Основная часть
Эффективность работы автомобильной техники (далее – АТ) зависит не только от качеств, заложенных в них на этапе конструирования и изготовления, но и в значительной мере от способа и качества их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если обслуживание АТ свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то параметры надежности механизмов могут снизиться, что приведет к неэффективной работе автомобильной техники. Своевременное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации АТ и должно обеспечивать ее постоянную готовность к использованию, безопасность движения, устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки узлов, агрегатов и механизмов, а также надежную работу в течении установленных межремонтных ресурсов и сроков службы до ремонта и списания [2].
Поэтому при использовании АТ в целях обеспечения своевременности проведения работ по ее техническому обслуживанию необходимо иметь потребное количество АИ, непосредственно на складах частей и организаций войск национальной гвардии, соответствующее нормам выполнения всего объема работ по очередному номерному ТО [4].
В настоящий момент в войсках национальной гвардии потребность в автомобильном имуществе в частях и организациях ВНГ определяется непосредственно перед выполнением работ в соответствии с установленными нормами пробега и техническим состоянием ВВСТ. В соответствии с приказом 194 основными задачами технического обеспечения являются: создание установленных запасов ВВСТ, боеприпасов, АИ, и других материальных средств и обеспечение их оптимального эшелонирования.
В условиях существующей системы эшелонирования АИ его поставки осуществляются двумя способами [3]:
- Путем выделения денежных средств на закупку автомобильного имущества, непосредственно частями и организациями ВНГ, раз в период по заблаговременно поданным заявкам.
- Путем централизованных поставок со складов старшего начальника ВНГ, по заблаговременно поданным заявкам.
Таким образом, по средним показателям запасы АИ для проведения номерных ТО создаются один раз в год перед началом очередного года с корректировкой в летнем периоде. Ввиду определенных сокращений финансирования из бюджетных средств, а также перераспределения техники между воинскими частями и организациями в течении календарного года, на которые не закладываются запасы АИ и денежные средства на их закупку на планируемый календарный год, обеспечение АИ и другими материальными средствами в полном объеме не представляется возможным, что отражается на проведении ТОиР ВВСТ [2, 4].
Большой пространственный размах выполняемых задач, высокоманевренный характер выполнения СБЗ, возникающие при этом неисправности АТ, требуют быстрого восстановления АТ, как результат накопление и эшелонирование АИ будет неизменно связано широким применением ремонтных средств, четким взаимодействием всех органов АТО [1].
Существующая система обеспечения АИ не позволяет в полной мере качественно производить техническое обслуживание техники. Так, для технического обслуживания АТ, в воинской части имеются лишь автомобильное имущество россыпью, не всегда обеспечивающие проведение технического обслуживания в соответствии с заменой всех запасных частей и расходных материалов в соответствии с нормативно-технической документацией АТ. Номенклатура этих запасных частей не оговорена и создается исходя из наличия денежных средств выделенных на закупку запасных частей, и не является величиной постоянной и плановой. Установлено, что более 70 % техники, вышедшей из строя, требует текущего ремонта по причине несвоевременно заменённых запасных частей и расходных материалов в соответствии с установленной периодичностью обслуживания и нормативно-технической документацией [4].
Анализируя возможности подразделений и воинских частей по проведению технического обслуживания автомобильной техники, выявляется зависимость от обеспеченности исполнителей работ запасными частями, укомплектованности ремонтных органов специалистами, выполнения работ силами водителей, а также от наличия специалистов технических служб в подразделениях (рота, взвод).
В современных условиях, когда от 50 до 80% отказов машин устраняется путем замены отказавшего элемента [3], устранить отказы техники, а тем более их предупредить, без обеспечения войск и ремонтных органов запасными частями практически невозможно.
Обеспечение войск АИ возложено на систему обеспечения [5, с. 79-81], которая предполагает эшелонирование запасов по типовым уровням иерархической структуры войск.
Вывод
Анализ структуры запасов АИ позволяет сделать вывод о том, что высокие требования к подвижности войск ставят задачу выбора запасных частей, необходимых для выполнения служебно-боевых задач по номенклатуре и по количеству. Эта задача в настоящее время решается только за счет опыта и интуитивной логики мышления каждого из начальников служб, а потребность в повышенных запасах вообще не имеет никакого обоснования. Поэтому, целью выбора является создание запасов, которые гарантировали бы возможность поддержания автомобильной техники в исправном состоянии на уровне, требуемом для выполнения стоящих перед ней задач путем создания запасов необходимых для проведения планового технического обслуживания в соответствии с установленной периодичностью. Лучшим, в условиях дефицита денежных средств, и военно-технического имущества на момент проведения планового обслуживания, будет создание, хранение и передача необходимого запаса запасных частей и расходных материалов при машине и на складе текущего довольствия эксплуатируемой воинской части (подразделения) [4]. При этом наибольшего эффекта в обеспечении работоспособности АТ ВНГ следует ожидать в случае своевременного создания и пополнения этих запасов запасных частей и расходных материалов на машинах, во взводах, ротах и в ремонтных органах.