Проблема демографии в России – одна из самых серьёзных. Чтобы решить её, нужны комплексные меры на государственном уровне. Рождаемость падает, смертность растёт, население стареет, люди переезжают в другие места – всё это влияет на жизнь страны. В условиях глобальных изменений перед Россией стоит задача создать устойчивые механизмы для улучшения демографической ситуации и долгосрочного развития общества. С этой целью в 2018 году утвержден и с 1 января 2019 года был запущен национальный проект «Демография». По замыслу он должен стабилизировать и улучшить демографические показатели. Этот проект важен по нескольким причинам.
Во-первых, демографическая ситуация тесно связана с экономическим развитием государства. Сокращение числа трудоспособных граждан ведёт к снижению производительности труда, уменьшению налоговых доходов и увеличению нагрузки на социальные системы. Во-вторых, увеличение доли пожилых людей требует разработки эффективных мер для обеспечения им достойного уровня жизни и создания условий для активного долголетия. В-третьих, отрицательные демографические тенденции могут вызвать социальные и политические последствия, включая рост социального напряжения и снижение доверия к государственным институтам.
Национальный проект «Демография» включает в себя пять федеральных проектов:
- «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;
- «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет»;
- «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения»;
- «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»;
- «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва».
Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» (далее – Региональный проект) реализуется в Забайкальском крае с 2019 года и направлен на повышение рождаемости путем прямой поддержки семей с детьми. Окончание реализации регионального проекта установлено на 31.12.2024 года.
За период с 2019–2023 года в Забайкальском крае осуществлялось 5 мер государственной поддержки семей с детьми – в рамках реализации мероприятий Регионального проекта:
- Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
- Единовременная выплата при рождении первого ребенка;
- Региональный материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка;
- Ежемесячная выплата многодетным семьям при рождении 3-го ребенка или последующих детей (рожденным до 01.01.2019 г.);
- Ежемесячная выплата многодетным семьям при рождении 3-го ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста 3-х лет (рожденным после 01.01.2019 г.).
Объем бюджетных расходов на поддержку семей с детьми ежегодно увеличивается с одновременным увеличением количества получателей поддержки (рис. 1). Вместе с тем доля расходов на Региональный проект в общем объёме расходов на поддержку семей с детьми сокращается (с 45,3% до 11,9%) в связи с политикой государства по передаче соответствующих полномочий в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (рис. 2):
Рис. 1. Численность семей с детьми, получающих государственную поддержку в рамках РП, чел.
Рис. 2. Динамика расходов на социальную поддержку семей с детьми за счет средств федерального и краевого бюджетов, млн рублей
Фактически на реализацию Регионального проекта в период с 2019–2023 год направлено 13 274,6 млн рублей. Мерами государственной поддержки в 2021 году охвачено 29 658 семей, или 162,4% от планового значения (17 123 семьи); в 2022 году охвачено 27 801 семья, или 104,5% от планового значения (28 377 семьи).
Принимая во внимание численность семей с детьми на начало каждого отчетного периода за период реализации Регионального проекта сумма выплат на 1 семью с детьми в год выросла в 4,3 раза или на 23,64 тыс. рублей и составила 30,74 тыс. рублей, а в целом от всех мер поддержки в крае сумма выплат выросла в 7,8 раз или на 106,81 тыс. рублей (на 1 забайкальскую семью в среднем приходится 122,48 тыс. рублей социальной поддержки).
Анализ реализации Регионального проекта показал высокую востребованность среди населения предусмотренных мер поддержки: с 2019 года количество получателей выплат выросло в 2 раза; доля семей, получающих государственную поддержку в рамках Регионального проекта выросла с 9,3% от общей численности семей с детьми в 2019 году до 21,8% в 2022 году; охват пациентов медицинской помощью по программе ЭКО вырос в период реализации Регионального проекта на 10 %. Рост числа получателей выплат обусловлен также увеличением критерия нуждаемости с полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения и расширением категорий семей по отдельным выплатам.
Несмотря на предпринимаемые меры, в последние годы сохраняется тенденция к снижению рождаемости в Забайкальском крае и Российской Федерации в целом:
Рис. 3. Суммарный коэффициент рождаемости, единицы
В сравнении с другими субъектами РФ, входящими в ДФО Забайкальский край, смог сдержать значительное падение рождаемости за анализируемый период, и занять вторую позицию в федеральном округе по показателю «Суммарный коэффициент рождаемости».
Так как суммарный коэффициент рождаемости зависит от крупных макроэкономических шоков, были проанализированы следующие факторы: демографические (численность и состав населения, частота разводов и браков, продолжительность жизни); общеэкономические: среднедушевые доходы, безработица, стоимость жилья, покупательная способность и др.
В итоге выявлены следующие причины снижения суммарного коэффициента рождаемости в Забайкальском крае:
- стабильное снижение численности постоянного населения (на 7% или 73,6 тыс. человек к 2019 году), что в большей степени связано с миграционной убылью населения. При этом в анализируемом периоде также установлен рост показателя смертности;
- снижение продолжительности жизни в 2019–2021 годы: 2019 год – 68,9 лет, 2020 год – 68,2 лет, 2021 год – 66,8 лет, 2022 год – 67,8 лет;
- неустойчивое изменение брачности населения: наблюдается как рост браков, так и рост количества разводов (доля разводов в анализируемом периоде составила от 69% до 88% от количества браков). Выросла доля рождений у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке с 33,15% в 2019 году до 36,07% в 2022 году;
- сокращение числа женщин фертильного возраста (в 2022 году по сравнению с 2019 годом на 3,8% или 9883 человека), имеются риски снижения рождаемости в ближайшие 5–10 лет;
- распространенность женского бесплодия превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в среднем в 2 раза. Эффективность лечения бесплодия в Забайкальском крае не была достигнута в 2020 и в 2021 годах (доля женщин, вставших на учет по беременности из числа пролеченных с помощью ЭКО, составила менее 30%);
- перемещение возрастной категории рожающих женщин 20–24 лет в категорию 25–29 лет;
- снижение количества первых рождений. Как показал анализ, численность детского населения Забайкальского края пополняется за счет семей, в которых уже есть дети, наблюдается динамика роста многодетных семей: в 2019 году – 18256 семей, в 2020 году – 18904, в 2021 году – 17421 семья семей, в 2022 году 22283 семей. В целом доля детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) в общей численности населения края за весь анализируемый период составила 25%;
- низкие показатели доли занятых в экономике в Забайкальском крае, что приводит к приравниванию среднедушевых доходов населения к критерию нуждаемости, установленному для предоставления выплат (двукратная величина прожиточного минимума). Справочно: в Приморском крае за 2021-2022 среднедушевые доходы населения превышают критерий нуждаемости более чем на 30%, в Магаданской области более чем на 70%;
- рост стоимости жилья (увеличение в 2 раза к уровню 2019 года на первичном рынке: 2022 год – 115,4 тыс. рублей за 1 кв. метр; 2019 год – с 59,53 тыс. рублей за 1 кв. м; на 67,8% на вторичном рынке: с 53,17 тыс. рублей за 1 кв. метр до 89,21 тыс. рублей). Забайкальский край занимает 4 место из 11 субъектов ДФО по стоимости жилья (от максимального значения).
Вместе с тем Забайкальский край имеет общую тенденцию к увеличению покупательной способности населения (в 2022 году увеличена на 11,2 п. п. к 2019 году), снижению численности безработных граждан в возрасте 15 лет и старше (снизилась на 23,5%).
По данным ЕГИССО с 2021 года стала снижаться доля малоимущих семей в Забайкальском крае: 2019 год – 39251 семья (23,9%), 2020 год – 64698 семей (40,4%), 2021 год – 64054 семей (39,8%), 2022 год – 51774 семей (38,1%). Это также подтверждается данными Росстата: за анализируемый период численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) стабильно снижается: 2019 год – 229,6 тыс. человек (21,7% от общей численности населения региона), 2020 год – 221,4 тыс. человек (21%), 2021 год – 203,3 тыс. человек (19,5%), 2022 год – 187,8 тыс. человек – (18,9%).
Таким образом, мы видим, что реализация регионального проекта не приводит к повышению рождаемости в Забайкальском крае и сокращению миграционного оттока, при этом способствует сокращению уровня бедности в регионе, что также является целевым показателем, установленным в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».