что позволяет оценить значимость различий между показателями. В таблице представлены результаты статистического анализа данных.
Таблица
Значимые различия между показателями эскапизма и отклоняющегося поведения у подростков, увлекающихся и не увлекающихся японской мультипликацией
Показатели эскапизма и девиантного поведения | Средние значения по выборке группы увлекающихся японской мультипликацией | Средние значения по выборке группы не увлекающихся японской мультипликацией | U | р_vаluе_stаr | |
Эскапизм | Неудовлетворенность и избегание | 43,636 | 38,125 | 54,0 | 0,05 |
Альтернативная социальная реальность | 38,955 | 38,750 | 79,0 | 0,672 | |
Состояние потока | 32,682 | 28,0 | 66,0 | 0,301 | |
Интегральный показатель | 115,273 | 104,875 | 57,5 | 0,152 | |
Отклоняющееся поведение | Социально обусловленное | 17,682 | 18,625 | 66,5 | 0,309 |
Делинквентное | 8,636 | 8,250 | 89,5 | 0,944 | |
Зависимое | 8,364 | 10,0 | 85,5 | 0,906 | |
Агрессивное | 6,909 | 6,875 | 95,5 | 0,724 | |
Аутоагрессивное | 10,364 | 9,125 | 92,5 | 0,832 |
Как видно из таблицы, статистически значимых различий между двумя группами подростков не выявлена, что свидетельствует об отсутствии различий в степени выраженности эскапизма и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией.
Таким образом, в результате исследования отклоняющегося поведения и эскапизма у подростков, увлекающихся японской мультипликацией, мы можем сделать следующие выводы:
- При исследовании уровня склонности к отклоняющемуся поведению не было выявлено статистически значимых различий между группами подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией. Для обеих групп подростков характерен средний уровень склонности к социально обусловленному поведению, что обуславливается возрастными особенностями, а также низкий уровень различных форм девиантного поведения: делинквентного, зависимого, агрессивного, аутоагрессивного поведения;
- При исследовании степени выраженности эскапизма статистически значимых различий между группами подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией, также не было выявлено. Для подростков обеих групп характерен средний уровень выраженности эскапизма;
- Подростки, увлекающиеся японской мультипликацией, не рассматривают демонстрируемое отклоняющееся поведение как критерий субъективной заинтересованности в жанре, что позволяет сделать вывод: подростки не склонны копировать показанное девиантное поведение. По мнению самих подростков, увлечение данным жанром помогает им развивать свои творческие способности, эстетическое восприятие, а также способствует рефлексии собственного жизненного пути, играет существенную роль в появлении мотивации для преодоления трудностей в жизни и саморазвитии;
- Выдвинутая нами гипотеза о том, что подросткам, увлекающимся японской мультипликацией, свойственен высокий уровень эскапизма и низкий уровень склонности к отклоняющемуся поведению подтвердилась частично: таковым подросткам свойственен средний уровень эскапизма и низкий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.