Главная
АИ #3 (238)
Статьи журнала АИ #3 (238)
Особенности формирования читательского интереса у младших школьников

Особенности формирования читательского интереса у младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

читательский интерес
младшие школьники
чтение
мотивация
познавательная активность
педагогика

Аннотация статьи

В работе обосновывается актуальность развития читательского интереса у младших школьников, раскрывается сущность понятия «читательский интерес» и его роль в формировании всесторонне развитой личности ребёнка. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим и методическим аспектам приобщения к чтению в начальных классах. Автор описывает практические приёмы формирования и стимулирования читательской активности с учётом современных тенденций, в том числе с применением инновационных технологий.

Текст статьи

Цель развития читательского интереса в начальной школе заключается не только в том, чтобы научить ребёнка осмысленно и выразительно читать, но и в том, чтобы приобщить его к богатому миру художественной литературы, пробудить у него живой эмоциональный отклик и стремление к самостоятельному чтению, расширяющему кругозор и формирующему нравственные ориентиры. В этом возрасте закладываются основы, которые в дальнейшем определяют отношение к чтению и его частоту. А сам интерес к книге напрямую связан с формированием познавательной мотивации, обогащением словарного запаса, речевого аппарата, а также с общим интеллектуальным и нравственным развитием личности.

Важно учитывать психологические особенности младшего школьника, для которого ведущей деятельностью уже является учёба, однако сам процесс восприятия текста ещё во многом опирается на образно-эмоциональную сферу.

Ребёнку легче включиться в чтение, если он ощущает яркие чувства, сопереживает героям, видит в книге источник радостных переживаний и открытий. В. А. Сухомлинский пишет, что, «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга», поэтому важнейшей задачей педагога является формирование у школьников устойчивого интереса к чтению.

И интерес проявляется, прежде всего, в форме эмоциональной отзывчивости. Содержательные приёмы и методы, связанные с пересказом, драматизацией, иллюстрированием, творческим продолжением текстов, помогают детям глубже осмыслить произведение и поддерживают их стремление к активному чтению.

Отметим, что читательский интерес нельзя рассматривать только как разновидность познавательного или эстетического интереса. Он имеет комплексную природу, сочетает потребность ребёнка в расширении собственного опыта, его стремление к эмоциональному сопереживанию, а также социальные мотивы (желание обсудить книгу с друзьями или родителями, похвастаться своими читательскими «открытиями»).

Так, по мнению И. И. Тихомировой, в формировании подлинного интереса к чтению крайне важно развитие у учащихся активного отношения к книге, предполагающего умение выбирать литературу и сознательно относиться к собственным читательским потребностям. Именно поэтому педагогу важно уделять внимание не только организации уроков литературного чтения, но и широкому спектру внеклассных мероприятий, включая библиотечные часы, литературные викторины и творческие конкурсы.

Иными словами (вслед за Н. Н. Светловской) подчеркнём, что «читательский интерес – изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность». Исходя из данного определения, мы можем говорить, что книга должна быть важна для ребёнка, и соответствовать уровню его духовных потребностей и приносить радость.

В соответствии с такой точкой зрения, повышение интереса к чтению невозможно без учёта индивидуальных предпочтений младших школьников. Учитель, хорошо знающий класс, выявляет круг интересов и увлечений детей и помогает им ориентироваться в многообразии художественной, научно-познавательной и справочной литературы.

Многие авторы (К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, Л. Д. Столяренко), отмечают, что интерес возникает в деятельности, имеющей конкретную цель и смысл для самого ребёнка. При знакомстве с литературным произведением для младшего школьника особенно важна эмоциональная увлечённость.

Поддержать интерес помогают методы творческой интерпретации текста:

  • рисование иллюстраций к произведению.
  • сочинение альтернативного окончания.
  • ролевая игра по сюжету и др.

Положительным методом является также групповая работа, когда дети совместно готовят инсценировку или презентацию книги: один отвечает за декорации, другой – за костюмы персонажей, третий – за музыкальное сопровождение. При этом им всем приходится многократно обращаться к исходному тексту, что формирует углублённое восприятие, навыки вдумчивого чтения и анализа, а также развивает эмоционально-ценностный компонент читательского интереса.

Конечно же необходимым условием является доступ ребёнка к разнообразным книгам. Родители, заинтересованные в развитии читательской самостоятельности, стараются создать дома библиотечный уголок, который обновляется с учётом возраста и запросов ребёнка.

Процесс совместного выбора книг в библиотеке или в книжном магазине, обсуждение с учителем и одноклассниками создают обстановку, благоприятствующую постоянному «погружению» ребёнка в мир чтения.

В то же время педагог должен учитывать клиповое мышление современных детей, знакомых с цифровыми технологиями с раннего возраста. В связи с чем полезно применять на уроках специальные игровые приложения, онлайн-ресурсы, а также цифровые сервисы вроде QR-кодов и интерактивных викторин (однако в настоящее время это возможно лишь со стороны педагога – так как по законодательству Российской Федерации учащиеся не могут пользоваться телефонами на уроках).

Использование на уроке различных форм и методов, связанных с эмоциональным погружением в сюжет и образный мир книги, даёт результаты даже при работе со слабо читающими детьми, поскольку помогает им справляться с техническими трудностями чтения, переключая внимание на само содержание произведения, которое преподносится в интересной, а иногда и игровой форме. Как утверждает Б. Г. Умнова – формирование у детей привычки к чтению – «это ни в коем случае не навязывание, а тонкое педагогическое руководство, органично вплетённое в общую систему воспитания личности школьника».

В. А. Сухомлинский также отмечает, что выработка культуры чтения должна осуществляться на основе нравственного самоощущения ребёнка.

К примеру, обсуждение морального выбора героя или анализ его поведения помогает ребёнку проникнуться сопереживанием и осмыслить собственное отношение к рассматриваемой проблеме – беседы развивают речь и учат детей рассуждать о поступках персонажей, формируя оценочную позицию, умение делать выводы. В дальнейшем ребята уже сознательно выбирают тексты, которые созвучны их внутреннему миру.

Однако само развитие читательского интереса требует комплексного взаимодействия учителя, родителей и самого ребёнка – если педагог стимулирует познавательные интересы и эмоциональный отклик на уроках, а родители поддерживают данное стремление дома (совместное чтение, обсуждение произведения, организация «семейных чтений», свободный выбор книг на выходные), то положительный результат будет более устойчив.

Родителям стоит рекомендовать «слушать» ребёнка, когда он пересказывает текст, проявлять неподдельное любопытство к его впечатлениям, не жалеть времени на диалог. Тогда ребёнок будет ощущать, что чтение – это часть его жизни, не скучная обязанность.

Как показали исследования, проведённые в рамках анализа уровня интереса к чтению в начальной школе, именно дефицит эмоциональной поддержки часто приводит к угасанию начального интереса к книге. И, кроме того, подтверждением эффективности подобной работы служат данные опытно-экспериментальных исследований, в том числе описанных Т. В. Володиной: «Около половины современного класса учащихся младшего школьного возраста нуждаются в целенаправленной и систематической работе по формированию у них более широкого читательского кругозора, развитию интереса к чтению и библиографических знаний».

Столь же важно формировать у учащихся умение ориентироваться в книге: знать элементы, уметь выделять фамилию автора и заглавие, использовать оглавление и справочный аппарат. Осознание структуры произведения повышает читательскую самостоятельность.

Учителю целесообразно знакомить детей с различными жанрами (сказка, рассказ, басня, повесть, стихотворение), обращать внимание на специфику каждого из них. Разнообразие жанров помогает удовлетворять потребности в новизне и в то же время расширяет культурный кругозор.

Также отметим, что в цифровых условиях приобщение детей к чтению оказывается более продуктивным, если наряду с традиционными методами использовать инновационные формы: литературные квесты, интерактивные книги, создание ученических «мини-библиотек» и разбор их коллекций, групповые проекты по экранизации прочитанных текстов и т. д.

Если ребёнок воспринимает чтение как интересную, увлекательную деятельность, ему значительно легче преодолеть технические сложности и выработать необходимые навыки беглого и осознанного чтения. Следовательно, формирование читательского интереса напрямую связано с общим развитием личности младшего школьника, его ценностными ориентирами, нравственным и эстетическим воспитанием.

Таким образом, проблема формирования читательского интереса у младших школьников остаётся одной из ключевых в педагогической теории и практике.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями к культуре речи и мыслительной деятельности в современном обществе, а также необходимостью формирования нравственно и интеллектуально развитой личности.

В условиях возрастания влияния цифровых технологий на детство усиливается значение чтения, особенно художественного, как важного источника личностного и духовного обогащения.

Читательский интерес нужно культивировать со стороны учителя и родителей. Для этого важно использовать эмоционально и смыслово насыщенные методические приёмы: обсуждение, иллюстрирование, литературные игры, театрализацию, работу с интерактивными заданиями, создание проектов на базе цифровых ресурсов. Именно комплексный подход (усилия школы и семьи) обеспечивает результативность формирующей работы.

Регулярное, увлекательное и осмысленное чтение обогащает словарный запас и развивает речь, формирует активного, грамотного читателя, способного к рефлексии, аналитике и самовоспитанию. Чем прочнее будут заложены эти основы в младшем школьном возрасте, тем более гармонично и успешно ребёнок сумеет развиваться в последующие годы обучения.

Поделиться

123

Кириллова Е. Р. Особенности формирования читательского интереса у младших школьников // Актуальные исследования. 2025. №3 (238). Ч.III.С. 35-37. URL: https://apni.ru/article/11171-osobennosti-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля