Использование ИКТ на логопедических занятиях в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья как средство активизации их познавательной деятельности

Статья посвящена исследованию ИКТ, а также возможностям их применения на логопедических занятиях в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация статьи
познавательная деятельность
школа
ИКТ
дети с ограниченными возможностями здоровья
класс
Ключевые слова

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно-коммуникационные средства обучения (ИКТ). Актуальность выбора данного направления продиктована необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогическим работникам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Для решения задач Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, направленных на предотвращение и предупреждение социальной дезадаптации детей, коррекцию и развитие их речевой деятельности, достижение ими личностных и предметных результатов в освоении адаптированной основной образовательной программы (АООП), учителю-дефектологу, учителю-логопеду необходимо искать дополнительные эффективные средства и пути, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения школьниками речевого материала.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

  • интеграция содержательных областей образования;
  • модернизация традиционной системы предметного обучения;
  • накопление образовательных ресурсов;
  • освоение учителем-дефектологом современных информационных технологий;
  • организация личностно ориентированного обучения;
  • творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в сопровождении детей с ОВЗ представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у детей знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что информационно-коммуникативные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы. Эти выводы подтверждают в своих исследованиях многие специалисты, среди которых – С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова и др. О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников со сложной структурой дефекта говорят такие их особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

В связи с этим актуальность и целесообразность использования ИКТ на уроках по развитию речи для активизации познавательной деятельности детей в специальных (коррекционных) классах VII - VIII вида обоснована следующими факторами:

  • улучшение качества обучения;
  • повышение мотивации детей к получению новых знаний;
  • ускорение процесса;
  • развитие логического мышления детей средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • усиление творческой составляющей учебного процесса.

Применение ИКТ в обучении детей с особыми образовательными потребностями обеспечивает реализацию требований коррекционной программы в соответствии с ФГОС:

– осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

– возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адаптированной основной общеобразовательной программы образования и их интеграции в образовательной организации.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда обеспечит реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, что, в свою очередь, скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации и расширению сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии. Применение ИКТ существенно облегчает процесс преподавания учебного материала, благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а также способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям.

Использовать адаптированную технологию на своих уроках для активизации познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями – важная задача и показатель высокого профессионального мастерства учителя, работающего в системе коррекционного образования. Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания.

Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

Учитывая психологические особенности младшего школьника и состояние здоровья, необходимо работу с использованием компьютера чётко и дозировано продумать. Можно использовать информационно-компьютерные технологии в качестве дидактического средства обучения, создавая дидактические пособия, разрабатывая и применяя готовые компьютерные программы по различным предметам. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс обучения становится не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока оказывается более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности детей с ОВЗ. На уроках, логопедических занятиях по развитию речи необходимо использование презентации с фото, видео, аудиоматериалами. При этом использовать наглядный принцип обучения в сочетании со словесными методами, музыкальным сопровождением.

Использование ИКТ на уроках развития речи в классах для детей со сложной структурой дефекта имеет ряд преимуществ:

  1. Большой интерес детей к современным информационным технологиям.
  2. Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
  3. Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

В результате правильного использования ИКТ происходит активизация познавательной деятельности. Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, безусловно, должны подбираться с учетом закономерностей онтогенеза и имеющихся особенностей, а также опираться на современные методики преодоления выявленных отклонений и предупреждения вторичных нарушений развития. Компьютерные технологии позволяют педагогу самому создавать и использовать на уроках мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Текст статьи
  1. Еремина, А. А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта: Программа формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.
  2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. – 1998. – № 1.
  3. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3.
Список литературы