Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольники
сюжетно-ролевая игра
речь
диалог

Аннотация статьи

В статье говорится о том, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Игровые занятия для ребёнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. Рассмотрим особенности воздействия игры на речевое развитие более подробно.

В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра способствует:

  • закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствованию речи;
  • обогащению словаря;
  • формирование грамматического строя языка и. т. д.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей.

Среди сюжетно-ролевых игр особое внимание стоит уделить играм, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так и называемые игры-драматизации. Именно эти игры оказывают большое влияние на обогащение речевого развития детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Часто дошкольники самостоятельно преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию речевой активности выразительности речи.

Развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями способствуют и хороводные игры, и игры с пением. Эти игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Содержания сюжетно-ролевых игр должно рассматриваться педагогом как условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, воспринимает, говорит, думает, в процессе игры у него активно работаю все психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные и волевые проявления.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить его мысли, чувства, согласовывать свои действия. Развитие целенаправленности связано с речевым развитием, с возрастающей способностью облекать в свои слова замыслы.

Для того чтобы дети могли реализовывать свои творческие возможности, необходимо им овладевать более сложным способом построения игры, оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые события, которые охватывают разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.

На протяжении всего периода ребенок старшего дошкольного возраста будет развиваться во всех направлениях речи:

  • будет развиваться грамматический строй речи;
  • обогащаться словарный запас;
  • формироваться связная речь (монологическая, диалогическая);
  • будет изменен характер взаимоотношения между речью и пониманием.

В процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы, распределяют между собой роли, проговаривают основные действия той или иной роли.

Особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации. Мнимая ситуация сюжета и ролей, которые принимают дети в процессе игры, в том числе с использованием своего рода вещей и предметов.

Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Главной особенностью игровой воображаемой ситуации является, то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Действие, как правило, придумано, а не определено какой-то конкретной вещью. Идея и мысль в игре нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которое позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

В сюжетно-ролевой игре знания впечатления ребенка не остаются неизменными. Они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются, это делает игру формой практического познания окружающей реальности.

Огромную роль в развитии речи имеют игры, игровые упражнения, которые можно использовать не только в занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

Для детей дошкольного возраста основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (честность, храбрость и др.).

У дошкольников, следовательно, нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, а результатом же общения может стать понимание того, что общение – это диалог, требующий терпимости и к идеям, и мелким недостатком партнера, умения слушать и слышать другого.

Владением речью и формированием определенных установок в сфере общения и развитие у дошкольников коммуникативных умений.

Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Опыт общения и сотрудничества с разными людьми может развиваться и способность интуитивно определять состояние другого человека его отношение к делу, судить о нем как о личности.

Исходя из выше изложенного, можно выделить несколько особенностей сюжетно-ролевой игры:

  • игра выступает формой неигровой деятельности детей;
  • игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников;
  • ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, чем выше уровень игрового творчества детей дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог.

Список литературы

  1. Арбанян Л.А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. – Москва: Просвещение, 2011.286 с.
  2. Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Под ред. Минеджян Т.М. М.: Центрполиграф, 2011.
  4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов-на-Дону, 2007.

Поделиться

107

Люц Е. А., Доценко И. В., Батищева Н. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста // Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11146-syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля