Преподавание физической культуры в условиях дистанционного обучения
научный журнал «Актуальные исследования» #16 (19), август '20

Преподавание физической культуры в условиях дистанционного обучения

В статье представлены результаты анализа последних исследований по итогам дистанционного обучения в апреле-мае 2020 учебного года. А также изучены основные формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения. Определены возможные дальнейшие исследования в данной области.

Аннотация статьи
физическая культура
педагог
дистанционное обучение
Ключевые слова

Стремительное развитие технического прогресса, постоянный рост объемов информации, модернизация и усложнение учебных и трудовых процессов и как следствие острая необходимость в получении качественного образования на всех уровнях. Данные факторы являются неотъемлемой частью современного мира. Однако, в 2020 году появился еще один фактор, который изменил систему образования во всем мире – пандемия. Согласно Большой российской энциклопедии, пандемия – это эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территорию всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.

А эпидемия – это распространение какой-либо инфекционной болезни, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории. Но и без пандемии современные образовательные технологии становятся необъемлемой частью нашей жизни [4].

Так, в соответствии со стратегией развития образования до 2020 года в нашей стране предполагается рост и активное развитие современных образовательных технологий, в том числе сети интернет. Можно предположить, что пандемия лишь ускорила процесс информатизации образовательного процесса. И если система высшего образования уже имела опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс посредством различных платформ, как например система электронного обучения Moodle. То системы начального и среднего образования осваивали дистанционные технологии непосредственно в образовательном процессе.

По данным совместных опросов НИУ «Высшая школа экономики» и общероссийского профсоюза образования в период перехода школ на дистанционное обучение доля пользующихся онлайн-ресурсами увеличилась с 64% до 85%. Из тех, кто не пользовался никакими образовательными онлайн-ресурсами, 74% стали их применять [2].

Рис. 1. Пользование образовательными онлайн-ресурсами до дистанционного обучения

Введение режима повышенной готовности и как следствие массовое закрытие школ, оказалось неожиданным явлением не только для России, но и для всего мира. При этом Министерство просвещения подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». В соответствии с этим постановлением эксперимент будет проводиться в 14 регионах на добровольной основе [3].

По данным опросов из тех, кто стал пользоваться электронными онлайн-ресурсами, 47% отметили, что скорее всего продолжат пользоваться ими в будущем в своей работе.

Рис. 2. Пользование образовательными онлайн-ресурсами после завершения дистанционного обучения

Не стоит забывать о трудностях, с которыми столкнулись педагоги в процессе дистанционного обучения. Так около 40% опрошенных педагогов столкнулись со сложностями подсоединения всех детей к трансляции. А у 42% возникали перебои в работе платформ из-за перегрузки. Так же около 13% опрошенных педагогов выделяют ряд других сложностей:

  • большинство детей и родителей не готовы к работе в средах ДО (не умеют пользоваться ресурсами);
  • уровень знаний педагога в области ПК не позволяет подключиться к платформам;
  • отсутствие необходимого оборудования как у педагога, так и у обучающихся.

Рис. 3. Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя

Учитывая специфику преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» образовательная программа по данной учебной дисциплине не может быть реализована в полном объёме. Таким образом была сформулирована цель исследования [1].

Цель исследования: определение основных методов и форм реализации дистанционного обучения в процессе преподавания физической культуры для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Задачи:

  • Изучить процесс преподавания физической культуры в процессе дистанционного обучения
  • Выявить проблемные зоны в дистанционном преподавании физической культуры

Методы и организация исследования

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы
  • Анализ полученных данных
  • Анкетирование

Исследование проводилось на территории центрального федерального округа посредством анкетирования. В исследовании приняли участие 230 респондентов: педагоги и родители обучающихся. Результаты исследований были обработаны и представлены в виде диаграмм.

Результаты

В начале анкетирования, определялась категория респондентов. По результатам исследования из 230 опрошенных соотношение родителей/учителей составила 42% и 58% соответственно. Подробные результаты представлены ниже.

Рис. 4. Категория респондентов, участвующих в исследовании

Следующим вопросом в представленной анкете был В какой форме проводились занятия по физической культуре в вашей школе в период дистанционного обучения. Более 57% (130 человек) ответили, что в их школах занятия проводились онлайн с помощью различных онлайн-платформ, в то время как 30% ответили что обучающиеся изучали теорию посредством различных образовательных платформ и видео уроков. При этом доля тех, у кого уроки не проводились, или проводились в других форматах составляет лишь 13%.

Рис. 5. Формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения

При этом как правило, в тех школах, где педагоги проводили онлайн-занятия, в качестве домашнего задания использовались различные виды письменных работ. А задания с запись видео, на котором обучающимся было необходимо продемонстрировать практические умения и навыки использовали 13% опрошенных.

Рис. 6. Формы домашнего задания

Стоит отметить, что в условиях дистанционного обучения именно онлайн-занятия и контроль выполнения домашнего задания посредством записи видео является одним из самых распространённых и практико-ориентированных методов преподавания физической культуры в условиях дистанционного обучения.

Рис. 7. Количество времени (в неделю) потраченного на выполнение домашнего задания по физической культуре

Заключение

Применение дистанционных технологий оказывает положительное влияние на усвоение теоретических аспектов дисциплины физическая культура в основной и средней школе. В частности, у обучающихся повышается мотивация к занятиям физическими упражнениями, и посещению практических уроков. А при изучении игровых видов спорта (волейбол, баскетбол и т.п.) обучающиеся более хорошо понимали необходимость технических и тактических упражнений.

Учитывая специфику преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» образовательная программа по данной учебной дисциплине не может быть реализована в полном объёме. То есть возникает необходимость дополнительных исследований и разработок в данной предметной области.

Текст статьи
  1. Вольф, Н.Н. Применение дистанционных образовательных технологий как средство индивидуальной формы организации обучения по физической культуре на уроке, во внеурочное и внеучебное время; 2020 URL: https://infourok.ru (Дата обращения: 23.07.2020).
  2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей; – М., 2020 URL: https://icef.hse.ru (Дата обращения: 22.07.2020).
  3. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов; – М., 2020 URL: https://regulation.gov.ru (Дата обращения: 20.07.2020).
  4. Электронная газета Вести образования; – М., 2020 URL: https://vogazeta.ru (Дата обращения: 24.07.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября