В связи с активным развитием техники и технологий возрастают требования к качеству профподготовки выпускников учебных заведений. В связи с этим возрастает значимость и актуальность дополнительного профессионального образования (ДПО). Быстро растущие информационные потоки и стремительное развитие технологий обуславливают необходимость постоянного расширения компетенций специалистов и освоения новых сфер деятельности.
Рынок труда также стремительно развивается и диктует свои правила, открывая все большие возможности для тех, кто обладает прочными глубокими знаниями и специальными навыками, применимыми в различных областях деятельности. Поэтому многие стремятся пройти обучение по нескольким направлениям.
Качественно иной становится и роль дополнительного профессионального образования. Перед учебными центрами, в условиях совершенствования образовательных стандартов и роста научно-технического прогресса ставится задача организовать непрерывное повышение квалификации специалистов, а также предложить программы обучения, обеспечивающие личностный рост и высокий уровень подготовки профессионалов будущего.
По результатам недавних исследований крупные компании ставят обучение и развитие персонала как приоритетную цель на ближайшие несколько лет. Это обусловлено стремительным развитием технологий и выживанием на рынке, для большей конкурентоспособности сотрудники должны быть гибкими, знать и уметь пользоваться современными инструментами. Также активно развиваются новые направления работы, зарождаются новые профессии и даже новые сферы занятости, которые требуют подготовки кадров. При этом дополнительное профессиональное образование позволяет в кратчайшие сроки подготовить нужных для предприятий и компаний специалистов любой сферы занятости. Само ДПО тоже меняется: появляются новые подходы и форматы, внедряются новые технологии.
Главным трендом дополнительного профессионального образования в настоящее время является внедрение онлайн режима, а также смешанного формата обучения, при котором совмещаются классические аудиторные занятия с выполнением онлайн заданий, проведением вебинаров, телеконференций, использований графики, аудио и видео материалов. Активно используются образовательные онлайн-платформы.
Важным аспектом является то, что слушатель сам выбирает место, время, а также индивидуальную образовательную нагрузку, но при этом в онлайн формате предусмотрены встречи в формате видеосвязи с преподавателем, а также другими слушателями курса, что повышает качество подобного формата обучения за счет большей мотивации и создания благоприятной среды.
В целом при включении онлайн составляющей в образовательный процесс ДПО помимо обучения развиваются также навыки планирования и самоконтроля.
Большинство компаний в России уже сочетают в работе офлайн и онлайн режимы.
Также большую популярность набирают форматы быстрого углубленного обучения, основанные на знаниях, полученных практическим путем, и позволяют осваивать навыки в очень короткие сроки (марафоны, интенсивы, проектные школы). Отдельным направлением стоит рассматривать активно применяемые в IT-обучении (буткемпы) как ускоренную программу адаптацию специалистов в этой сфере.
Дополнительное профессиональное образование напрямую связано с идеями непрерывного обучения: в будущем уже не останется профессий, навыки для которых нельзя получить в течение жизни. Чтобы оставаться на плаву, специалистам приходится непрерывно учиться. А образовательная среда просто подстраивается под жизнь.
Ещё один тренд дополнительного образования - обучение через опыт или experimental learning. Ученики погружаются в ситуацию, решают практические задачи без предварительного освоения теории. Но мало получить опыт, главное его правильно осознать. Базовый принцип подхода - подталкивать людей к анализу.
Такое обучение всё чаще используется в бизнес-среде: сотрудники развиваются через наставничество, коучинг или просто наблюдение за коллегами; вместе находят решения проблем на тренингах и мастер-классах. И одним из самых популярных видов становится симуляция реальных процессов.
Еще одним трендом является образование в виде игры. Основная идея такого подхода – использование игровых правил в учебном процессе, принцип наград и поощрений в виде нематериальной мотивации. Интерес поддерживается также ростом сложности программы по мере обучения и оперативная обратная связь. Так образование становится более интересным и поможет научиться проходить путь до конца, причём максимально эффективно.
Исходя из возрастающей необходимости постоянного, а порой непрерывного дополнительного образования система ДПО на сегодня активно развивается и внедряет большое количество различных актуальных методик ведения учебного процесса.