Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста, по-прежнему остается одной из актуальных проблем в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения, играя важнейшую роль в познании мира.
Речь как инструмент общения выполняет базовую коммуникативную функцию. Именно потребность в коммуникации побуждает ребенка к активному овладению языка. Диалогическая речь, являющаяся основой речевого общения, представляет собой процесс двустороннего взаимодействия между людьми.
Именно формирование речевой функции стимулирует детей к овладению языком: речь, словарный запас, грамматическая структура и овладение диалогом речь. Диалогическая речь – это жанр, состоящий из регулярного обмена словами и их воспроизведения, и на ее языковой состав влияет непосредственное восприятие собеседником речевой деятельности говорящего. Логопед и родители должны создать благоприятную среду для речевого развития ребенка, стимулировать его активное участие в речевом обмене.
Исследованию формирования диалогической речи посвящены труды Л.П. Якубинского, О.А. Капитовской, М.М. Бахтина, М.Г. Плохотнюк, М.М. Лисиной и других. Их работы позволяют определить ключевые этапы развития диалогической речи, разработать эффективные методы обучения, и учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Современные методы развития диалогической речи включают в себя не только традиционные формы обучения (игры, чтение, рассказывание), но и современные инновационные технологии, такие как интерактивные игры, мультимедийные ресурсы, ролевые игры, театральные постановки. Именно такой интегрированный подход, учитывающий, как теоретические знания, так и практические навыки, позволяет добиться максимально эффективного развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), подготовить их к успешному взаимодействию в современном мире.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработать и апробировать комплекс игр в логопедической работе по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Объект исследования: диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методы и средства формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач:
- Изучить психолого-педагогическую литературу для изучения проблемы.
- Определить особенности коррекционной работы по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР.
- Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий для коррекционной работы, направленной на развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что эффективность коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе совместной игровой деятельности будет связана с применением игр, направленных на развитие: монологической речи; диалогической речи; связной речи и речевого этикета.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды:
- М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками, и др.;
- положения об основах речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в исследованиях А. Г. Арушановой, О. С. Ушаковой и др.
Базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Золотая рыбка». В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическое исследование особенностей формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР привели нас к некоторым выводам: диалог - это процесс восприятия и передачи информации в различных ситуациях общения в условиях социально принятых речевых правил и норм. Важность общения и речевой деятельности в развитии детей дошкольного возраста огромна, поскольку только общение может помочь дошкольникам раскрыть свою внутреннюю природу и потенциал, а также приобрести социальный и нравственный опыт. Создав максимально благоприятные условия для совместной игровой деятельности детей и взрослых, можно в полной мере развить полноценную диалогическую речь.
В экспериментальном исследовании были использованы методики: исследования диалогической речи О.А. Бизиковой; исследования диалогической речи А.В. Чулковой; исследования связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной; исследование монологической речи В. П. Глухова.
На констатирующем этапе получены следующие результаты: низкий уровень развития диалогической речи у детей с ОНР составил 80% (от общего количества испытуемых), 20% испытуемых с ОНР показали средний уровень. Высокий уровень сформированности диалогической речи не был выявлен. Анализ обследования на констатирующем этапе показал низкий и средний уровень сформированности диалогической речи у испытуемых. Так же наблюдается значительные трудности в ведении полноценного диалога. Дети с ОНР отвечали очень кратко, ограничиваясь несколькими словами или даже односложными ответами. Это свидетельствует о недостаточном развитии навыков связной диалогической речи. Обобщая результаты исследования состояния связной речи, можно сделать следующие выводы: что при написании рассказа, на основе серии картинок, многим детям было трудно написать связный самостоятельный рассказ, так же сталкивались с большими трудностями при овладении основными видами связной монологической речи, даже при предварительно проанализированном содержание картинок. Результаты данных диагностики на констатирующем этапе подтверждают необходимость проведения логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе совместной игровой деятельности.
В план коррекционно-педагогической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игровой деятельности включены разнообразные мероприятия, направленные на развитие речевых навыков. Использовались игры, которые побуждали детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, в которых, обыгрывая ситуацию, дети знакомятся с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. В рамках формирующего этапа так же проводилась работа по обучению детей правилам речевого этикета. Использование сюжетно – ролевых игр, позволило детям примерить на себя разные роли, что в значительной степени стимулировало их речевую активность. Например, игра в «магазин» позволяет ребенку взаимодействовать с другими игроками через диалог, формируя навыки ведения беседы.
В соответствии с планом эмпирического исследования на контрольном этапе была проведена повторная диагностика и получены следующие результаты: 30% испытуемых показали низкий уровень развития диалогической речи, средний уровень 50%, а 20% испытуемых имеют высокий показатель развития диалогической речи.
В ходе проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что использование игровых методик способствует улучшению диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи. Дети стали более активно участвовать в диалогах, их ответы стали более полными и грамматически правильным.
Сравнительный анализ данных результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента доказывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень сформированности диалогической речи в процессе совместной игровой деятельности повысился. Следовательно, игра является эффективным средством коррекции и развития монологической, диалогической и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Разработанные игровые методики способствуют улучшению коммуникативных навыков детей, что является важным шагом на пути к их успешной социализации. Сюжетно-ролевые игры являются ценным инструментом в арсенале педагогов для развития детей. Они не только делают процесс обучения интересным, но и значительно способствуют формированию диалогической речи и социального взаимодействия, что важно для успешной адаптации детей в обществе. Цели работы достигнуты, задачи реализованы, гипотеза получила свое подтверждение в полном объёме.