Введение
В эпоху цифровой трансформации современного общества глубокая интеграция Интернета произвела революцию в корпоративных структурах и взаимодействии сотрудников с технологиями. Постепенное слияние информационных технологий как в профессиональной, так и в личной сферах привело к размытию границ между работой и личной жизнью, что породило явление частого использования сотрудниками интернета в рабочее время или «киберлофинга».
Социальные сети сегодня стали важными способами для сотрудников общаться и делиться информацией. Но многие сотрудники используют Интернет для общения с семьей и друзьями, так как имеют определенную степень автономии в отношении своего рабочего времени, гибкий график и т. д. Сотрудники, прибегающие к киберлофингу в рабочее время, занимаются не связанными с работой видами деятельности, такими как: общение в сети, просмотр веб-страниц, видеороликов, чтение новостной ленты и т. д.
Результаты теоретического исследования
Термин «киберлофинг» («cyberloafing») появился в психологической науке относительно недавно. Данный термин означает отвлечение от работы, использование сети Интернет в личных целях на рабочем месте, гаджетов во время учебной деятельности у школьников и студентов. Термин «киберлофинг» был введен В. К. Г Лим для обозначения новой формы аномального поведения на рабочем месте [1, с. 343-353]. Наряду с ним употребляются такие понятия, как «киберленость», «кибербезделье».
О. Н. Ван Доорн полагает, что киберлофинг как отклоняющееся поведение на рабочем месте может иметь положительные стороны, так как помогает сотрудникам восстанавливать или дополнять ресурсы посредством временного отвлечения от работы. Автор выделяет четыре вида киберлофинга: социальный (к примеру, онлайн-общение), информационный (поиск информации), досуговый (развлечение, игры) и виртуально-эмоциональный (онлайн-шопинг, любая иная деятельность, которая отвечает индивидуальным потребностям) [2, с. 1073-1087].
Ц. Чен предлагает разделять в киберлофинге пассивную и активную форму. Непреднамеренное и неосознанное отвлечение сотрудника от работы для решения нерабочих вопросов называется пассивным киберлофингом. И наоборот, преднамеренное и осознанное отвлечение сотрудника от работы для решения нерабочих вопросов называется активным киберлофингом. Именно пассивная форма киберлофинга оказывает негативное влияние на производительность труда и опасна для работы, а не ее активная форма [3].
Т. А. О'Нил рассматривал киберлофинг как использование информационных технологий на работе сотрудниками в личных целях во время выполнения работы. Положительные аспекты данного феномена состоят в возможности развития, то есть выступают ресурсом для совершенствования навыков, а также для психоэмоционального восстановления, действенным способом снижения беспокойства и положительного влияния на психологическое здоровье. С другой стороны, негативные аспекты киберлофинга состоят в риске появления девиантного поведения, которое снижает продуктивность труда и трудно поддается контролю [4, с. 152-160].
Киберлофинг также рассматривается в контексте понятие отвлечения. Так, С. Нолен-Хоксема и Дж. Морроу рассматривали отвлечение как стиль реагирования на сниженное настроение, предполагающий намеренное переключение внимания с негативных на приятные мысли и действия. Сосредоточивая внимание на чем-то более увлекательном, отвлечение снижает негативное настроение и мышление. Киберлофинг обусловлен нерелевантными для задачи стимулами, которые прекращают целенаправленное поведение. В таком случае индивид не может сосредоточиться на задаче, требующей пристального внимания для достижения поставленной цели [5, с. 561-570].
Киберлофинг также рассматривается как форма прокрастинации, под которой понимается «сознательное откладывание важных дел, при том, что человек понимает, что это приведет к ухудшению результата деятельности. Одним из источников прокрастинации выступает неспособность прокрастинаторов правильно управлять своим временем. Они склонны ошибаться, назначая время для выполнения задачи, полагая, что стоящая перед ними задача не потребует много времени и усилий, и, следовательно, намеренно откладывают выполнение задачи на потом» [6, с. 5].
По мнению Н. В. Сивриковой, киберлофинг – это «особая форма ухода от скучной работы или вариант прокрастинации, осуществляемый за счет использования информационных технологий. Также это вид контрпродуктивного поведения на рабочем месте» [7, с. 53].
Некоторые авторы (Р. Ф. Баумайстер, Ф. Стенсенг и др.) рассматривают киберлофинг как форму эскапизма, который относится к деятельности, направленной на снижение дискомфорта, вызванного социальными или внутриличностными причинами путем избегания. Так, Ф. Стенсенг утверждает, что когнитивное сужение может наблюдаться в связи с вовлечением во многие виды деятельности, включая те, которые считаются здоровыми для человека. Иными словами, многие виды досуга могут способствовать переживанию когнитивного сужения за счет внимания к действию (активному вниманию). Оно характеризуется когнитивной поглощенностью, временной диссоциацией и снижением самоощущения. Вместе эти психологические переживания работают в направлении того, чтобы человек смог отвлечься от себя. Внимание к действию связано с когнитивным сужением в том смысле, что оно снижает самосознание, направляя внимание на конкретные действия, ближайшие цели и ограниченные аспекты личности [8, с. 270-274].
По мнению Т. Н. Савченко, в случае киберлофинга механизм ухода от реальности универсален и нормативен, во всяком случае до тех пор, пока не доходит до патологизированного уровня, когда человек полностью отказывается от удовлетворения своих желаний и осуществления своих целей в реальной жизни. Он может способствовать стабилизации эмоционального состояния личности в проблемной ситуации, а также вызывать изменения в структурах самосознания, поскольку направлен на поддержание позитивной непротиворечивой Я-концепции и сохранение ее целостности. Более того, при возможности возврата в реальность и последующем успешном разрешении вызвавшего данный тип активности рассогласования он выполняет позитивную функцию [9, с. 672-702].
Стресс рассматривается как любой сдвиг, вызывающий физическое, эмоциональное или психологическое напряжение. Согласно В. В. Герасимовой, восприятие стресса людьми играет важную прогностическую роль в передаче и индукции тревоги стрессорами. Под воспринимаемым стрессом понимается субъективная реакция субъекта на различные стимулы и угрозы в окружающей среде после их когнитивной оценки. Люди, переживающие стрессовые события, оценивают тяжесть кризиса перцептивно и когнитивно, что приводит к некоторой степени физиологических и психологических реакций [10, с. 220-223].
В своей работе Х. Ву также подчеркивает влияние эмоционального стресса на киберлофинг. Негативные состояния тревожности и фрустрации могут побуждать сотрудников искать динамическую релаксацию и удовлетворение, снимая эмоциональный дискомфорт с помощью киберлофинга. Сотрудники могут искать психологического облегчения, когда эмоциональный стресс накапливается, а киберлофинг обеспечивает временный путь для психологического комфорта [11, с. 801-815].
Стремление достичь психологического и субъективного благополучия может побуждать сотрудника практиковать киберлофинг. Психологическое благополучие относится к состояниям положительного аффекта и эффективному социальному функционированию. Во многих работах психологическое благополучие рассматривается как многомерная структура, включающая индивидуальные и социальные аспекты, влияющие на то, как индивид воспринимает внешний мир, каким образом регулирует свое поведение, сталкиваясь с проблемами и жизненными вызовами. Э. Динер утверждает, что субъективное благополучие состоит из удовлетворенности жизнью, а также положительных и отрицательных аффектов. Удовлетворенность жизнью измеряет то, как люди воспринимают и оценивают свою жизнь в целом, а положительный и отрицательный аффект отражает доминирование позитивных или отрицательных эмоций [12, с. 80-104].
А. Паначчо и К. Ванденберге установили, что отвлечение от неприятных мыслей на работе в социальных сетях может повышать благополучие. При этом они рассматривали психологическое благополучие как переживание положительного эффекта, отсутствие нежелательного эффекта, а также совместное наличие занятости и удовлетворения жизнью. Это оценка человеком своей жизни – либо с точки зрения удовлетворенности жизнью (интеллектуальная оценка), либо с точки зрения воздействия (эмоциональные реакции), которая подразделяется на приятное воздействие (положительные чувства) и отрицательное воздействие (негативные чувства) [13, с. 192-195].
Киберлофинг может выступать способом совладания со стрессом. Совладающее поведение относится к ряду когнитивных, аффективных и поведенческих паттернов, которые проявляются в ситуации стресса. Оно обеспечивает адаптацию к ситуации, позволяет устранить негативные переживания, содействует решению или избеганию проблемы. Стратегии совладания инициируют и поддерживают аффективные реакции на субъективно стрессовые события, отражают конкретные модели реагирования при столкновении с внешними вызовами [14, с. 246-248]. Киберлофинг можно сравнить с дистанцированием, которое выступает в качестве готовности отстраниться от ситуации, а также поиском социальной поддержки, когда сотрудник ищет необходимую ему поддержку для решения ситуации.
Выводы
Таким образом, киберлофинг – это использование Интернета на рабочем месте в личных целях в рабочее время. Киберлофинг может быть пассивным (непреднамеренное и неосознанное отвлечение сотрудника от работы для решения нерабочих вопросов в Интернете) и активным (преднамеренное и осознанное отвлечение сотрудника от работы и использование). Киберлофинг может выступать источником восстановления ресурсов, помогающим сотрудникам снизить стресс, эмоциональный дискомфорт на работе и получать положительные эмоции. Киберлофинг как отвлечение от работы на деятельность в сети можно рассматривать как стиль реагирования на сниженное настроение, способ преодоления тревоги и напряженности.