Профессиональная идентичность формируется в процессе самоопределения и является показателем профессионализма. Профессиональная идентичность – это результат процессов профессиональной самоорганизации, самоопределения и персонализации, которые проявляются в осознании себя представителем какой-то определенной профессии и профессионального сообщества, а также определенная степень отождествления – дифференциации себя. [12, с. 56] Трудность изучения профессиональной идентичности заключается в том, что она с одной стороны связана с определенным групповым членством (коллектив, профессиональная группа и т. д.), с другой – является личностным образованием. «Статус профессиональной идентичности – это как «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения». [5, с. 143]
Для диагностики этого феномена используется множество методов и методик, каждая из которых акцентирует внимание на различных аспектах профессионального самоопределения.
Для глубокого изучения мотивов, ценностей и убеждений, связанных с профессиональной сферой, можно использовать беседу и интервью. В ходе беседы специалист задаёт вопросы, направленные на раскрытие профессиональных интересов, представлений о себе как специалисте, карьерных планов.
Для выявления значимых событий, переживаний и этапов профессионального становления, используется контент-анализ автобиографий – текстов, в которых респондент описывает свой жизненный и профессиональный путь. Ему предлагается рассказать о ключевых моментах, связанных с выбором профессии, учебой, трудностями и успехами [6]. Это может позволить оценить осознанность профессионального выбора, выявить этапы кризисов и их преодоления, проследить динамику профессионального самоопределения и определить ценности, которые человек ассоциирует с профессиональной деятельностью [8, с. 37-59].
Помимо автобиографий для оценки степени профессиональной идентификации используется контент-анализ продуктов деятельности через анализ выполненных работ или проектов, созданных человеком в рамках его профессиональной деятельности. Этот метод помогает оценить, насколько человек идентифицирует себя с профессией, выявить сильные и слабые стороны профессионального развития, проследить профессиональный стиль и степень включенности в деятельность. Анализируется тематика продуктов деятельности: насколько она связана с профессиональными интересами и целями; качество выполнения: отражает ли оно профессиональную компетентность; используемая терминология: демонстрирует ли она идентификацию с профессиональной сферой; личностная вовлеченность: отражение личных ценностей и стиля в работе (например, креативность, внимание к деталям).
Профессиональная идентичность формируется в процессе взаимодействия с коллегами и профессиональной средой. Социометрический метод, разработанный Дж. Морено, представляет собой количественный подход к изучению межличностных отношений в малых группах [7]. Он помогает оценить, как индивид воспринимается в профессиональной группе, его статус, уровень принятия и степень интеграции. Это, в свою очередь, отражает степень его профессиональной идентичности [9].
Кроме того, для диагностики профессиональной идентичности эффективным инструментом являются ассоциативные методики. Они основаны на предположении, что свободные ассоциации человека отражают его внутренние установки, ценности и идентичности. Содержание ответов классифицируется по их эмоциональной окраске, профессиональной направленности и тематической близости. Выявляются ключевые тенденции, например степень удовлетворённости профессией, уровень профессионального выгорания, внутренние противоречия или амбиции. Этот метод может использоваться как в исследовательских, так и в практических целях, например, при профориентации или психологической поддержке специалистов [10].
Самыми часто используемыми методами диагностики являются анкетирование и опрос. Они позволяют получить структурированную информацию о степени сформированности профессиональной идентичности, ее компонентах, а также выявить возможные кризисы и сложности, связанные с профессиональным самоопределением:
- Опросник стилей идентичности М. Берзонски ISI 5 (адаптация И. Бронина) (2013) предназначен для изучения стилей идентичности личности. Опросник позволяет определить стиль идентичности человека в контексте того, как он обрабатывает информацию и принимает решения, включая вопросы профессионального и личностного самоопределения [1, с. 12-24; 4, с. 96-105].
- Методика «Профессиональная временная перспектива будущего» (OFTP) Х. Цахера и М. Фрезе (адаптация Т. Ю. Базарова и А. В. Парамузова) (2009) исследует установки, связанные с временными аспектами профессионального становления, и их связь с профессиональной идентичностью.
- Шкала определения стадии идентичности Дж. Коте (ISRI, адаптация Ю. В. Борисенко) (1997) оценивает ресурсы социальной идентичности и используется для выявления стадии идентичности в различных сферах жизни, включая профессиональную идентичность. Методика широко используется в психодиагностике для оценки уровня личностной зрелости и самоопределения в контексте профессионального, социального и личностного развития. Она эффективна для анализа кризисов идентичности и оценки ресурсов личности [3, с. 45-55].
- Методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шнейдер (2007) основана на принципах ассоциативного эксперимента и определяет профессиональную идентичность как результат самоопределения, персонализации и самоорганизации. На основе анализа ассоциативных цепочек определяется статус профессиональной идентичности испытуемого [11].
- Тест (шкала) самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема (1992) Методика оценивает убеждения человека в его способности решать сложные задачи, что может быть связано с развитием профессиональной идентичности [14, с. 35-37]. Шкала зарекомендовала себя как надежный инструмент для оценки личностной эффективности в различных культурах и контекстах. Ее русская версия успешно используется в научных исследованиях и практической психологии на протяжении нескольких десятилетий [2, с. 198-205].
- Тест межличностных отношений Лири (1955) – методика, предназначенная для оценки характера межличностных отношений и социального поведения личности. Этот тест применяется для диагностики степени принятия профессиональных ролей и взаимодействия в коллективе. Он позволяет определить преобладающий тип межличностного поведения и выявить основные черты взаимодействия человека с окружающими; уровень выраженности позитивных и негативных черт; наличие дисгармоний в межличностных отношениях; зоны для личностного роста[13].
Можно сделать вывод, что диагностика профессиональной идентичности требует комплексного подхода. Сочетание различных методов и методик позволяет получить многогранную картину профессионального самоопределения индивида, выявить его сильные и слабые стороны, а также наметить пути дальнейшего профессионального развития.