В современном мире понятие стресса и стрессоустойчивости, а также методов преодоления стресса можно услышать из любого средства массовой информации. Множество книг, тренингов и лекций проходит на тему стресса и борьбы с ним. Если посмотреть определение стресса в современной психологии, то это состояние человека, возникающее под влиянием длительного психологического напряжения, при котором эмоционально перегружается его нервная система [7, 8]. Психологический стресс является самым распространенным в современном мире не только среди подрастающего поколения, но и людей старшего возраста.
Ряд отечественных исследователей (С. Л. Макаренко, Б. М. Теплов и др.) рассматривают стрессоустойчивость как общее свойство нервной системы и темперамента человека. Нельзя отрицать влияние общих физиологических процессов на формирование стрессоустойчивости у конкретного человека. П. Б. Зильберман дает наиболее полное определение в своих исследованиях: «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5, с. 46].
В исследовании были взяты общепринятые в психологии возрастные рамки подросткового периода ранней юности 15–18 лет [4, с. 92]. Факторами, которые способствуют появлению стресса, могут служить самые разнообразные внешние и внутренние явления. Для старшеклассников одним из таких факторов является государственная итоговая аттестация (ГИА). Учащиеся испытывают стресс не только в день экзамена, но и весь период подготовки к нему из-за огромного давления (школа, учителя, родители, сравнение себя с другими учениками и т. д.).
Распознать, что ребенок находится в стрессе можно по следующим симптомам, разделенным на группы: физиологические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные.
Для успешной самореализации подростка необходимо научить его справляться со стрессовыми ситуациями и развивать его стрессоустойчивость. Наиболее устойчивы к воздействию факторов стресса является волевая саморегуляция, поэтому если подросток будет знать о способах регуляции своего психического состояния, он более успешно будет справляться с ней.
По мнению психологов, стрессоустойчивость, как и другие качества личности формируется в процессе деятельности [1, с. 215-221; 2; 5] и развивать ее лучше всего через реализацию способностей ученика. Л. С. Выготский помимо учебной деятельности отмечает и социальную направленность у обучающихся, так как они постоянно находятся в системе различных взаимоотношений со своими нормами и ценностями. Поэтому необходимо так организовать учебный процесс, чтобы в нем происходило снижение конфликтогенности учебных ситуаций и формировалась стрессоустойчивость [4, с. 65].
Необходимо выделить следующие особенности развития стрессоустойчивости у подростков:
- Личностные особенности, куда как раз и входят различные качества, формируемые в процессе учебной и коммуникативной деятельности;
- Жизненный опыт подростка, позволяющий реагировать определенным образом в той или иной стрессовой ситуации;
- Психологическая компетентность, умение распознать у себя симптомы стресса, выявить его причины и предугадать последствия.
Таким образом, формирование стрессоустойчивости у подростков старшего возраста является комплексным походом семьи, школы, окружения. Зная особенности психофизиологии, поведенческих и личностных качеств подростка можно помочь преодолеть «трудный возраст», научить ребенка самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями.
При этом любой тренинг должен учитывать психофизиологические особенности детей, их вовлеченность и активность во время занятия, подбор специальных упражнений и методик для решения поставленной цели и задач.
Самым эффективным социально-психологическим тренингом для подростка будет являться тот, который совмещает в себе теоретические основы и практическую отработку. В результате старшеклассник получает жизненный опыт, который помогает ему справляться с похожими трудными жизненными ситуациями.
Исследование стрессоустойчивости было на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 1 г. Павлово.
В эксперименте участвовали 60 человек в возрасте от 15 до 18 лет, из них 30 девушек (50%) и 30 юношей (50%). Испытуемые были разделены на две группы. В экспериментальную группу вошли 40 человек: 20 девушек (50%) и 20 юношей (50%). Средний возраст участников экспериментальной группы составил 16 лет. В контрольную группу вошли 20 человек: 10 девушек (50%) и 10 юношей (50%).
Для определения стрессоустойчивости у старшеклассников были проведены различные диагностики, которые показали наличие высокого, среднего и низкого уровня стрессоустойчивости. На констатирующем этапе эксперимента у большинства испытуемых выявлен повышенный уровень тревожности в связи с предстоящими экзаменами. Испытуемые отмечали различные симптомы стресса в день и/или перед экзаменами как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Респонденты отмечали различные физиологические симптомы, которые проявлялись в стрессовых ситуациях.
На основании теоретического анализа проблемы, а также выявленного в ходе констатирующего этапа высокого уровня тревожности и установленной сильной корреляцией между стрессоустойчивостью и саморегуляцией, разработана и реализована программа в виде тренинговых занятий.
Продолжительность реализации: программа рассчитана на 18 занятий по 45 минут один раз в неделю. Структура занятий состоит из цели, задач, организационного момента, основной части, заключительной (рефлексии) части. Тренинг наполнен различными формами групповой и индивидуальной работы, методами и упражнениями. Примеры упражнений: «Шаг вперед!», «Дневник успеха», «Три портрета», «Окоп Трумэна», «А не присесть бы мне?», «Мастерская скульпторов», «Апельсиновая эстафета», «Снежный ком», «Опиши меня», «Маски», «Кумир», «Поменяйтесь местами», «Стряхни» и др.
После завершения программы на контрольном этапе эксперимента были проведены повторные диагностики. У испытуемых экспериментальной группы были выявлены повышенные результаты уровня саморегуляции и самоорганизации. Также в этой группе был повышен уровень стрессоустойчивости у старшеклассников.
В контрольной группе не произошло статистически значимых изменений в ходе проведения повторных диагностик. А с приближением экзаменационного периода стрессоустойчивость еще и понизилась.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанных занятий программы развития стрессоустойчивости в старшем подростковом возрасте в предэкзаменационный период.