Dungeons & Dragons (ДНД), известная как Подземелья и Драконы в российском обществе – настольно-ролевая игра, одна из самых влиятельных и важных игр в истории развлечений. Подавляющее большинство видеоигр, множество приключенческих фильмов, а также значительная часть представлений о «фантастическом мире» существуют во многом благодаря ДнД, созданному Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном в 1970-х годах [1].
Данная игра представляет большой интерес для психологической практики за счет следующих аспектов:
Во-первых, в коллективном формате работы личность может быстрее опробовать новые навыки социального взаимодействия, собрать обратную связь, ответную реакцию различных людей и скорректировать действия, мнения в зависимости от поставленной цели.
Во-вторых, создаваемый персонаж обеспечивает безопасное пространство для психологической работы, так как существует иллюзия, что все обсуждаемые проблемы и трудности являются проблемами и трудностями персонажа, а не игрока. Следовательно, сокращается время раскрытия игрока и настраивания на внутреннюю работу.
В-третьих, игрок вживается в роль персонажа голосом, мимикой, жестами, действиями. Для более углубленной работы и приведения к единству между внешним и внутренним состояниями стоит задействовать использование костюмов.
Необходимо отметить, что в России на данный момент роль игры в развитии личности исследована недостаточно. Важной проблемой сегодня является вопрос адаптации зарубежного опыта к психологической практике отечественных психологов. Следует уточнить основные теоретические положения и методику проведения игры для ее эффективного применения.
В статье S. Baker, J. Turner, и Y. Kotera от 2022 г. приводятся доказательства, что настольные ролевые игры, такие как ДнД, помогают в построении доверительных межличностных отношений, снижении социальной тревожности, развитии коммуникативных навыков [3, с. 1-9]. S. Henrich и R. Worthington в 2021 г. провели экспресс-оценку доказательств терапевтической эффективности ДНД и обнаружили положительную связь между ДНД и креативностью, эмпатией [6]. M. Abbott показал, что ДнД, проведённая в терапевтических условиях, помогает развить уверенность в себе, способность противостоять стрессовым ситуациям и неожиданным событиям. Более того, авторы демонстрируют, что эти навыки были перенесены в реальный мир [2, с. 16-31]. В процессе игры моделируется реальная ситуация, а участники получают возможность проиграть ту же роль, что они занимали ранее, в новом контексте, а также – возможность посмотреть на ситуацию с новых сторон, что может оказать значимый терапевтический эффект [5, с. 1-14].
W. Blackmon еще в 1994 году сообщил об использовании ДНД в психотерапевтических целях, когда описывал лечение 19-летнего Фреда, который страдал от обсессий и шизоидного расстройства личности. Он описывает своих ДнД персонажей и полученный ими в ходе игры опыт, что позволяет безопасно анализировать их проблемы. Кроме того, автор утверждает, что прописанные правила игры дают понимание границ для игрока, что способствует снижению тревоги [4, с. 624-632].
C. Hall предполагает, что персонажи ДнД – это сформированные, полунезависимые от личности своих игроков структуры, которые потенциально могут быть равными по влиянию с другими проявлениями личности человека. Автор утверждает, что персонажи ДнД существуют на стыке мифических, психологических и социологических сил и, следовательно, потенциально являются важным инструментом для формирования психического здоровья [6].
Одна из психологических клиник Ascending psychology, расположенных в Австралии, использует ДнД в своей практике: они создали терапевтический курс игры для подростков на период учебного года, состоящий из 10 встреч. Они утверждают, что ДнД кампании, проведенные профессиональным психологом и/или психотерапевтом, помогают создать безопасную среду, где подростки могут улучшить свои коммуникативные навыки и развить эмоциональную устойчивость.
В настоящий момент большая часть имеющихся данных основана на локальных тематических исследованиях, что затрудняет формулирование практических рекомендации, однако обосновывает необходимость проведения дальнейших исследований.
На данный момент можно выделить следующие преимущества использования ДнД в психологической практике:
Во-первых, в основе игры лежит сотрудничество, общение и решение актуальных проблем, возникающих между игроками, что отражает динамику здоровых реальных отношений и группового взаимодействия. Следовательно, игра становится отличной платформой для развития социальных навыков в безопасной, нацеленной на принятие каждого участника среде, выстроенной психологом.
Во-вторых, в контексте безопасной психологической атмосферы в игре научаются выстраивать уважительные отношения с другими, говорить о себе и своих желаниях, отстаивать свои идеи, грамотно конфликтовать.
В-третьих, в процессе игры развивается критическое мышление и рефлексия. В ДнД кампаниях участвуют различные персонажи, рожденные внутренним миром конкретного человека, что дает игрокам возможность рассмотреть ситуации с довольно неожиданных точек зрения, позволяет взглянуть на себя со стороны и получить обратную связь по поводу своих действий в безопасной обстановке.
В-четвертых, ДнД как игра позволяет безопасно совершать ошибки, научаться новым навыкам, стилям поведения и т. д. благодаря более предсказуемой среде, в которой реализуется деятельность.
В-пятых, придумывается игровой персонаж, который отражает наиболее актуальные проблемы и трудности, с которыми сталкивается его создатель, что позволяет исследовать различные аспекты личности в безопасном и творческом контексте, что позволяет людям проще решиться на эксперименты и пробовать что-то новое. В процессе психотерапии эти факторы сходятся, создавая особое терапевтическое пространство, которое привлекает своей безопасность, возможностью творческого самораскрытия и способствует личностному росту.
Таким образом, проблема использования настольной ролевой игры ДнД в психологической практике требует дальнейших исследований, и в результате успешной адаптации к российским условиям игра может стать полноценным инструментом психологической работы.