Концепция «имущество» как охраняемых законом ценностей не имеет однозначного толкования ни в юридической, ни в экономической науке.
Г. Ф. Шершеневич определяет юридическое содержание термина «имущество» как совокупность имущественных, то есть подлежащих денежной оценке, юридических отношений, в которых находится известное лицо; чисто личные отношения сюда не входят. Следовательно, отмечает автор, содержание имущества с юридической точки зрения выражается, с одной стороны, в совокупности вещей, принадлежащих лицу на праве собственности и в силу иных вещных прав, и в совокупности прав на чужие действия, а с другой – в совокупности вещей, принадлежащих другим лицам, но временно находящихся в его обладании, и в совокупности обязательств, лежащих на нем. Сумма отношений первого рода составляет актив имущества, сумма отношений второго рода – пассив имущества [1, с. 95]. А. П. Сергеев в качестве имущества определяет:
- Отдельные вещи и их совокупность;
- Вещи, деньги и ценные бумаги;
- Не только перечисленные выше объекты, но и имущественные права;
- Совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта [2, с. 274].
Относительно отсутствия в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) чёткого определения понятия «имущество» следует пояснить, что вместо этого используются разнообразные формулировки, такие как «недвижимое имущество», «имущественные права», «имущественное положение», «имущественный комплекс», «имущественный интерес», «имущественный вклад» и другие. Очевидно, что в ГК РФ под понятием «имущество» подразумевается совокупность различных определений.
Имущество рассматривается шире, чем просто вещи, и включает в себя не только материальные объекты, но и деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, принадлежащие субъекту хозяйственной деятельности и составляющие его активы. В некоторых случаях в это понятие также включаются долги или обязательства, составляющие пассивы имущества. Таким образом, под имуществом понимается совокупность активов и пассивов.
Комплекс правомочий оказывает непосредственное воздействие на экономический результат, достигаемый в процессе эксплуатации объектов имущества. В связи с этим проблема взаимодействия правомочий отдельных хозяйствующих субъектов переходит из теоретической плоскости в практическую.
С экономической точки зрения, владение каким-либо объектом собственности выражается в наличии конкретного объекта имущества. Ключевым аспектом проблемы формирования и защиты правомочий конкретного собственника является обеспечение экономической эффективности использования собственности. Это значит, что при прочих равных условиях владелец должен стараться повышать рыночную стоимость своего имущества или хотя бы не допускать её падения. Кроме того, государство через систему налогов, регулирования и контроля может воздействовать на изменение рыночной стоимости имущества.
В нормативно-правовых документах по пожарной безопасности понятие «имущество» смешивается с понятием «объект защиты». В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Такой подход к определению понятия «имущества» считаем не полным, так как игнорируется экономическая составляющая этой категории. Считаем, что для целей обеспечения пожарной безопасности, в условиях эволюции риск-ориентированного подхода, необходимо рассмотреть «имущество» через призму угрозы его повреждения, уничтожения или снижения экономической эффективности: риск причинения вреда имуществу - нарушения гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований в области пожарной безопасности, вследствие которого может быть причинен вред имущественным комплексам, недвижимому и движимому имуществу, а также снижен экономический результат, достигаемый в процессе эксплуатации объектов имущества, вне зависимости от видов собственности.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в которой это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Это ограничение применяется как к контролируемым лицам, которые вправе рисковать своим имуществом, так и к контролируемым лицам, осуществляющим свою деятельность на государственном и муниципальном имуществе. Однако, когда речь идёт о государственном и муниципальном имуществе, риски, связанные с возможными нарушениями прав и свобод, становятся неприемлемыми. В этом случае, все системы обеспечения пожарной безопасности, направленные на защиту имущества государственного и муниципального назначения, становятся обязательными.
Это обусловлено тем, что государственное и муниципальное имущество является основой функционирования государственных и муниципальных органов власти, а также обеспечивает выполнение ими своих функций. Поэтому обеспечение пожарной безопасности в таких объектах является приоритетной задачей, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, сохранение имущества и обеспечение нормального функционирования государственных и муниципальных органов.
Таким образом, ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц является необходимым условием обеспечения общественной безопасности и правопорядка, в том числе пожарной безопасности. Однако, когда речь идёт о государственном и муниципальном имуществе, это ограничение становится обязательным, чтобы обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, сохранить имущество и обеспечить нормальное функционирование государственных и муниципальных органов.