Формирование организационно-правовой модели предупреждения коррупции в сфере продовольственного и медицинского обеспечения ОВД предполагает выявление, ранжирование и оценку коррупционных рисков, угрожающих совершением преступлений коррупционной направленности.
Под риском как таковым предлагается понимать «возникновение неблагоприятного положения или отрицательного результата любого вида деятельности» [1, с. 1-15]. Действующее российское законодательство не содержит понятия «коррупционный риск», однако о необходимости выявления такого рода рисков прямо заявлено в Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 гг. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478). Данный термин используется также в ряде документов органов исполнительной власти − Рекомендациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 2019 года по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, где в п. 2 под таковым понимается «возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения» [2]. Значительным объемом подходов к пониманию коррупционного риска располагает теория. Так, Юнусов А. А. и Юнусов Э. А. понимают под ним «условия, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения» [3, с. 35-36], Годяйкина Т. О. – «вероятность коррупционно-опасных последствий при применении уголовно-процессуальных правил при собирании, проверке и оценке доказательств в уголовном судопроизводстве» [4, с. 370-372] и др.
Закупки для государственных и муниципальных нужд есть особая сфера экономико-правовых отношений, имеющих важное значение для предотвращения коррупции, мошенничества, картелизации и других злоупотреблений при осуществлении обоснованной потребности государства в товарах, работах, услугах [5, с. 180]. При этом в современных условиях испытания на прочность российской экономической и политической системы сам сфера государственных закупок находится в зоне повышенной рисковой опасности [6, с. 1-13]. Поскольку коррупционные риски могут значительно снижать эффективность закупок медицинских услуг (препаратов) и продовольствия для нужд МВД России, причинять ущерб бюджетному финансированию и приводить к снижению качества оказания медицинской помощи и продуктового обеспечения, постольку значение приобретает проведение анализа коррупционных рисков и оценки того влияния, которое они могут оказывать на процесс закупочной деятельности.
Коррупционные риски в системе закупок медицинских услуг (предметов) и продовольствия выражаются в повышенной возможности совершения коррупционных преступлений и других правонарушений. Теоретические изыскания предлагают классифицировать коррупционные риски в сфере закупок по разным основаниям, однако общепринятой является выделение их видов применительно к этапам закупочного процесса [7, с. 7-11].
Реальный процесс оценки коррупционных рисков предвосхищается подготовительным этапом, на котором осуществляется сбор первичной информации из внешних и внутренних источников. Вслед за сбором необходимой первичной информации возможно приступить, собственно, к выявлению, анализу и оценке риска коррупционных проявлений. Этот процесс включает в себя 3 этапа: идентификацию коррупционного риска, оценку вероятности реального проявления риска и его анализ и последний этап – оформление риска в карте/реестре.
Первым этапом является идентификация коррупционных рисков. Коррупционные преступления и иные правонарушения совершаются на всем протяжении процесса закупок и могут формироваться при:
- Разработке и утверждении приказов и регламентов МВД России и его территориальных органов по вопросам организации закупок. Территориальные органы вправе издавать приказы и регламенты по таким вопросам;
- Исследовании предложений закупаемых медицинских товаров и продовольствия на рынке. Здесь коррупционные риски присутствуют при формировании факторов, способных сузить перечень будущих поставщиков, а также круг отвечающих потребности товаров и продуктов с соответствующим занижением или завышением стоимости;
- Формирования и размещении заказов и технического задания. На этом этапе риски коррупционных проявлений могут сопутствовать в прописывании необоснованно усложненных критериев определения исполнителя, в искусственном ограничении перечня поставщиков по стоимости, размеру, срокам, специфики закупочного предмета;
- Рассмотрении заявок. Коррупционные риски создают условия для несправедливого отношения к разным исполнителям;
- Заключении договора. На данной стадии коррупционные риски могут проявить себя в форме безосновательного изменения (дополнения/исключения) внесенных условий подготовленного контракта и ранее определенных на стадии проведения конкурса, безосновательном запросе документов, с условием создающего сложности для поставщиков формирования их расширенного списка, беспричинном затягивании или создание условий, исключающих заключение «нежелательного» договора;
- Контроля за исполнением контракта, приемки медицинских товаров и продуктов питания, гарантийного обслуживания поставленной медицинской аппаратуры и техники. В рамках указанного этапа коррупционные риски формируются в «обрастании» договора новыми, ранее не заявленными требованиями, при использовании более худших условий при приемке, отказе от предоставления требуемой информации, затруднении доступа к выделенным площадям, затрудняющих исполнение договора.
Второй этап состоит в выяснении вероятности возникновения и реального проявления коррупционного риска. Коррупционными рисками на данном этапе являются:
- На этапе планирования закупки: доведение начальной (максимальной) цены предстоящего договора под цены, удовлетворяющие желанию поставщика; умышленное определение минимально возможных или небольших сроков выполнения условий договора, ориентированных на имеющего преимущество поставщика; замещение способов произведения закупки; умышленное замещение наименование предмета закупки и неточная характеристика технического задания; безосновательное сужение круга участников закупки и содержания договора; расстановка мнимых приоритетов по объекту закупки, объемам, срокам удовлетворения потребности;
- На процедурном этапе закупки: умышленное формирование условий контрактов, выгодных для конкретных подрядчиков (поставщиков); умышленное безосновательное отклонение субъекта закупочной операции на стадии подведения итогов закупки; доведение технического задания под интересы, возможности и способности конкретного поставщика с целью формирования для него условий участия в закупке; прямые личные контакты представителя Заказчика с удобным исполнителем;
- На этапе администрирования закупки: не выставление требований об уплате штрафов/пени исполнителю за нарушение срока, установленного для исполнения договора; затягивание Заказчиком выдачи запрашиваемой информации, требуемых материалов для исполнения контракта; включение Заказчиком в контракт дополнительных заранее не оговоренных условий; приемка Заказчиком оказанных медицинских услуг, материалов, поставки продуктов не в полном объеме или ненадлежащим образом.
Третий этап – составление карты (реестра) коррупционных рисков. Сформированная карта коррупционных рисков должна включать ряд разделов:
- вид и содержание риска,
- степень вероятности возникновения и реализации риска,
- должность, с которой связан риск,
- меры, применяемые для снижения риска,
- должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением мер снижения риска.
Учитывая подход купирования коррупционных рисков применительно к конкретным сферам медицинского и продовольственного обеспечения целесообразно составлять реестр именно коррупционных рисков по их ранжированию от наиболее вероятного до низкого. Такой реестр может дополнять карты коррупционных рисков по должностям, но вместе с тем иметь самостоятельное значение, вестись постоянно в зависимости от изменения коррупционно-угрожающей ситуации.
На степень проявления коррупционных рисков оказывают влияние различные факторы, в числе которых особенное место занимает возникновение чрезвычайных ситуаций. В последние годы такими чрезвычайными ситуациями стали пандемия COVID-19, проведение контртеррористических и специальной военной операции. Рассмотренные факторы создают благоприятные условия для проявления коррупции, что следует учитывать в работе.