Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Понятие и сущность «читательского интереса» в психолого-педагогическом аспекте

Понятие и сущность «читательского интереса» в психолого-педагогическом аспекте

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

читательский интерес
познавательная активность
мотивация
осмысленное чтение
педагогика
психология
эмоциональное влечение
личная заинтересованность
устойчивость интереса
развитие интереса к чтению

Аннотация статьи

В статье рассматриваются психологические и педагогические аспекты формирования и развития читательского интереса как мотивационной основы образовательного процесса. Анализируются теоретические подходы к понятию "интерес" в контексте познавательной деятельности, включая взгляды отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание уделяется структуре читательского интереса, его компонентам, таким как эмоциональное влечение, познавательная активность и личная заинтересованность. 

Текст статьи

В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях интерес изучается в контексте мотивационной сферы личности, поскольку смыслообразующей основой любой деятельности являются внутренние побуждения и стимулы, мотивы. Самый действенный среди всех мотивов обучения – познавательный мотив, он имеет личностную ценность и поэтому является действенным, реальным мотивом обучения, обеспечивающим его эффективность и оптимальность.

Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения. 

В соответствии с Российской педагогической энциклопедией: «Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе». 

Толковый словарь С. Ожегова трактует это понятие как «особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять».

Психологический словарь дает пояснение интереса как «потребностного отношения или мотивационного состояния, побуждающего к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность (А. Б. Орлов)».

Г. И. Щукина считает, что в действительности интерес включает в себя, во-первых, избирательную направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира; во – вторых, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Кроме того, интерес выступает как сильный побудитель активности личности, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам. 

С. А. Ананьин, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, исследовал её внутреннюю природу, выражающуюся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Анализ психолого-педагогических работ по проблеме развития читательского интереса и использования педагогических средств осуществления данного процесса позволил установить, что он содействует успешному приобретению знаний, умений и навыков, является мотивом учения и деятельности, способствует установлению педагогического сотрудничества, необходимого для успешного процесса обучения. Он характеризуется свободой выбора, новизной, направленностью, избирательным характером, внешневнутренним проявлением. 

Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще В. Г. Белинским. В. Г. Белинский не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей – словесников В. Я. Стоютина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения В. Г. Белинского. «Он вдохнул – живую душу в школьную схоластику» - говорил Острогорский.

Если передовые педагоги стремились придать чтению творческий характер, то официальная методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система объяснительного чтения, направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у детей интереса к чтению. К концу 19 века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением, подобная той, которую мы переживаем сегодня. 

Выход из кризиса чтения в России наметился к началу 20 века, когда на помощь образовательным учреждениям пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н. А. Рубакина, Л. С. Выготского, А. А. Потебни. 

Большой вклад в изучение развития читательского интереса внесла профессор Н. Н. Светловская. Термин «читательский интерес» она рассматривает в узком и широком смысле. В узком смысле читательский интерес проявляется в интересе к чтению: механизму прочтения, способу перевода знаков. Данным читательским интересом обладает ребенок, который только учится. У него появляется желание понять написанное в книге и показать окружающим, как он овладеет процессом чтения.

Первым, кто выделил структуру читательского интереса, является Л.С. Выготский. По его мнению, читательский интерес имеет сложную структуру, в которую включается собственно интерес, а также эмоциональное влечение к объекту интереса. При этом собственно интерес рассматривается как познавательный момент, а эмоциональное влечение – как побудительная сила. 

По мнению Р. В. Никитиной, важной составляющей читательского интереса является знание об авторах, их биографии, произведения. Если человек будет знать многообразие книг, тем, жанров, то сможет подобрать книгу, которая будет соответствовать его интересам и познавательным потребностям.

Обязательным условием развития читательского интереса является положительное личностное отношение к книгам. Важной составляющей в развитии читательского интереса является заинтересованность. Существуют виды заинтересованности, которые выделила Н. Н. Светловская: 

  • заинтересованность текстом; 
  • ситуативная заинтересованность; 
  • личная заинтересованность.

При заинтересованности текстом происходит оценка услышанного о какой-либо книге, и на основе этого принимается решения прочитать книгу. 

Важную роль при ситуативной заинтересованности играет качество печати. Интерес возникает при пролистывании книги. Яркое оформление, заглавие, занимательность, новизна подачи привлекает внимание читателя, и он уже не может оторваться от книги, не дочитав ее. 

Проявление устойчивых свойств личности (потребностей, способностей, интересов) приводит к личной заинтересованности, которая возникает при чтении и просмотре книг. 

Ситуативный и личностный интерес определяет основную качественную характеристику читательского интереса – устойчивость. Если интерес ситуативный, то есть вызван внешними стимулами, то он может снижаться в определенных ситуациях. Устойчивость будет выше, если интерес вызван духовными или познавательными потребностями человека, то есть личностным интересом. 

Первым шагом к возникновению читательского интереса, по мнению Т. Н. Лутовой, является распознавание средств текстовой и позатекстовой информации, а также понимание ее значения. Важной задачей является вовлечение учащихся в деятельность. Не работая над текстом произведения, не осознавая смысл прочитанного, сложно заинтересовать ребенка в дальнейшем прочтении произведения. Следует отметить, что некоторые исследователи стараются дать более глубокое, всестороннее определение процесса чтения. Они признают ведущее значение осмысленного чтения, при котором слова и фразы становятся выразителями содержания и обретают способность возбуждать у читателя поток представлений, образов, картин, мыслей, чувств, стремление. 

Исследователи признают важнейшее значение осознанного чтения, при котором слова и фразы становятся носителями содержания и приобретают способность волновать читателя потоком представлений, образов, картин, мыслей, чувств, влечений. Чем увереннее человек обладает техникой чтения, тем незначительнее он уделяет интерес техническому прочтению текста. Первостепенное условие обучения чтению выражается в том, чтобы ребенок как можно скорее овладел техникой чтения, чтобы данный процесс стал для него приятным, удовлетворяющим его познавательные интересы.

Таким образом, читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. Можно выделить следующие составляющие развития читательского интереса: знание о многообразии книг, личная заинтересованность и понимание смысла прочитанного.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. - http://psychological.slovaronline.com/%D0%98/681-INTERES
  2. Левидов, А. М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
  3. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1999. - 95 с.
  4. Основные тенденции развития систем образования в мире // http://scholar.urc.ac.ru/courses/Manual/theme2/more/text2_1.html

Поделиться

22

Кириллова Е. Р. Понятие и сущность «читательского интереса» в психолого-педагогическом аспекте // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). URL: https://apni.ru/article/11120-ponyatie-i-sushnost-chitatelskogo-interesa-v-psihologo-pedagogicheskom-aspekte

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля