Разнообразие чрезвычайных ситуаций в мире, актуализирует проблему безопасности детей. К чрезвычайным ситуациям можно отнести попадание детей в ДТП, выпадение из окон, возможны отравления детей бытовой химией, лекарствами, имеет место неадекватное обращение с электроприборами. Одна из наиболее трагичных ситуаций может случиться с уходом ребёнка с незнакомым человеком. Несмотря на то, что взрослые контролируют детей, необходимо, тем не менее, формировать у них навыки безопасного поведения.
Безопасность жизни ребёнка и охрана здоровья – одна из актуальных задач всей системы отечественного образования и дошкольного образования, в частности. Основным постулатом образования является не только необходимость оберегать детей от опасностей, но и готовить к правильной реакции в потенциально опасной ситуации. Основная задача взрослых сформировать у детей представления об опасных ситуациях и привить им навыки безопасного поведения.
В Федеральном законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены основные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста [1].
Важность дошкольного детства в жизни человека трудно переоценить. Данный период является основой дальнейшего развития человека, именно в дошкольный период закладываются основы здоровья, навыки здорового образа жизни и т. д. Однако, возрастные особенности дошкольников не позволяют ребёнку адекватно оценить степень безопасности конкретной ситуации и, следовательно, ребёнку не дано в полной мере осознано регулировать свои действия, а свойственное детям любопытство, может стать небезопасным и привести к трагедиям.
Среди отечественных специалистов, занимающихся вопросами безопасности, можно выделить Н. Н. Авдееву, Н. В. Гребенкину, А. Н. Каюрову. Именно проблемам формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посвящали свои исследования данные авторы.
К. Ю. Белая и Т. К. Храмцова [3, 8] рассматривают проблему привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста. Авторы считают, что подготовка к возможным встречам с небезопасными ситуациями должна проходить на всех этапах жизни человека, но начинать ее необходимо со старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется увеличением двигательной активности, физических возможностей, которые в совокупности с повышенным стремлением к самостоятельности и любознательностью, могут привести к возникновению травмоопасных ситуаций. В этой связи важно создать определённые условия, позволяющие дошкольникам формировать основы безопасного поведения.
Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальные и экономические кризисы, безусловно, негативно сказываются на детях. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей. Однако в погоне за безопасностью детей, надо опасаться подавления естественной любознательности, открытости и доверия к миру, активности. Важно не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Специалисты утверждают, что формирование ответственного отношения к собственной безопасности должно происходить на всех этапах жизни человека, и начинать его надо с дошкольного детства.
Своё исследование мы проводили на базе ЧОУ «Школа-интернат № 30 среднего общего образования ОАО «РЖД», г. Комсомольск-на-Амуре. В ходе своего исследования мы решили ряд задач: изучили знания детей старшего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности по методике Р. Б. Стеркиной [2], а так же определили уровень безопасности детей дошкольного возраста в условиях нашего образовательного учреждения.
Изучая знания детей старшего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности по методике Р. Б. Стеркиной [2] мы обнаружили, что большинство дошкольников демонстрируют низкий уровень сформированности навыков безопасного поведения. Мы выделили небольшую группу дошкольников, которые показали высокий уровень сформированности навыков безопасного поведения, т. е. эти дети называют свой адрес, фамилию, имя и отчество своих родителей, адрес нашего учреждения, помнят телефон своих родителей; по каким телефонам нужно звонить при пожаре, запахе газа и т. д. Наше исследование показало, что дела со знанием правил дорожного движения обстоят лучше. Высокий уровень знаний правил дорожного движения показали 30% дошкольников – эти дети придумали оригинальную дорожную историю с использованием таких персонажей как: Смешарик, Копатыч, Лунтик и др. Показали высокие знания дорожных знаков, правил дорожного движения. Подавляющее большинство детей продемонстрировали средний уровень знаний правил дорожного движения (50%) – эти дети придумали очень простые дорожные истории, показали недостаточные знания правил дорожного движения. И всё же нами выявлены дошкольники (20%), которые не смогли придумать свою дорожную историю, не знают правил дорожного движения.
Понятие психологическая безопасность раскрывалась нами через понятия психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактовалось как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Используя такие методики как наблюдение и опрос родителей, мы пришли к выводу, что наше учреждение не представляет внешней угрозы для дошкольников. В частности, мы не обнаружили факта ограничения доступа детей к игрушкам, цветовое и световое оформление пространства учреждения продумано; в учреждении созданы необходимые условия для двигательной активности дошкольников; в группе детского сада не действуют необоснованные запреты; гигиенические требования к содержанию помещений, к режиму проветривания соблюдаются; дети не испытывают интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки т. к. режим рационально построен, стиль общения с детьми со стороны педагогов демократический, в группе действуют правила понятные детям.
Вместе с тем мы выявили периодические проявления грубости и в детском коллективе, когда дети отстаивают своё единоличное право играть определённой игрушкой. Для предотвращения данной формы поведения педагоги группы ведут беседы с детьми о неприемлемости такого поведения и консультирование родителей по вопросам воспитания детей.
Учитывая, что грубость, невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда является фактором угрозы для безопасности детей, мы обратили внимание, что в обследуемой группе детского сада данный фактор отсутствует. Родители, приходя за своим ребенком, спрашивают его как дела, чем он занимался, смотрят поделки детей, проявляя, тем самым, интерес к жизнедеятельности ребёнка в детском саду. Тем не менее мы смогли обнаружить в ряде случаев раздражительность в детско-родительских отношениях.
Также мы наблюдали внутренние угрозы для психологической безопасности ребёнка. Группу детского сада посещает два ребенка, которые периодически демонстрируют негативное поведение.
Стрессовое состояние у детей, являющееся критерием к оценке психологической безопасности дошкольников, нами не наблюдалось, за исключением эпизодов, когда ребёнка приводит в детский сад и он переживает расставание с мамой. Когда же ребёнок переступает через порог группы, практически, каждый ребёнка попадает под влияние педагога (приобнять, приласкать), и ребенок, чувствуя от воспитателя теплоту и заботу, успокаивается.
В ходе своего исследования мы обнаружили такие моменты, когда мама обещает забрать пораньше ребенка домой. Ребенок помнит данное обещание и в течение дня спрашивает, «а скоро придет мама?». В группе есть девочка, которая очень привязана к своей маме и в течение всего дня она все время спрашивает «а мама бежит за мной?». Она мало играет с детьми, грустит, в сонный час она медленно засыпает, рано просыпается. Бывают моменты, она забывается, вливается к детям в компанию, играет, а потом вспомнит маму и плачет. Но мы считаем, что стрессового состояния не испытывают дети в этой группе, кроме этой девочки. Если говорить про усталость детей, то к вечеру они все устают и хотят домой. Наблюдаются случаи проявления упрямства, непоседливости у детей, но мы не связали это со стрессовым состоянием.
Чтобы определить, является ли наше дошкольное учреждение психологически безопасной средой для детей дошкольного возраста, мы провели анонимный анкетный опрос родителей. Опрос родителей показал, что они считают наше образовательное учреждение безопасной средой для их ребёнка. Считаем значимым для нашего учреждения доверие родителей.
Итогом нашего исследования стало выявление пробелов в знаниях конкретных детей касательно их безопасности. Выявленные данные помогут нам выстраивать предметную помощь детям в формировании навыков безопасного поведения. Вместе с тем мы обнаружили, что не все родители с полной серьёзностью относятся к проблеме формирования навыков безопасного поведения у своих детей. Уповать исключительно, на работу педагогов не приходится, поскольку эффективность решения данной проблемы зависит от исключительно тесного взаимодействия родителей и педагогов. А также мы получили важную информацию о том, что нашем образовательном учреждении, дети не испытывают внутренние и внешние угрозы своей психологической безопасности.