Главная
АИ #3 (238)
Статьи журнала АИ #3 (238)
Формирование художественно-творческих способностей с помощью интегрированных пра...

Формирование художественно-творческих способностей с помощью интегрированных практических заданий по дисциплинам «История дизайна» и «Проектирование» с использованием средств инфографики

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

художественно-творческие способности
интегрированные практические задания
история дизайна
проектирование
инфографика
креативное мышление
педагогические технологии
междисциплинарный подход
образовательный процесс
мотивация студентов

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается процесс формирования художественно-творческих способностей студентов-дизайнеров через интеграцию практических заданий по дисциплинам «История дизайна» и «Проектирование» с использованием средств инфографики. Основное внимание уделяется педагогическим технологиям, направленным на развитие креативного мышления и мотивации студентов. Представлены методические рекомендации и примеры успешного применения междисциплинарного подхода в образовательном процессе.

Текст статьи

В современном мире развития технологий и искусства формирование художественно-творческих способностей становится ключевой задачей образования, следовательно, важны новые подходы к развитию таких способностей студентов. Одним из перспективных подходов к достижению этой цели является использование интегрированных практических заданий по дисциплинам, обогащенных средствами инфографики. Под термином «инфографика» понимают не просто визуализацию данных, а соединение графического дизайна, иллюстраций и текста с целью создания единого сюжета [1]. В данной статье рассматривается влияние такого комбинированного подхода на развитие творческих способностей студентов, а также анализируется эффективность применения инфографики в процессе обучения. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязанности и взаимодополняемости. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определение содержания обучения, его форм и методов [2]. Интеграция исторических знаний о дизайне с практическими навыками проектирования через использование инфографических средств может способствовать не только углубленному пониманию профессиональной деятельности, но и стимулированию креативного мышление и развитие художественного вкуса студентов.

Цель данной статьи – исследование и анализ влияния интегрированных практических заданий по дисциплинам «История дизайна» и «Проектирование», основанных на использовании инфографики, на формирование художественно-творческих способностей студентов-дизайнеров.

Задачи исследования:

  1. Анализ существующих методик преподавания дисциплин «История дизайна» и «Проектирование».
  2. Исследование возможностей использования инфографики в образовательном процессе.
  3. Изучение теоретических аспектов формирования художественно-творческих способностей через интегрированные практические задания. Разработка интегрированных практических заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей.
  4. Проведение пилотного исследования с целью оценки эффективности данного подхода и его воздействия на художественно-творческие способности студентов.
  5. Анализ полученных результатов и выявление практических рекомендаций для улучшения образовательного процесса.

Новизна данной статьи заключается в обосновании эффективности использования интегрированных заданий, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей студентов, и применения средств инфографики для улучшения усвоения материала и стимулирования креативного мышления. Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны как для практиков в сфере образования, так и для исследователей, занимающихся вопросами формирования творческих навыков в образовательных процессах.

Формирование художественно-творческих способностей у учащихся является важной задачей в образовательном процессе. Интегрированные практические задания, выполненные методом инфографики, представляют собой эффективный инструмент для достижения этой цели. Интегрированные практические задания могут включать в себя различные виды деятельности, такие как проектная работа, креативные упражнения, групповые обсуждения и анализ произведений искусства.

Инфографика – это способ визуализации информации, который позволяет быстро и понятно представить данные читателю. Средства инфографики могут включать в себя изображения, графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки [3, 4]. Инфографика, как метод визуализации информации, позволяет объединить текстовые и графические элементы, что способствует лучшему восприятию и усвоению материала. В контексте художественно-творческого образования использование инфографики может помочь учащимся развивать навыки анализа, синтеза и интерпретации визуальной информации.

Теоретические аспекты формирования художественно-творческих способностей через инфографику включают несколько ключевых компонентов:

  1. Когнитивная нагрузка. Инфографика может уменьшить когнитивную нагрузку, представляя информацию визуально, что позволяет учащимся легче усваивать и запоминать материал.
  2. Визуальное обучение: Теория визуального обучения подчеркивает, что большинство людей лучше усваивают информацию через визуальные средства, такие как карты, диаграммы и символы [5, 6].
  3. Творческое мышление: Создание инфографики требует от учащихся применения творческого мышления для эффективного представления информации, что развивает их творческие способности.
  4. Проблемно-ориентированное обучение: Инфографика может быть использована для решения реальных проблем, что стимулирует критическое мышление и проблемно-ориентированный подход к обучению.
  5. Мотивация и вовлеченность: Яркая и интерактивная инфографика может повысить мотивацию учащихся и их вовлеченность в учебный процесс.
  6. Социокультурный подход: Инфографика может отражать культурные и социальные контексты, что способствует развитию социокультурного осознания и понимания.
  7. Метакогнитивные навыки: Разработка инфографики требует от учащихся рефлексии над собственным процессом обучения, что развивает метакогнитивные навыки.

Разработка интегрированных практических заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует учета различных факторов. Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их уровень подготовки. Во-вторых, важно интегрировать различные виды искусства и техники, чтобы задания были разнообразными и интересными. В-третьих, задания должны стимулировать креативное мышление и самостоятельность, поощрять экспериментирование и инновации.

Примеры таких заданий могут включать создание коллажей, работа с различными материалами и техниками (например, акварель, гуашь, пастель), а также проекты, объединяющие элементы изобразительного искусства, музыки и литературы. Важно также предусмотреть возможность групповой работы, что способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде.

Интеграция дисциплин «История дизайна» и «Проектирование» с использованием инфографики является эффективным методом формирования художественно-творческих способностей студентов. Такой подход способствует развитию креативного мышления, улучшению восприятия информации и повышению мотивации к учебной деятельности. В дальнейшем планируется расширение методики и проведение дополнительных исследований для подтверждения полученных результатов.

Список литературы

  1. Крам Р. / Инфографика: визуальное представление данных; пер. с англ. О. Сивченк. // СПб.: Питер, 2015.
  2. Бородовская Н.В., Реан А.А. / Педагогика // М.: Питер, 20007.
  3. Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики // Вестник ПГТПУ. Информационные компьютерные технологии в образовании. 2014. Вып. 10.
  4. Бокарева Ю.С., Романовская В.Е. Инфографика как современное средство коммуникации // Вісник ХДАДМ. Теорія та історія дизайну. 2014.
  5. Смикиклас М. / Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2014.
  6. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2010. Вып. 57.

Поделиться

91

Муртазина Д. Д., Муслимова А. А. Формирование художественно-творческих способностей с помощью интегрированных практических заданий по дисциплинам «История дизайна» и «Проектирование» с использованием средств инфографики // Актуальные исследования. 2025. №3 (238). Ч.III.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/11158-formirovanie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostej-s-pomoshyu-integrirovannyh-prakticheskih-zadanij-po-disciplinam-istoriya-dizajna-i-proektirovanie-s-ispolzovaniem-sredstv-infografiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля