Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Склонность к отклоняющемуся поведению и эскапизм у подростков, увлекающихся япон...

Склонность к отклоняющемуся поведению и эскапизм у подростков, увлекающихся японской мультипликацией

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

склонность к отклоняющемуся поведению
эскапизм
социальная адаптация
аниме

Аннотация статьи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования склонности к отклоняющемуся поведению и эскапизма у подростков, увлекающихся японской мультипликацией.

Текст статьи

В последнее несколько лет со стороны СМИ, активно настроенной части общественности и даже определенных ученых все чаще звучит тезис: японская мультипликация, более известная как аниме, склоняет детей и подростков к суицидальному, зависимому, агрессивному и иным формам поведения, попадающих под определение отклоняющегося. Однако на данный момент в психологической науке отсутствуют научные исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис. Мы считаем необходимым проверить предположение о наличии дезадаптивных и отклоняющихся паттернов поведения у подростков, увлекающихся японской мультипликацией.

В нашем эмпирическом исследовании под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу и самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К нему относят делинквентное, агрессивное, аутоагрессивно, зависимое поведение [2, с. 217-220]. Под эскапизмом мы понимаем относительно безопасный способ ухода из реальности, целью которого является как бегство от проблем, так и самореализация с помощью творчества [4]. Под японской мультипликацией мы понимаем особый культурный феномен, который позволяет подросткам проявить свой творческий потенциал в различных видах деятельности [1].

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что подросткам, увлекающихся японской мультипликацией, свойственен высокий уровень эскапизма и низкий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.

Исследованием было охвачено 92 подростка в возрасте от 14 до 17 лет, среди которых 57 увлекаются японской мультипликацией, а 34 – нет.

В работе использовались методы стандартизированного самоотчета: методика измерения уровня выраженности эскапизма (Теславская О. И., Савченко Т. Н, Беловол Е. В., Кардапольцева А. А.) в адаптации Шершуковой А. А. [4], тест СДП (склонность к девиантному поведению) Леуса Э. В. [3], методика «Сочинение «Мое увлечение японской мультипликацией».

По результатам исследования эскапизма мы выяснили, что среди испытуемых присутствуют 15 подростков с низким уровнем выраженности эскапизма (10%), 47 подростков – средний (50%) и 38 подростков – высокий (40%). Для дальнейшей обработки результатов мы решили использовать средние значения по каждой шкале эскапизма у двух групп испытуемых. Результаты приведены на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Сравнение степени выраженности эскапизма у подростков, увлекающихся и не увлекающихся японской мультипликацией

По результатам исследования склонности к девиантному поведению можно сказать, что подросткам обеих групп характерен средний уровень социально одобряемого поведения и низкий уровень различных форм девиантного поведения, а именно: делинквентного, зависимого, агрессивного, аутоагрессивного. Результаты приведены на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Сравнение степени выраженности склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, увлекающихся и не увлекающихся японской мультипликацией

Для выявления основных субъективных критериев заинтересованности в японской мультипликации (аниме) использовалась авторская проективная методика «Сочинение «Мое увлечение японской мультипликацией». В методике группе подростков, увлекающихся японской мультипликацией, предлагалось ответить на вопросы: «Почему Ваш выбор пал на такой жанр мультипликации, как аниме? Чем оно интересно, значимо? Что Вам дает заинтересованность в жанре?». Полученные результаты были обработаны методом контент-анализа, по итогам которого было выделено несколько личностно значимых аспектов изучаемого жанра.

Для большинства подростков, заинтересованных в японской мультипликации, основным критерием выбора жанра стали особенности анимации и стиля рисования (68%). 27% подростков указали на особенности построения сюжета и принципы, хронологию рассказа истории, а также на философское содержание мультипликации. Отмечали такие темы, как тема бессмертия, тема «игры в Бога» и ее последствия, тема выбора, свободы и принятия ответственности за них, тема семьи и дружбы, неоднократно звучит идея переосмысления событий Второй Мировой войны (и роли Японии, в частности). 22% подростков указали на следующие субъективно значимые особенности жанра: особенности озвучивания и звуковой дорожки; демонстрация пути и личностного развития героя; японская культура. Подростки (16%) указывали на возможность чему-то научиться и узнать что-то новое. Как правило, данный пункт указывали те, кто связывает свою жизни рисованием и изобразительным искусством, а также обучающиеся анимации.

Как можно заметить по приведенным данным, подростки не отмечали субъективные критерии заинтересованности в жанре, которые так или иначе связанны с девиантным поведением. Присутствовало только одно упоминание о делинквентном поведении: «Курить можно, только если ты брутальный вампир», однако отнесение данной идеи к категории отклоняющегося поведения довольно сомнительно. Следовательно, можно сказать, что подростки не обращают существенного внимания на демонстрируемые формы отклоняющегося поведения, а также не склонны использовать его как пример или же копировать.

Для оценки значимости различий в степени выраженности эскапизма и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией, мы выбрали непараметрический критерий Манна-Уитни, что позволяет оценить значимость различий между показателями. В таблице представлены результаты статистического анализа данных.

Таблица

Значимые различия между показателями эскапизма и отклоняющегося поведения у подростков, увлекающихся и не увлекающихся японской мультипликацией

Показатели эскапизма и девиантного поведения

Средние значения по выборке группы увлекающихся японской мультипликацией

Средние значения по выборке группы не увлекающихся японской мультипликацией

U

р_vаluе_stаr

Эскапизм

Неудовлетворенность и избегание

43,636

38,125

54,0

0,05

Альтернативная социальная реальность

38,955

38,750

79,0

0,672

Состояние потока

32,682

28,0

66,0

0,301

Интегральный показатель

115,273

104,875

57,5

0,152

Отклоняющееся поведение

Социально обусловленное

17,682

18,625

66,5

0,309

Делинквентное

8,636

8,250

89,5

0,944

Зависимое

8,364

10,0

85,5

0,906

Агрессивное

6,909

6,875

95,5

0,724

Аутоагрессивное

10,364

9,125

92,5

0,832

Как видно из таблицы, статистически значимых различий между двумя группами подростков не выявлена, что свидетельствует об отсутствии различий в степени выраженности эскапизма и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией.

Таким образом, в результате исследования отклоняющегося поведения и эскапизма у подростков, увлекающихся японской мультипликацией, мы можем сделать следующие выводы:

  1. При исследовании уровня склонности к отклоняющемуся поведению не было выявлено статистически значимых различий между группами подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией. Для обеих групп подростков характерен средний уровень склонности к социально обусловленному поведению, что обуславливается возрастными особенностями, а также низкий уровень различных форм девиантного поведения: делинквентного, зависимого, агрессивного, аутоагрессивного поведения;
  2. При исследовании степени выраженности эскапизма статистически значимых различий между группами подростков как увлекающихся, так и не увлекающихся японской мультипликацией, также не было выявлено. Для подростков обеих групп характерен средний уровень выраженности эскапизма;
  3. Подростки, увлекающиеся японской мультипликацией, не рассматривают демонстрируемое отклоняющееся поведение как критерий субъективной заинтересованности в жанре, что позволяет сделать вывод: подростки не склонны копировать показанное девиантное поведение. По мнению самих подростков, увлечение данным жанром помогает им развивать свои творческие способности, эстетическое восприятие, а также способствует рефлексии собственного жизненного пути, играет существенную роль в появлении мотивации для преодоления трудностей в жизни и саморазвитии;
  4. Выдвинутая нами гипотеза о том, что подросткам, увлекающимся японской мультипликацией, свойственен высокий уровень эскапизма и низкий уровень склонности к отклоняющемуся поведению подтвердилась частично: таковым подросткам свойственен средний уровень эскапизма и низкий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.

Список литературы

  1. Вартанова Е.Л., Смирнов С. С.СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. № 4. URL: http//mediascope.ru/node/446 (дата обращения: 5.11.2021).
  2. Веретко Е.Н. Отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований. Вестник ТГТУ, 2008. Т. 14. № 1 – С. 217-220.
  3. Дворянчиков Н.В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 198 с.
  4. Шершукова А.А. Исследование «продуктивного» эскапизма в подростковом возрасте: Тез. докл. Международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов-2018». М., 2018.

Поделиться

193

Зубинок А. В. Склонность к отклоняющемуся поведению и эскапизм у подростков, увлекающихся японской мультипликацией // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). Ч.III.С. 57-60. URL: https://apni.ru/article/11099-sklonnost-k-otklonyayushemusya-povedeniyu-i-eskapizm-u-podrostkov-uvlekayushihsya-yaponskoj-multiplikaciej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта