Коррупция – это проблема, которая преследует общество на протяжении столетий. Это явление встречается в разных странах мира, подрывая государственные системы, ослабляя экономику и нарушая права человека. Коррупцию в системе государственного и муниципального управления в целом можно интерпретировать как злоупотребление государственной властью или положением, в целях получения личной выгоды, с нарушением действующих законов и норм.
Влияние коррупции на жизнь нации и государства очень значительно и затрагивает множество сфер в социально-экономической жизни общества, в частности распространение коррупционных практик:
- препятствует экономическому развитию;
- препятствует развитию инфраструктуры;
- препятствует качественному предоставлению государственных услуг и повышению качества жизни;
- подрывает общественное доверие к правительству и государственным институтам;
- снижает политическое участие и усугубляет социальную несправедливость;
- провоцирует социальную напряженность, такую как конфликты и даже политические беспорядки.
«Борьба с коррупцией представляет собой сложную системную деятельность, направленную на снижение и нейтрализацию уровня проявлений коррупции в государстве, создание административных барьеров её развития и распространения» [3].
«В системе средств борьбы с коррупцией особая роль принадлежит профилактическим мерам, среди которых важное место отводится организационным и правовым способам совершенствования законодательной деятельности. Одной из форм общественного контроля в борьбе с коррупцией выступает контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства» [3], в том числе – общественный.
Общественный контроль в сфере противодействия коррупции представляет собой деятельность представителей гражданского общества, способных, в силу своей компетентности, оценить состояние коррупции в органах власти, а также выработать комплекс мер по противодействию с ней.
За 10 лет в Российской Федерации достигнут значительный прогресс в развитии института общественного контроля. В настоящее время общественный контроль является не только одним из ключевых инструментов обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов и организаций при осуществлении ими своих публичных полномочий, но и фактически новым стандартом отношений государства и гражданского общества, а также реальным механизмом прямой демократии, последовательно развивающимся в нашей стране. Кроме того, общественный контроль стал одним из важных инструментов выстраивания международного диалога с гражданским обществом иностранных государств. Так, например, 27 марта 2017 года в г. Санкт-Петербурге постановлением № 46-19 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств был принят модельный закон «Об основах общественного контроля».
«Одним из инструментов общественного контроля в сфере противодействия коррупции является антикоррупционная экспертиза. Антикоррупционная экспертиза – это деятельность специалистов, направленная на обнаружение и описание коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах, их проектах, а также подготовку рекомендаций по данному законодательному акту» [2, с. 314-318].
В ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к видам коррупциогенных факторов отнесены [1]:
- Положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
- Положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [1].
Коррупциогенные факторы создают для органов власти предпосылки для коррупционных действий чиновников, а также условия для установления легитимности коррупционных деяний.
Важной частью общественного контроля в сфере противодействия коррупции является формирование организационных структур, к которым отнесены:
- Общественные палаты;
- Институты гражданского общества;
- Комиссии по общественному контролю;
- Население.
Так, общественный контроль в рамках противодействия коррупции содержит разного рода формы участия граждан: общественный мониторинг, общественные слушания, общественные проверки.
Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.
Общественный контроль – это не только наблюдение за деятельностью органов власти всех уровней и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, сколько механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. А значит, общественные инспекторы своими действиями не могут подменять контролирующие и правоохранительные органы, а должны стать реальными помощниками органам власти, иным органам и организациям через осуществление мероприятий общественного контроля, выявление системных общественно значимых проблем и выработку рекомендаций и предложений для их оперативного решения в тесном взаимодействии и конструктивном диалоге с органами власти, иными органами и организациями.
Популяризации института общественного контроля и вовлечению большего количества активных граждан, в том числе молодежи, формированию у них интереса к общественной деятельности и развитию навыков, необходимых для осуществления общественного контроля, будет также способствовать:
- организация и проведение различных информационных кампаний, в том числе на базе высших учебных заведений, направленных на повышение осведомленности граждан о целях, задачах и формах общественного контроля и возможности участия в нем граждан;
- проведение конкурсов в целях выявления лучших практик осуществления общественного контроля в различных сферах общественных отношений и поощрение наиболее активных и эффективных общественных инспекторов;
- выработка и реализация мер нематериального поощрения общественных инспекторов, направленных на повышение их мотивации и признание их достижений.
Отсюда вытекает необходимость разработки программ обучения и повышения квалификации общественных инспекторов, содержащих, в том числе практические задания по инициированию и осуществлению различных форм общественного контроля в сфере противодействия коррупции, порядку участия граждан в мероприятиях общественного контроля, правам и обязанностям общественных инспекторов, порядку взаимодействия субъектов общественного контроля с органами власти, иными органами и организациями, а также иные значимые положения. Перспективным направлением, способствующем повышению правовой грамотности общественных инспекторов, видится организация и проведение различных форумов и конференций всероссийского, межрегионального и межмуниципального уровня, в ходе которых субъекты общественного контроля смогут делиться лучшими практиками противодействия коррупции, обсуждать отдельные аспекты осуществления общественного контроля, получать практические навыки.