Игровые занятия для ребёнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. Рассмотрим особенности воздействия игры на речевое развитие более подробно.
В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствованию речи;
- обогащению словаря;
- формирование грамматического строя языка и. т. д.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей.
Среди сюжетно-ролевых игр особое внимание стоит уделить играм, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так и называемые игры-драматизации. Именно эти игры оказывают большое влияние на обогащение речевого развития детей.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Часто дошкольники самостоятельно преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию речевой активности выразительности речи.
Развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями способствуют и хороводные игры, и игры с пением. Эти игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Содержания сюжетно-ролевых игр должно рассматриваться педагогом как условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, воспринимает, говорит, думает, в процессе игры у него активно работаю все психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные и волевые проявления.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить его мысли, чувства, согласовывать свои действия. Развитие целенаправленности связано с речевым развитием, с возрастающей способностью облекать в свои слова замыслы.
Для того чтобы дети могли реализовывать свои творческие возможности, необходимо им овладевать более сложным способом построения игры, оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые события, которые охватывают разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.
На протяжении всего периода ребенок старшего дошкольного возраста будет развиваться во всех направлениях речи:
- будет развиваться грамматический строй речи;
- обогащаться словарный запас;
- формироваться связная речь (монологическая, диалогическая);
- будет изменен характер взаимоотношения между речью и пониманием.
В процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы, распределяют между собой роли, проговаривают основные действия той или иной роли.
Особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации. Мнимая ситуация сюжета и ролей, которые принимают дети в процессе игры, в том числе с использованием своего рода вещей и предметов.
Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Главной особенностью игровой воображаемой ситуации является, то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Действие, как правило, придумано, а не определено какой-то конкретной вещью. Идея и мысль в игре нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которое позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
В сюжетно-ролевой игре знания впечатления ребенка не остаются неизменными. Они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются, это делает игру формой практического познания окружающей реальности.
Огромную роль в развитии речи имеют игры, игровые упражнения, которые можно использовать не только в занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
Для детей дошкольного возраста основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (честность, храбрость и др.).
У дошкольников, следовательно, нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, а результатом же общения может стать понимание того, что общение – это диалог, требующий терпимости и к идеям, и мелким недостатком партнера, умения слушать и слышать другого.
Владением речью и формированием определенных установок в сфере общения и развитие у дошкольников коммуникативных умений.
Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Опыт общения и сотрудничества с разными людьми может развиваться и способность интуитивно определять состояние другого человека его отношение к делу, судить о нем как о личности.
Исходя из выше изложенного, можно выделить несколько особенностей сюжетно-ролевой игры:
- игра выступает формой неигровой деятельности детей;
- игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников;
- ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, чем выше уровень игрового творчества детей дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог.