Главная
АИ #3 (238)
Статьи журнала АИ #3 (238)
Роль общественного контроля в противодействии коррупции в системе государственно...

Роль общественного контроля в противодействии коррупции в системе государственного и муниципального управления

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

коррупция
противодействие коррупции
контроль
общественный контроль
экспертиза
антикоррупционная экспертиза

Аннотация статьи

В статье изучен такой инструмент противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления как общественный контроль. Отмечается, что поиск действенных механизмов борьбы с коррупционными проявлениями в системе государственного и муниципального управления является стратегической задачей в большинстве государств мира, в том числе и Российской Федерации. Для борьбы с коррупцией РФ регулярно совершенствуется законодательство, принимаются меры по повышению прозрачности, усилению подотчетности органов государственного управления.

Текст статьи

Коррупция – это проблема, которая преследует общество на протяжении столетий. Это явление встречается в разных странах мира, подрывая государственные системы, ослабляя экономику и нарушая права человека. Коррупцию в системе государственного и муниципального управления в целом можно интерпретировать как злоупотребление государственной властью или положением, в целях получения личной выгоды, с нарушением действующих законов и норм.

Влияние коррупции на жизнь нации и государства очень значительно и затрагивает множество сфер в социально-экономической жизни общества, в частности распространение коррупционных практик:

  • препятствует экономическому развитию;
  • препятствует развитию инфраструктуры;
  • препятствует качественному предоставлению государственных услуг и повышению качества жизни;
  • подрывает общественное доверие к правительству и государственным институтам;
  • снижает политическое участие и усугубляет социальную несправедливость;
  • провоцирует социальную напряженность, такую как конфликты и даже политические беспорядки.

«Борьба с коррупцией представляет собой сложную системную деятельность, направленную на снижение и нейтрализацию уровня проявлений коррупции в государстве, создание административных барьеров её развития и распространения» [3].

«В системе средств борьбы с коррупцией особая роль принадлежит профилактическим мерам, среди которых важное место отводится организационным и правовым способам совершенствования законодательной деятельности. Одной из форм общественного контроля в борьбе с коррупцией выступает контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства» [3], в том числе – общественный.

Общественный контроль в сфере противодействия коррупции представляет собой деятельность представителей гражданского общества, способных, в силу своей компетентности, оценить состояние коррупции в органах власти, а также выработать комплекс мер по противодействию с ней.

За 10 лет в Российской Федерации достигнут значительный прогресс в развитии института общественного контроля. В настоящее время общественный контроль является не только одним из ключевых инструментов обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов и организаций при осуществлении ими своих публичных полномочий, но и фактически новым стандартом отношений государства и гражданского общества, а также реальным механизмом прямой демократии, последовательно развивающимся в нашей стране. Кроме того, общественный контроль стал одним из важных инструментов выстраивания международного диалога с гражданским обществом иностранных государств. Так, например, 27 марта 2017 года в г. Санкт-Петербурге постановлением № 46-19 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств был принят модельный закон «Об основах общественного контроля».

«Одним из инструментов общественного контроля в сфере противодействия коррупции является антикоррупционная экспертиза. Антикоррупционная экспертиза – это деятельность специалистов, направленная на обнаружение и описание коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах, их проектах, а также подготовку рекомендаций по данному законодательному акту» [2, с. 314-318].

В ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к видам коррупциогенных факторов отнесены [1]:

  1. Положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
  2. Положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [1].

Коррупциогенные факторы создают для органов власти предпосылки для коррупционных действий чиновников, а также условия для установления легитимности коррупционных деяний.

Важной частью общественного контроля в сфере противодействия коррупции является формирование организационных структур, к которым отнесены:

  1. Общественные палаты;
  2. Институты гражданского общества;
  3. Комиссии по общественному контролю;
  4. Население.

Так, общественный контроль в рамках противодействия коррупции содержит разного рода формы участия граждан: общественный мониторинг, общественные слушания, общественные проверки.

Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.

Общественный контроль – это не только наблюдение за деятельностью органов власти всех уровней и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, сколько механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. А значит, общественные инспекторы своими действиями не могут подменять контролирующие и правоохранительные органы, а должны стать реальными помощниками органам власти, иным органам и организациям через осуществление мероприятий общественного контроля, выявление системных общественно значимых проблем и выработку рекомендаций и предложений для их оперативного решения в тесном взаимодействии и конструктивном диалоге с органами власти, иными органами и организациями.

Популяризации института общественного контроля и вовлечению большего количества активных граждан, в том числе молодежи, формированию у них интереса к общественной деятельности и развитию навыков, необходимых для осуществления общественного контроля, будет также способствовать:

  • организация и проведение различных информационных кампаний, в том числе на базе высших учебных заведений, направленных на повышение осведомленности граждан о целях, задачах и формах общественного контроля и возможности участия в нем граждан;
  • проведение конкурсов в целях выявления лучших практик осуществления общественного контроля в различных сферах общественных отношений и поощрение наиболее активных и эффективных общественных инспекторов;
  • выработка и реализация мер нематериального поощрения общественных инспекторов, направленных на повышение их мотивации и признание их достижений.

Отсюда вытекает необходимость разработки программ обучения и повышения квалификации общественных инспекторов, содержащих, в том числе практические задания по инициированию и осуществлению различных форм общественного контроля в сфере противодействия коррупции, порядку участия граждан в мероприятиях общественного контроля, правам и обязанностям общественных инспекторов, порядку взаимодействия субъектов общественного контроля с органами власти, иными органами и организациями, а также иные значимые положения. Перспективным направлением, способствующем повышению правовой грамотности общественных инспекторов, видится организация и проведение различных форумов и конференций всероссийского, межрегионального и межмуниципального уровня, в ходе которых субъекты общественного контроля смогут делиться лучшими практиками противодействия коррупции, обсуждать отдельные аспекты осуществления общественного контроля, получать практические навыки.

Список литературы

  1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: федер. закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ: ред. от 30.09.2024 № 334-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. Таранова В.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции / В.С. Таранова // Молодой ученый: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. Том № 10 (12): Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2016. – С. 314-318.
  3. Общественный контроль как механизм противодействия коррупции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--90adfabb9ciclc.xn--p1ai/sotsialno-kulturnaya-sfera/federalnye-sluzhby/14458/ (дата обращения: 01.12.2024).

Поделиться

50

Грищук А. А. Роль общественного контроля в противодействии коррупции в системе государственного и муниципального управления // Актуальные исследования. 2025. №3 (238). URL: https://apni.ru/article/11124-rol-obshestvennogo-kontrolya-v-protivodejstvii-korrupcii-v-sisteme-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля