В последние десятилетия набирают актуальность вопросы гуманизации социальных отношений, наблюдается положительная динамика отношений общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Это находит свое отражение во ФГОС, который регламентирует организацию инклюзивного образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования и заканчивая постдипломным. Появляются новые методики и средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разрабатываются принципы обеспечения учебно-развивающего процесса, создаются программы основного и дополнительного образования для данной категорий лиц. Однако, несмотря на возросшее внимание к вопросам инклюзивного и личностно-ориентированного образования, обнаруживается некоторая неготовность общества к обеспечению необходимых психолого-педагогических и материально-технических условий.
Данная проблема привлекает внимание исследователей, что подтверждает возросшее число научных работ, посвященных изучению психологических особенностей, механизмов и принципов адаптации людей с ОВЗ [1, с. 64-72; 2, с. 302-305; 3, с. 429-431; 6, с. 127-132; 7, с. 262-265], а также выявлению и/или созданию специальных условий, способствующих успешному развитию и социальной адаптации людей данной категории [4, с. 68-73; 5; 8, с. 436-442; 9, с. 131-135]. Исследователи отмечают, что успех интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в общество здоровых сверстников, их профессиональная и творческая самореализация зависят от успешности их социальной адаптации.
Под социальной адаптацией мы понимаем двунаправленный конечный процесс взаимодействия личности и общества, заключающийся, с одной стороны, в приспособлении в соответствии с действующими социальными нормами, с другой стороны, в формировании новых социальных норм в результате деятельности индивида.
В контексте обучения и воспитания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) социальная адаптация может быть интерпретирована как процесс установления оптимальных взаимоотношений между личностью с ограниченными возможностями здоровья и социокультурной средой в процессе усвоения личностью действующих социальных норм и правил поведения и ее приобщения к культуре и искусству. Социальная адаптация лиц с НОДА затруднена и имеет ряд специфических особенностей, варьирующихся в зависимости от тяжести недуга и причин его возникновения. Однако возможна компенсация нарушений и недостатков развития, вплоть до полного их устранения, успешная социализация и интеграция лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в творческую деятельность здоровых людей, что может считаться конечной точкой процесса социальной адаптации людей данной категории.
Для содействия развитию и социальной адаптации людей с НОДА в творческом коллективе необходимо реализовать ряд мероприятий по устранению педагогической и социальной запущенности и организации физической активности и творческого досуга. Механизмом, который, с одной стороны, мог бы отвлечь от фиксации на внутренних переживаниях, а с другой, приобщить к физической активности и творческой деятельности является танец.
В процессе анализа научной литературы и осуществления опытно-экспериментальной работы было установлено, что хореография оказывает благоприятное комплексное воздействие на физическое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также способствует их социальной адаптации и творческой самореализации.
Далее рассмотрим более детально возможности воздействия средств хореографии на физическое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие обучающихся, а также конкретные методы и средства воздействия.
Физическое развитие
Для компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц рекомендуется использование тренировочных и гимнастических упражнений (корригирующих гимнастик). При этом важно соблюдать баланс между напряжением и расслаблением: не допускать травмирования и перенапряжения мышц, а также обеспечивать необходимое расслабление мышц при растяжке и следить за их восстановлением.
Компенсация недостатков развития координационных способностей и двигательно-манипулятивных навыков у учащихся с НОДА может осуществляться с помощью танцевальных упражнений и движений, в том числе с применением различных атрибутов. Использование различных атрибутов вызывает у танцоров дополнительный интерес к постановке. Безусловно, работа с предметом является более сложным процессом и требует отдельной работы, благодаря которой развиваются координационные способности. В постановках можно использовать различные гимнастические предметы, такие как мячи, ленты, обручи, флаги. В народных танцах используются платки, ленты.
Интеллектуальное развитие
Развитие интеллектуальной сферы осуществляется на всех этапах занятия: в его теоретической и практической частях. Теоретическая часть предполагает формирование у учащихся представлений об основных танцевальных направлениях и истории костюма. С помощью слуховой и зрительной памяти происходит усвоение теоретических знаний и первичное усвоение практических (напр.: наблюдение за техникой выполнения движений педагогом с сопутствующими объяснениями). Практическая часть включает разучивание различных танцевальных движений и рисунков перестроений, что способствует усвоению и рефлекторному закреплению полученных знаний с помощью двигательной памяти. Таким образом происходит постепенное развитие памяти и сопутствующих мыслительных процессов (восприятия, внимания). Творческие задания (импровизация, подготовка танцевального номера и пр.) способствуют развитию воображения и абстрактного мышления.
Психоэмоциональное развитие
Развитие психоэмоциональной сферы происходит естественным образом в процессе социализации ребенка в хореографическом коллективе. Однако перед хореографом и другими участниками учебно-воспитательного процесса (психологом, другими учащимися и родителями) стоит задача в обеспечении безбарьерной поддерживающей образовательной среды. Помимо этого, от хореографа требуется содействие психоэмоциональному развитию учащихся с помощью индивидуально подобранного методического инструментария.
Таким образом, на основе научной литературы можно сделать вывод о возможности эффективного комплексного воздействия на все сферы развития детей с НОДА средствами хореографии при организации определенных педагогических условий.
Так, нами были выявлены педагогические условия, способствующие социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в хореографическом коллективе:
- Наличие адаптированной образовательной программы по хореографии с инновационными методами работы;
- Соблюдение методических рекомендаций по работе с детьми данной категории на занятиях хореографией;
- Психолого-педагогическое сопровождение, включая индивидуальную помощь и тренинги для повышения интереса к хореографии и творчеству в целом;
- Разработка и реализация культурных проектов и мероприятий (напр.: конференции на темы социальной адаптации и роли хореографии);
- Материально-техническое обеспечение: доступные танцевальные залы, необходимое оборудование и поддержка сотрудников.
В процессе систематизации и аккумуляции существующих методик нами была составлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коррекционной направленности для содействия развитию и социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами хореографии «Обучение и воспитание людей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами хореографии». Апробация программы осуществлялась на базе АНО ДПО «Академия танца и спорта», школы танца и спорта «Café Latino» с участием воспитанников Тамбовского областного государственного автономного учреждения «Спортивно-адаптивной школы паралимпийского и сурдлимпийского резерва» (ТОГАУ ДО «САШ»): 20 человек возрастной категории 10–12 лет.
Составление учебного плана программы и его корректировка осуществлялись с учетом выявленного уровня развития и социализации детей, который определялся путем наблюдения с применением различных диагностических методик, а также результатов, продемонстрированных обучающимися на занятиях, концертных и соревновательных программах.
Выбор средств обучения и технологий осуществлялся с учетом уровня подготовленности и отличительных особенностей конкретного хореографического коллектива, а также индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся. Так, при обучении воспитанников Спортивно-адаптивной школы были применены здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему методов, приемов и средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В контексте работы с детьми с НОДА здоровьесберегающие технологии предполагают адаптацию учебных планов (подбор оптимальной нагрузки, учет способностей и индивидуальных особенностей учащихся, использование специальных тренировочных и гимнастических упражнений и т. д.), а также внедрение психолого-педагогических подходов, способствующих формированию положительного отношения к физической активности и снижению уровня стресса. Здоровьесберегающие технологии прививают здоровый образ жизни.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют сделать процесс обучения более наглядным и интерактивным, что необходимо для поддержания внимания и интереса обучающихся с НОДА.
Для детского, младшего и среднего школьного возраста целесообразно использование игровых технологий. Именно в игре ребенок получает новые знания, закрепляет их на практике, утверждается как личность в коллективе ровесников. Игра помогает создать позитивный настрой, вызывает интерес ребенка. При этом модели поведения и навыки, освоенные в процессе игровой деятельности, затем используются (в адаптированной, при необходимости, форме) в реальной жизни. В процессе игры у детей развиваются, активность, инициативность, воображение, проявляются актерские и творческие способности.
Содержание программы «Обучение и воспитание людей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами хореографии» представлено несколькими разделами (этапами):
- Проведение организационного занятия;
- Танц-терапия;
- Корригирующая гимнастика. Ритмическая разминка.
- Техника работы на коляске («Танцующие колёса»);
- Постановочная деятельность. Отработка танцевальных номеров;
- Занятия по современной хореографии, спортивной технике танца, подготовка спортивный пар по LA и ST программам и соло;
- Формы воспитательной работы;
- Контроль за уровнем знаний, умений, навыков;
- Концертная деятельность.
При этом программа может быть условно разделена на три уровня:
- Реабилитационно-адаптационный уровень позволяет ребенку с нарушением опорно-двигательного постепенно адаптироваться к новым для него условиям: освоиться в коллективе, привыкнуть к физической нагрузке [9, с. 131-135]. Типичными заданиями на данном уровне являются взаимодействие в парах для установления контакта с партнером; просмотр и самостоятельное освоение движений в комфортном темпе; фристайл – импровизация под музыку. На данном уровне основное внимание уделяется не технике и музыкальности движений, а комфортной адаптации ребенка.
- Уровень выздоровления предполагает более активные занятия хореографией: разучивание определенных танцевальных движений, совершенствование навыков управления коляской под музыку, постановка хореографических номеров [9, с. 131-135]. На этом уровне ребенок, как правило, уже более уверен в собственных силах: лучше чувствует свое тело, правильно оценивает свои возможности и открыт к изучению нового за счет имеющегося положительного опыта.
- Спортивный уровень предполагает регулярные тренировки и подготовку хореографических номеров высокой сложности для последующего участия в соревнованиях и концертных программах. На данном уровне происходит образование пар с высоким уровнем исполнения и их подготовка к всероссийским и международным соревнованиям [9, с. 131-135].
В процессе обучения в хореографическом коллективе дети с НОДА последовательно овладевают новыми умениями и навыками на каждом из уровней и узнают новое о хореографическом искусстве. Особенно важно, что на занятиях они получают положительный опыт от тренировок, общения со сверстниками и педагогом и творчества.
Программа «Обучение и воспитание людей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами хореографии» подтвердила свою результативность посредством успешной организации и эффективной реализации учебно-развивающего процесса в период ее апробации на базе АНО ДПО «Академия танца и спорта», школы танца и спорта «Café Latino» (с участием воспитанников Спортивно-адаптивной школы г. Тамбова). На основе полученных результатов программа была усовершенствована и утверждена на заседании педагогического совета Тамбовского областного государственного автономного учреждения «Спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва».
Показателями эффективности программы являются результаты диагностики уровня развития и социальной адаптации, полученные на контрольном и обобщающем этапах экспериментально-исследовательской деятельности, а также успешные выступления участников программы на публичных мероприятиях городского, всероссийского и международного уровней.
Таким образом, удалось на практике выявить возможности содействия развитию и социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами хореографии. Хореография способствует улучшению двигательной активности, укреплению мышц, улучшению координации движений, повышению их точности, плавности и др.; более того занятия способствуют комплексному развитию всех сфер. Участие в хореографических группах позволяет детям взаимодействовать с ровесниками, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, что способствует их социальной адаптации. Хореография предоставляет детям возможность выразить свои эмоции и переживания через движение, что может способствовать снижению стресса и повышению контроля эмоций. Более того, занятия хореографией помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развить креативность, художественное восприятие и способность к самовыражению. Успехи на занятиях хореографией, в концертной и соревновательной деятельности могут повысить уверенность детей в своих силах, что позволяет им формировать положительное представление о собственных возможностях и готовность к их расширению за счет тренировок, творчества и изучения нового. Хореографический коллектив может стать местом, где дети чувствуют себя принятыми и поддержанными, помогая преодолевать трудности, связанные с их состоянием здоровья, и отправной точкой для их дальнейшего творческого и профессионального развития.