Главная
АИ #3 (238)
Статьи журнала АИ #3 (238)
Бюджет муниципального образования в РФ: проблемы правового регулирования

Бюджет муниципального образования в РФ: проблемы правового регулирования

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

правовое регулирование
местный бюджет
финансовая самостоятельность
доходы муниципалитетов

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу правового регулирования бюджетов муниципальных образований в РФ. Рассматриваются основные проблемы, такие как ограниченность собственных доходов и зависимость от федеральных трансфертов. Подчеркивается необходимость совершенствования финансовой базы муниципалитетов через законодательные реформы, направленные на укрепление их самостоятельности и повышение эффективности выполнения функций местного самоуправления.

Текст статьи

На местное самоуправление возложены важные полномочия по жизнеобеспечению населения. Поэтому каждому муниципальному образованию требуется создать соответствующую экономическую базу, и, прежде всего, финансовые ресурсы. Основная роль среди них принадлежит бюджетам муниципальных образований. В связи с этим, формирование и управление ими становятся приоритетным для местных органов власти.

Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования, в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Местные бюджеты играют важную роль, охватывая экономические отношения. С их помощью местные власти мобилизуют, распределяют, используют в соответствии со своими функциями часть общественного продукта в денежной форме [6, с. 198-200].

В целом, Конституция РФ регулирует ключевые аспекты взаимодействия между государством и гражданами, а также определяет принципы объединения граждан. Местное самоуправление, будучи формой реализации народовластия через органы местного самоуправления, составляет важный элемент конституционного строя РФ.

В частности, ст. 12 Конституции РФ закрепляет: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Вопросы, связанные с местными бюджетами, занимают важное место в конституционном праве, так как они являются материально-финансовой основой для реализации прав граждан, закрепленных Конституцией. Поскольку органы местного самоуправления наиболее тесно взаимодействуют с населением, на них возложена ответственность за обеспечение основных прав граждан. Например, они обеспечивают доступ к бесплатному дошкольному, общему и среднему специальному образованию в муниципальных учреждениях, организуют оказание медицинской помощи, а также предоставляют жилье нуждающимся. Уровень реализации этих прав и предоставления муниципальных услуг в значительной мере зависит от объема финансовых ресурсов местного бюджета.

Согласно ст. 132 Конституции РФ, «органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы». Однако такая самостоятельность носит ограниченный характер и возможна только в пределах полномочий, установленных законодательством. Большинство норм, касающихся формирования и использования средств муниципальных бюджетов, принимаются на федеральном уровне, что не позволяет органам местного самоуправления напрямую влиять на их содержание. Тем не менее конституционная гарантия права на установление местных налогов и сборов подразумевает определенную автономию органов местного самоуправления в решении данных вопросов [1].

Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным актом, регулирующим бюджетный процесс и бюджетные правоотношения на уровне муниципалитетов. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса, местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетной системы страны, а также на законодательном уровне закрепляются источники их доходов и направления расходования средств. При этом законодательство не дает четкого определения понятия местного бюджета. В ст. 6 под местным бюджетом подразумевается форма формирования и использования денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций местного самоуправления [2].

Согласно ст. 41, доходы местных бюджетов делятся на три категории: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Расходные обязательства муниципалитетов напрямую связаны с решением вопросов местного значения и обеспечиваются, как указано в ст. 86, за счет собственных доходов и иных источников финансирования муниципального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее время финансовые ресурсы муниципальных образований остаются недостаточными, что вызывает множество проблем местного характера. В рамках ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается обязательность соблюдения принципов формирования бюджетов, предусмотренных бюджетным законодательством. Однако эта статья носит общий характер, не предоставляя детальной регламентации порядка отнесения доходов к категории собственных доходов муниципалитетов [4].

Для уточнения состава доходов, относящихся к собственным доходам муниципалитетов, необходимо обратиться к ст. 47 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что к собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы, а также поступления в виде безвозмездной помощи.

При анализе налоговых доходов важно учитывать положения ст. 15 Налогового кодекса РФ, где указано, что к налогам и сборам муниципальных образований относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог и торговый сбор [3].

Данный перечень налогов и сборов весьма ограничен, что создает проблемы, связанные с недостатком финансовых ресурсов для покрытия расходов, необходимых для выполнения функций муниципального управления и повышения социально-экономического уровня жизни в муниципалитетах.

Таким образом, предположение о недостаточной обеспеченности доходной части муниципальных бюджетов, что негативно влияет на выполнение расходных обязательств, является обоснованным. Это утверждение также подтверждается данными официальной статистики, регулярно публикуемой Министерством финансов РФ.

Так, в 2022 г. объем муниципального долга составил 377,8 млрд. руб., однако по итогам 2023 г. объем муниципального долга вырос на 5,7% и составил 397,8 млрд. руб.

Сложившаяся ситуация указывает на недостаточный объем собственных доходов, поступающих в распоряжение муниципалитетов. Отсутствие изменений в структуре собственных доходов на уровне законодательства не позволяет муниципальным образованиям увеличивать их объем и достигать более высокого уровня самостоятельности в решении задач, связанных с удовлетворением текущих потребностей [5, с. 305-307].

В целом, проблемы правового регулирования бюджета муниципальных образований в РФ связаны с недостаточным уровнем финансовой самостоятельности, что затрудняет эффективное выполнение функций местного самоуправления.

Ключевой проблемой является низкая обеспеченность муниципалитетов собственными доходами. Налоговая и неналоговая составляющие доходной базы остаются ограниченными, что обусловлено отсутствием изменений в законодательной структуре их формирования. Это не позволяет органам местного самоуправления увеличивать объемы собственных средств, необходимых для решения вопросов местного значения, и снижает их способность оперативно реагировать на потребности местного сообщества.

Еще одной значительной проблемой является высокая зависимость муниципальных образований от финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций и субсидий составляют значительную часть доходов местных бюджетов, что ставит органы местного самоуправления в зависимость от государственных структур. Подобное ограничивает их инициативу и финансовую самостоятельность, так как распределение межбюджетных трансфертов контролируется вышестоящими уровнями власти.

В настоящее время противоречие между увеличивающимся объемом задач, возлагаемых на местное самоуправление, и ограниченными финансовыми ресурсами для их реализации подчеркивает необходимость совершенствования финансовой основы органов самоуправления, базой которой остаются местные бюджеты. Однако нормативно-правовые акты, принятые за годы реформ, не обеспечили создание эффективного механизма реализации финансовой самостоятельности и независимости местного самоуправления в рамках межбюджетных отношений. Продолжается процесс централизации стабильных и наиболее контролируемых налогов в федеральном и региональном бюджетах [7, с. 207].

Вместе с тем основное внимание следует сосредоточить на поиске оптимальных решений для укрепления доходной части муниципальных бюджетов, совершенствования межбюджетных отношений и регулирования финансовых потоков.

Таким образом, проблемы правового регулирования бюджетов муниципальных образований в РФ связаны с ограниченной финансовой самостоятельностью. Низкая обеспеченность собственными доходами и зависимость от федеральных трансфертов снижают их эффективность. Необходимы законодательные изменения для расширения доходной базы муниципалитетов, что позволит улучшить выполнение задач местного самоуправления и повысить их финансовую независимость.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.01.2025).
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 21.01.2025).
  3. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 21.01.2025).
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024)// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 21.01.2025).
  5. Демиденко А. П. Доходы муниципальных образований: проблемы правого регулирования // Молодой ученый. – 2022. – № 22 (417). – С. 305-307.
  6. Огнева А. А. Проблемы формирования местных бюджетов // Молодой ученый. – 2021. – № 4 (346). – С. 198-200.
  7. Ооржак А. Х. Р. Правовое формирование местных бюджетов в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №. 7-2 (82). – С. 205-207.

Поделиться

112

Саргсян К. Г. Бюджет муниципального образования в РФ: проблемы правового регулирования // Актуальные исследования. 2025. №3 (238). Ч.II.С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/11156-byudzhet-municipalnogo-obrazovaniya-v-rf-problemy-pravovogo-regulirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля