Для оценки уровня доверия к информации в интеллектуальных и автоматизированных системах управления активами хозяйства автоматики и телемеханики, а также оценки причин ошибок и искажений достоверности информации можно выделить несколько критериев, от которых напрямую, согласно проведенному анкетированию, зависят показатели безопасности и надежности технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики [1, с. 179-183; 2, с. 298-302].
К таким критериям относятся:
- скрытие инцидента;
- ошибка систем диагностирования;
- несоответствие данных в смежных информационных системах;
- неважность инцидента;
- ограниченность во времени для полноценного оценивания инцидента;
- недостаточная квалификация технологического штата;
- сбои в программной части систем.
Рецензирование значимости отдельных критериев оценки проводится при помощи экспертных методик [3, 4].
В эксперты необходимо определить специалистов, которые имеют высокую профессиональную компетенцию в области железнодорожной автоматики. Уникальный опыт, этих лиц позволит рецензировать существенность предложенных параметров.
Работа с экспертами выполняется в условиях конфиденциальности.
Пример определения группы экспертов для оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в интеллектуальных и автоматизированных системах приведен в таблице 1.
Экспертная анкета для установления уровня доверия информации в интеллектуальных и автоматизированных системах приведена в таблице 2.
Экспертная анкета для установления уровня оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в интеллектуальных и автоматизированных системах приведена в таблице 3.
Задачей сформированной экспертной группы является ранжирование указанных критериев оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в интеллектуальных и автоматизированных системах.
Стадии ранжирования должна предшествовать подготовка экспертов в плане теоретического ознакомления с информацией, раскрывающей специфику работы интеллектуальных и автоматизированных систем сбора и анализа информации.
Таблица 1
Состав группы экспертов для оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в интеллектуальных и автоматизированных системах
Состав группы экспертов для оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в автоматизированных системах | |
Место | Юго-Восточная железная дорога |
Время Начало Окончание Продолжительность |
|
Вид | Эксплуатационный |
Эксперт №1 ФИО Должность Структурное подразделение |
|
Эксперт №2 ФИО Должность Структурное подразделение |
|
Эксперт №3 ФИО Должность Структурное подразделение |
|
Эксперт № 4 ФИО Должность Структурное подразделение |
|
Эксперт № 5 ФИО Должность Структурное подразделение |
|
Таблица 2
Экспертная анкета для установления уровня доверия информации в интеллектуальных и автоматизированных системах
Карта для установления уровня доверия информации в автоматизированных системах | |||||||
Место | Юго-Восточная железная дорога | ||||||
Время Начало Окончание Продолжительность |
| ||||||
Вид | Эксплуатационный | ||||||
Эксперт № | ФИО: Должность: Структурное подразделение: | ||||||
1. Доверяете ли Вы информации, предоставляемой автоматизированными информационными системами | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
2. В какой системе информация более достоверна (одна или несколько систем)? |
| ||||||
3. В какой системе информация менее достоверна (одна или несколько систем)? |
| ||||||
4. Какие ошибки считаются наиболее существенными? |
| ||||||
5. Какие ошибки считаются менее существенными? |
| ||||||
6. Насколько системы интегрированы между собой | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
|
Градации по 7 уровням, % или балл: r1 – очень низкий; r2 – низкий; r3 – ниже среднего; r4 – средний; r5 – выше среднего; r6 – высокий; r7 – максимально высокий.
Таблица 3
Экспертная анкета для установления уровня оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в интеллектуальных и автоматизированных системах
Карта для оценки причин ошибок и искажений достоверности информации в автоматизированных системах | |||||||
Место | Ю-В.ж.д | ||||||
Время Начало Окончание Продолжительность |
| ||||||
Вид | Эксплуатационный | ||||||
Эксперт № | ФИО: Должность: Структурное подразделение: | ||||||
1. Причиной искажения информации является скрытие инцидента | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
2. Причиной искажения информации является ошибка систем диагностирования | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
3. Причиной искажения информации является несоответствие данных в смежных автоматизированных системах | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
4. Причиной искажения является неважность информации | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
5. Причиной ошибки является нехватка времени для полноценного оценивания инцидента | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
6. Причиной ошибки является недостаточная квалификация технологического штата | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
| |
7. Причиной ошибки являются сбои в программной части систем | r7 | r6 | r5 | r4 | r3 | r2 | r1 |
|
|
|
|
|
|
|
Градации по 7 уровням, % или балл: r1 – очень низкий; r2 – низкий; r3 – ниже среднего; r4 – средний; r5 – выше среднего; r6 – высокий; r7 – максимально высокий.
Полученные результаты экспертных оценок позволят разработать адресные меры, направленные на улучшение качества и повышение эффективности работы интеллектуальных и автоматизированных систем управления активами хозяйства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте [1, с. 179-183; 2, с. 298-302; 5, с. 8-19; 6, с. 49-54].