В настоящее время художественно-творческие способности студентов обретают все большее значение, так как они являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки и успешной карьерной реализации. В результате исследований функций мозга, посвященных физиологии зрения и способам обработки зрительной информации, ученые приходят к выводам, что целесообразно включать инфографику в арсенал методов обучения [5]. Инфографика является жизненно важным инструментом для передачи информации на любом уровне, от конкретных научных исследований до навигации и проектирования [1]. В данной статье будут рассмотрены преимущества использования инфографики для формирования художественно-творческих способностей студентов СПО.
Художественный творческий процесс является сложным и многогранным. Он связан не только с внутренней культурой, но и с окружающим миром и возможностью его интерпретации. Одним из методов формирования художественных способностей у студентов СПО является использование инфографики. Инфографика – это мультимедийная форма визуализации информации, которая способна объяснить сложные явления, абстрактные концепции и сложные связи. Она может помочь студентам в восприятии и понимании различных предметов, показать связи между ними, проиллюстрировать несколько идей одновременно и упростить сложную информацию.
Цель данной статьи – рассмотреть формирование художественно-творческих способностей средствами инфографики у студентов СПО.
Задачи исследования:
- Изучение теоретических основ инфографики и ее роли в формировании художественно-творческих способностей.
- Реализация метода применения инфографики, формирующего художественно-творческие способности студентов СПО.
- Проведение эксперимента для проверки эффективности инфографики.
Новизна работы состоит в методах применения инфографики в качестве инструмента для развития художественно-творческих способностей. Предыдущие исследования ограничиваются другими методами и техниками, поэтому данное исследование может привнести новые подходы и практики.
Американский психолог Дж. Гилфорд различал три категории творческих способностей:
- Способность приходить к новым идеям.
- Способность расшифровывать и понимать связь между наиболее различными объектами.
- Способность экспериментировать с материалами, положением объектов и углом зрения на них.
Инфографика – это высокоэффективный способ визуализации и интеллектуального анализа информации. Она представляет собой совокупность различных видов графического представления информации, таких как диаграммы, графики, схемы, карты, рисунки и фотографии, взаимодействующих друг с другом для более эффективной передачи сообщения [2]. Инфографика может использоваться как для объяснения научных исследований, так и для создания иллюстраций и дизайна. Инфографика «позволяет представить большой объем разнообразных сведений в организованном виде» [4]. При выполнении эскизов по созданию инфографики студентам необходимо придерживаться основных законов композиционного построения, одним из которых является равновесие, которое зависит от расположения основных масс композиции; организации композиционного центра; пластического и ритмического построения; пропорциональных членений; цветовых, тональных, фактурных отношений отдельных частей между собой и целым [3].
В своих исследованиях М. Г. Яроскин подчеркивал роль теоретического знания при формировании художественно-творческих способностей. Он показывал, что чем больше материально-техническое обеспечение, тем шире возможности для творческого обучения, что повышает эффективность процесса обучения.
Кроме того, исследование, проведенное организацией Bloomberg в компьютерной индустрии, показывает, что наиболее успешные инновации технологических компаний происходят в результате совместного творческого процесса. Общение специалистов различных направлений в компании, выявление проблем и поиска решения на основе взаимодействия, играет значительную роль в развитии инноваций. Это может быть достигнуто благодаря развитию художественно-творческих способностей у специалистов, что повысит их творческий потенциал.
В связи с этим возникает вопрос о том, как инфографика может помочь студентам формировать свои творческие способности.
Инфографика может развивать креативность у студентов. Рассмотрим, как пример использование инфографики на уроке географии. Студентам предлагается создать свою инфографику, которая показывает различные экологические проблемы в их городах. Студенты получают конкретные инструкции о том, как создать инфографику, но они могут использовать свой собственный стиль или подход. Эта задача может развить креативность у студентов, поскольку они должны мыслить инновационно и проявлять смелость в экспериментировании с идеями и цветами.
Использование инфографики может способствовать развитию визуальных искусств у студентов. Например, студентам может быть предложено создать графическую новеллу, используя инфографики. Это позволит студентам использовать различные идеи в качестве части рассказа и использовать цвета и формы для создания своих историй. Это развитие художественных способностей студентов может быть использовано и в других сферах деятельности в их будущей специальности.
Также инфографика может помочь студентам учиться анализировать информацию. Например, они могут использовать графики и диаграммы для сравнения данных и выявления тенденций или закономерностей. Или они могут использовать инфографику, чтобы визуально представить сложную информацию, что поможет им лучше запомнить ее.
Кроме того, инфографика может быть полезна для студентов, которые хотят представить свои исследовательские работы или проекты. Они могут использовать инфографику, чтобы визуализировать свои результаты и описать свои выводы.
Наконец, инфографика может быть полезна для студентов, которые готовятся к профессиональной карьере. Например, студенты, изучающие маркетинг или рекламу, могут использовать инфографику в своих кампаниях, чтобы привлекать внимание потенциальных клиентов. И студенты, изучающие журналистику, могут использовать инфографику, чтобы представлять сложную информацию в своих статьях или репортажах.
Таким образом, инфографика является не только эффективным инструментом для визуализации данных и информации, но также может быть полезна для образования и профессиональной карьеры студентов.
Формирование и развитие художественных способностей у студентов СПО является важной составляющей обучения по специальности. В процессе обучения студентам необходимо формировать и развивать конкретные художественные способности и навыки. Использование инфографики в обучении может помочь достичь этих целей.