Введение
В настоящее время термин концепт всё ещё является предметом научных дискуссий. Необходимо разграничивать лингвокультурное и чисто лингвистическое понимание концепта. Так, лингвокультурные концепты, являясь единицами ментальности, служат отражению национальной специфики, этнического характера. Напротив, лингвистические концепты представляют собой содержание понятия, смысловое значение знака. Е. С. Кубрякова предлагает трактовать концепт как некую цельную оперативную единицу нашего сознания, которой человек оперирует как гештальтом (т. е. готовым пучком признаков, объединенных мыслью в одно целое) в процессе мышления и речевой деятельности. Среди важнейших признаков концепта учёный называет их способность отражать результаты человеческой деятельности в виде «квантов знания» [2]. Существует пласт так называемых культурных концептов, которые являются базовыми в культуре любого народа, обеспечивают сохранение традиций и поколенческого опыта. К подобным концептам можно отнести следующие: «истина», «свобода», «красота», «долг», «добро», «зло», «творчество», «судьба» и, в том числе, «смерть». В работе «Константы мировой культуры» Ю. С. Степанов и С. Г. Проскурин выдвигают методологический принцип «концептуализированных областей», которые «возникают на более высоком уровне абстракции, чем собственно языковая и культурные модели мира и устанавливают определенный опосредованный уровень корреляции языковых и культурных тем» [4].
Смерть не может быть описана однозначно, поскольку не является доступной непосредственному чувственному восприятию и, следовательно, осмысление данного явления носит субъективный характер, основанный на его сравнении с другим, более конкретным, наглядным явлением и процессом. Иными словами, с точки зрения когнитивной лингвистики происходит взаимодействие двух концептов, когда признаки одного концепта переносятся на другой, и этот процесс описывается как концептуальная метафора. Музыкальное направление «металл» является весьма популярным в молодёжной среде. Следовательно, эстетические идеалы и ценностные ориентиры оказывают значительное влияние на поклонников, формируя и «форматируя» в их сознании базовые культурные концепты, к которым, безусловно, относится и такое бытийное образование как смерть. Переосмысление данного концепта, обусловленное эстетикой музыкального движения, приводит к уточнению концептуальных признаков.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования, которому посвящена данная статья, являются песенные тексты музыкальных групп стиля металл, затрагивающие тему смерти. Цель работы состоит в концептуальном анализе языковых единиц, вербализирующих концепт «смерть» в англоязычном дискурсе музыкального направления металл.
Обратившись к теоретическим источникам, мы установили, что до сих пор не существует единообразной, конкретной процедуры концептуального анализа. Чаще всего отмечается, что в области концептуального анализа нет противоречий в определении конечной цели, но пути её достижения значительно разнятся, главным образом по причине разнообразия объекта анализа [5]. Так, целью концептуального анализа называется чаще всего «выявление парадигмы культурно значимых концептов и описание их концептосферы» [1].
Таким образом, концептуальный анализ – это определенный метод экспликации концептов. В зависимости от типа проводимого исследования концептуальный анализ может основываться на анализе экспериментально полученных данных и/или на анализе данных из лексикографических источников. Анализ данных из словарей является важнейшим обязательным этапом концептуального анализа, поскольку именно он помогает сформировать первоначальное представление о реалии и языковых средствах ее выражения.
На следующем этапе анализа осуществляется сбор и анализ максимально возможного количества отдельных слов в различных контекстах их употребления, грамматических конструкций или текстов. Благодаря этому становится возможным не только описать рассматриваемый концепт, но и структурировать его, выделив наиболее характерные признаки.
Результаты и их обсуждение
Концептуальная метафора (англ. conceptual metaphor) – один из важнейших когнитивных механизмов, основанный на установлении связей между концептами (концептуальными структурами), относящимися к разным областям знания (доменам). Метафора – это «понимание и переживание сущности одного вида в терминах сущности другого вида» [3, с. 387-415].
Метафора, как один из способов организации мышления человека и элемент языка, обладает огромным потенциалом: она создает новую реальность. Метафора используется для описания фрагментов действительности, знания о которых у человека малы, или фрагментов, которые не имеют визуально-чувственной персонификации, позволяя нам тем самым проникнуть глубже в сущность окружающего мира, «увидеть» то, что невозможно увидеть.
Концепт «смерть» наряду с концептом «жизнь» является одним из универсальных концептов в языковой картине мира многих народов.
Поскольку смерть является неоднозначным и многогранным явлением, концепт «смерть» также включает в себя множество значений: биологическое явление (необратимое прекращение жизнедеятельности организма), философское понимание смерти, религиозное осмысление и т. д.
Смерть – одна из наиболее популярных тем в искусстве. Однако каждый художник или композитор имеет свой взгляд на вопрос о том, что такое конец жизни, и что ждет нас после него. В современной музыке образ смерти получил наиболее широкое представление внутри музыкального жанра «металл». «Металл» характеризуется сильно искаженным звучанием гитары и агрессивными ритмами. В дополнение к ритму и музыке, лирика является одним из важнейших компонентов металла.
В концептуальной сфере металл-лирики смерть представляется как диалектическая концепция, с одной стороны, вызывающая благоговейный страх, а с другой – являющаяся единственным и неизбежным концом земного пути, избавляющим от страданий. Но, поскольку идеология металл-субкультуры основана на противостоянии массам, отрицании традиционных взглядов об устройстве мира и религии, металл-исполнители в своих текстах в большинстве случаев отражают только негативные, отталкивающие, «темные» стороны жизни, в основном связанные с ее окончанием. Поэтому концепт «смерть» вербализуется через лексические единицы с отрицательным коннотативным значением, а сам феномен смерти становится чем-то ужасающе противоестественным. Чаще всего тема смерти поднимается в текстах песен групп: «Bathory», «Bring Me The Horizon», «Catharsis», «Bloodbath», «Black Sabbath», «Blind Guardian», «Bolt Thrower» и «Death».
В песенных текстах музыкального направления «металл» можно выделить следующие основные типы концептуальных метафор смерти: смерть как страх и боль; смерть как желание; смерть как нечто живое; смерть как болезнь и сон; смерть как противопоставление жизни; смерть как продолжение жизни; смерть как путешествие; смерть как наказание и как награда; смерть как уход в лучший мир. Признаками концепта «смерть» в музыкальном направлении «металл» могут служить значения таких лексических единиц, вербализующих концепт «смерть», как: «death», «dead», «die», «suicide», «cold», «pain», «cry», «fear», «rot», «decay», «eternal», «sleep», «shadow», «night», «hell», «angels», «salvation», «sin», «rip».
Рассмотрим в качестве примера реализацию на языковом уровне концептуальной метафоры «смерть как нечто живое». Смерть, как вымышленный персонаж, встречается в мифах и легендах всех мировых культур, начиная с давних времён. Смерть представляется как непобедимая сила, которая внушает страх, потому и образы ее (уродливая старуха, хищный зверь и др.) и характеристики (жестокая, безжалостная, коварная и т. д.) стремятся к пейоративности. Так и в песенных текстах всех представителей музыкального направления металл часто используется концептуальная метафора «смерть-живое существо»: Death once walked this relic land / He came while all would sleep / Death held up his bony hand / And with it death did sweep / Across all land and water – одной из древнейших можно считать антропоморфное представление о смерти в виде костлявой старухи. Предвестница смерти или же сама смерть – женщина в темном одеянии нашла свое отражение в произведениях металл-исполнителей: Dark lady coming out at night / Still glory / Let's those legs on fire / She's going to take away your life – Персонификация смерти в виде некоей физической сущности, представленной в виде «темной леди», способной лишить воспоминаний и отнять жизнь, прослеживается в текстах песен металл-исполнителей при помощи таких лексем, как «perish», «death's reality», «bony hand», «dark lady» и «take away».
Заключение
В целом, смерть представляется как двоякое понятие, с одной стороны, внушающее страх, который невозможно до конца преодолеть, с другой стороны, являющееся желанием избавиться от страданий земной жизни, от боли. Ядерными признаками являются: «прекращение бытия», «счастье», «избавление от страданий» («have to leave», «dream of peace», «wish was a death»).
На периферии находятся признаки, которые встречаются не часто, окказионально, такие как: «болезнь и сон», «холод», «путешествие» и «переход в лучший мир» («death my disease», «death would freeze», «can pack our bags and hit the sky», «leave to a better place»). Нередко смерть в текстах песен сравнивается с каким-либо живым существом, как правило, злобным и жестоким, «хищный зверь», «ворон – черный символ смерти» («thorned heads spiky limbs», «raven, black symbol of death»).
Кроме того, смерть в песенных дискурсах музыкального направления металл очень часто рассматривается и как противопоставление жизни, например «между жизнью и смертью», «разделяя Смерть и Жизнь» («between life and death», «separating Death and Life»), и как продолжение жизни, например «есть жизнь после смерти», «смерть и возрождение» («there is life beyond the death», «death and birth»).
При этом в текстах песен музыкального направления металл нередко можно встретить и крайне отрицательные признаки концепта «смерть», такие, как: «насилие», «ненависть», «отрицание», «вечность» («painful and cruel», «violence», «the very essence of fear», «pains of death», «death and despair», «my life rots away»).