На местное самоуправление возложены важные полномочия по жизнеобеспечению населения. Поэтому каждому муниципальному образованию требуется создать соответствующую экономическую базу, и, прежде всего, финансовые ресурсы. Основная роль среди них принадлежит бюджетам муниципальных образований. В связи с этим, формирование и управление ими становятся приоритетным для местных органов власти.
Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования, в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Местные бюджеты играют важную роль, охватывая экономические отношения. С их помощью местные власти мобилизуют, распределяют, используют в соответствии со своими функциями часть общественного продукта в денежной форме [6, с. 198-200].
В целом, Конституция РФ регулирует ключевые аспекты взаимодействия между государством и гражданами, а также определяет принципы объединения граждан. Местное самоуправление, будучи формой реализации народовластия через органы местного самоуправления, составляет важный элемент конституционного строя РФ.
В частности, ст. 12 Конституции РФ закрепляет: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Вопросы, связанные с местными бюджетами, занимают важное место в конституционном праве, так как они являются материально-финансовой основой для реализации прав граждан, закрепленных Конституцией. Поскольку органы местного самоуправления наиболее тесно взаимодействуют с населением, на них возложена ответственность за обеспечение основных прав граждан. Например, они обеспечивают доступ к бесплатному дошкольному, общему и среднему специальному образованию в муниципальных учреждениях, организуют оказание медицинской помощи, а также предоставляют жилье нуждающимся. Уровень реализации этих прав и предоставления муниципальных услуг в значительной мере зависит от объема финансовых ресурсов местного бюджета.
Согласно ст. 132 Конституции РФ, «органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы». Однако такая самостоятельность носит ограниченный характер и возможна только в пределах полномочий, установленных законодательством. Большинство норм, касающихся формирования и использования средств муниципальных бюджетов, принимаются на федеральном уровне, что не позволяет органам местного самоуправления напрямую влиять на их содержание. Тем не менее конституционная гарантия права на установление местных налогов и сборов подразумевает определенную автономию органов местного самоуправления в решении данных вопросов [1].
Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным актом, регулирующим бюджетный процесс и бюджетные правоотношения на уровне муниципалитетов. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса, местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетной системы страны, а также на законодательном уровне закрепляются источники их доходов и направления расходования средств. При этом законодательство не дает четкого определения понятия местного бюджета. В ст. 6 под местным бюджетом подразумевается форма формирования и использования денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций местного самоуправления [2].
Согласно ст. 41, доходы местных бюджетов делятся на три категории: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Расходные обязательства муниципалитетов напрямую связаны с решением вопросов местного значения и обеспечиваются, как указано в ст. 86, за счет собственных доходов и иных источников финансирования муниципального бюджета.
Следует отметить, что в настоящее время финансовые ресурсы муниципальных образований остаются недостаточными, что вызывает множество проблем местного характера. В рамках ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается обязательность соблюдения принципов формирования бюджетов, предусмотренных бюджетным законодательством. Однако эта статья носит общий характер, не предоставляя детальной регламентации порядка отнесения доходов к категории собственных доходов муниципалитетов [4].
Для уточнения состава доходов, относящихся к собственным доходам муниципалитетов, необходимо обратиться к ст. 47 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что к собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы, а также поступления в виде безвозмездной помощи.
При анализе налоговых доходов важно учитывать положения ст. 15 Налогового кодекса РФ, где указано, что к налогам и сборам муниципальных образований относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог и торговый сбор [3].
Данный перечень налогов и сборов весьма ограничен, что создает проблемы, связанные с недостатком финансовых ресурсов для покрытия расходов, необходимых для выполнения функций муниципального управления и повышения социально-экономического уровня жизни в муниципалитетах.
Таким образом, предположение о недостаточной обеспеченности доходной части муниципальных бюджетов, что негативно влияет на выполнение расходных обязательств, является обоснованным. Это утверждение также подтверждается данными официальной статистики, регулярно публикуемой Министерством финансов РФ.
Так, в 2022 г. объем муниципального долга составил 377,8 млрд. руб., однако по итогам 2023 г. объем муниципального долга вырос на 5,7% и составил 397,8 млрд. руб.
Сложившаяся ситуация указывает на недостаточный объем собственных доходов, поступающих в распоряжение муниципалитетов. Отсутствие изменений в структуре собственных доходов на уровне законодательства не позволяет муниципальным образованиям увеличивать их объем и достигать более высокого уровня самостоятельности в решении задач, связанных с удовлетворением текущих потребностей [5, с. 305-307].
В целом, проблемы правового регулирования бюджета муниципальных образований в РФ связаны с недостаточным уровнем финансовой самостоятельности, что затрудняет эффективное выполнение функций местного самоуправления.
Ключевой проблемой является низкая обеспеченность муниципалитетов собственными доходами. Налоговая и неналоговая составляющие доходной базы остаются ограниченными, что обусловлено отсутствием изменений в законодательной структуре их формирования. Это не позволяет органам местного самоуправления увеличивать объемы собственных средств, необходимых для решения вопросов местного значения, и снижает их способность оперативно реагировать на потребности местного сообщества.
Еще одной значительной проблемой является высокая зависимость муниципальных образований от финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций и субсидий составляют значительную часть доходов местных бюджетов, что ставит органы местного самоуправления в зависимость от государственных структур. Подобное ограничивает их инициативу и финансовую самостоятельность, так как распределение межбюджетных трансфертов контролируется вышестоящими уровнями власти.
В настоящее время противоречие между увеличивающимся объемом задач, возлагаемых на местное самоуправление, и ограниченными финансовыми ресурсами для их реализации подчеркивает необходимость совершенствования финансовой основы органов самоуправления, базой которой остаются местные бюджеты. Однако нормативно-правовые акты, принятые за годы реформ, не обеспечили создание эффективного механизма реализации финансовой самостоятельности и независимости местного самоуправления в рамках межбюджетных отношений. Продолжается процесс централизации стабильных и наиболее контролируемых налогов в федеральном и региональном бюджетах [7, с. 207].
Вместе с тем основное внимание следует сосредоточить на поиске оптимальных решений для укрепления доходной части муниципальных бюджетов, совершенствования межбюджетных отношений и регулирования финансовых потоков.
Таким образом, проблемы правового регулирования бюджетов муниципальных образований в РФ связаны с ограниченной финансовой самостоятельностью. Низкая обеспеченность собственными доходами и зависимость от федеральных трансфертов снижают их эффективность. Необходимы законодательные изменения для расширения доходной базы муниципалитетов, что позволит улучшить выполнение задач местного самоуправления и повысить их финансовую независимость.