Основные направления социальной защиты безработных

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

безработица
социальная защита безработных
занятость населения

Аннотация статьи

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена значимостью мер социальной защиты безработных и значимостью программ трудоустройства, а также необходимостью реализации социальных прав безработных как выделяемой международным правом задачи каждого государства.

Текст статьи

Введение

Безработица является объектом исследования целого ряда наук – экономики, права, социологии. Связано это со сложным и многоаспектным характером понятия. Кроме того, как социально-экономическое явление, безработица имеет и множество последствий в самых различных сферах общественной жизни.

Безусловно, безработица была и есть в любом государстве, отличается лишь ее уровень. Достичь практически полной занятости населения достаточно сложно, потому что всегда есть люди, которые не могут вести полноценную трудовую деятельность по объективным причинам. Тем не менее цель любого государства – создать такие условия, при которых уровень безработицы будет минимальным.

Цель исследования – изучить механизмы правовой защиты социальных прав безработных граждан, закрепленные действующим законодательством и практикой правоприменения, выявить актуальные проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию.

Понятие занятости населения является одним из базовых в социально-экономической сфере и тесно связано с категорией безработицы. Безработица является социально-экономическим явлением, которое присуще любому государству в той или иной степени. В современной экономике безработица является неотъемлемой ее характеристикой, она является показателем уровня развития экономики, отражает экономическую нестабильность, и влечет последствия в социальной, политической и нравственно-психологической сферах.

Единого определения понятия безработицы ни в законодательстве, ни в юридической литературе нет. В самом общем значении безработица в своей сущности является отсутствием трудовой занятости.

Относительно законодательства в сфере безработицы, можно отметить закрепление определения понятия «безработный». Так, согласно, закону № 1032-1, безработный – это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней [1].

В соответствии с одним из подходов, занятость – это состояние общества, при котором все трудоспособное население обеспечено работой, трудом или общественно полезной деятельностью, вместе с тем, обязательно во множестве отраслей и сфер общественного производства [3, с. 222-225].

Можно отметить экономический характер безработицы. Он выражается в превышении предложений рабочей силы над спросом на рынке труда.

Рынок труда имеет огромное значение во всей макроэкономической теории. Он играет двоякую роль в макроэкономике. Во-первых, это важнейший отраслевой рынок, от которого зависит выпуск других отраслей. Во-вторых, занятость и безработица являются определяющими факторами, которые влияют на инфляцию, экономический рост и на макроэкономику в целом.

Зависимость между разрывом фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы получил в начале 60-х гг. XX в. американский экономист А. Оукен. В своих работах он выявил закономерность, что в США каждый процентный пункт прироста циклической безработицы сопряжен с сокращениями ВНП на 2,5–3,0% по сравнению с его потенциальным уровнем.

Что касается значения 2,5–3,0%, то по этому поводу Самуэльсон и Нордхаус пишут: «В своих ранних исследованиях Оукен обнаружил, что эта зависимость выражалась отношением 3 к 1, то есть один процентный пункт циклической безработицы на каждые три пункта разрыва ВВП. Однако более современные данные и более продвинутые эконометрические методы показывают, что для последнего времени более точным является соотношение 2 к 1 (или, возможно, 2,5 к 1) между выпуском и уровнем безработицы».

Так, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен возрасти на 1 процентный пункт, скажем, с 6 до 7%.

Аналогичное соотношение может быть справедливым и для России. Так, в работе авторами был проведен эконометрический анализ влияния банковского сектора, инвестиций и безработицы на величину ВВП. По итогам работы было получено коинтеграционное уравнение, продемонстрировавшее, что прирост безработицы на 1 процентный пункт ведет к снижению реального ВВП на 350,71 млрд рублей, что составляет ~2,5% от данного показателя. Сделан вывод о том, что постепенное снижение уровня безработицы оказало значимое влияние на прирост ВВП России в рассмотренном периоде.

Таким образом, можно сказать, что закон Оукена справедлив и по отношению к российской экономике.

Помимо этого, на величину потенциального ВВП влияют объем имеющихся трудовых, материальных и природных ресурсов и эффективность их использования, а также развитие и применение инновационных технологий. Осуществление расчета потенциального ВВП с учетом данного перечня факторов является достаточно трудоемкой задачей. В связи с этим при проведении эмпирических исследований допустимо использование в качестве потенциального ВВП социально-экономических прогнозов авторитетных международных организаций.

В экономической теории принято выделять два аспекта безработицы – это уровень безработицы и ее средняя продолжительность. Основное предназначение уровня безработицы – оценка ее масштабности. Уровень безработицы определяется соотношением граждан, которые признаны безработными к трудоспособному населению.

Важным моментом при определении уровня безработицы является определение категории «трудоспособное население». Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. При этом не все граждане трудоспособного возраста учитываются при расчете уровня безработицы.

Второй показатель – продолжительность безработицы, который характеризует среднее время перерыва в работе, промежуток времени, когда индивид находится в поиске работы [8]. При этом стоит отметить, что те значения средней продолжительности безработицы, которые предоставляются службами занятости населения, зачастую не отражают полной картины, поскольку не все безработные встают на учет и обращаются в соответствующую службы сразу.

Причины безработицы весьма многообразны. Так, причинами безработицы могут выступать:

  1. Государственная политика занятости населения.
  2. Внедрение новых технологий в производство с последующим сокращением рабочих мест.
  3. Сезонные изменения в производстве в отдельных отраслях экономики.
  4. Рост численности трудоспособной части населения.

Кроме того, в качестве причин безработицы также выделяются отсутствие интеграции молодых специалистов, переизбыток узких специалистов на рынке труда [5, с. 629].

Таким образом, безработица – это экономическое явление, которое характеризует ситуацию, когда трудоспособный индивид не ведет трудовой деятельности, не вовлечен в трудовые отношения. При этом безработица, как экономическое явление характеризует состояние не только экономической, но и демографической, социальной сфер, а также проводимой государством внутренней политики.

Однако, безработица – это социально-экономическое явление. Соответственно, кроме экономической стороны в безработице также можно выделить и социальную сторону. Социальные аспекты безработицы выражаются в ситуации, когда часть трудоспособного населения не находит себе места в системе трудовой занятости, теряя способность к обеспечению необходимых условий для жизни по причине отсутствия регулярного дохода. С этой точки зрения безработица имеет важные социальные последствия, выражающиеся в возникновении общественных отношений, связанных с обеспечением социальной защиты безработных.

Обеспечение занятости населения является важной задачей государства, поскольку повышает численность и доли населения, включенного в общественно-полезную деятельность, снижает негативные последствия безработицы. Грамотная государственная политика по обеспечению занятости населения является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития государства.

Безусловно, одним из важнейших понятий в рассматриваемом законе является категория «безработный».

Закон включает определение безработного. При этом перечисляются условия, которым должен отвечать гражданин, чтобы считаться безработным.

Общие условия, соответствие которым является основанием для признания безработным, перечислены в ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ о занятости).

В силу п. 1 названой статьи безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Первое, на что следует обратить внимание – это признание в качестве безработного только физического лица.

Конечно, признание безработным только гражданина можно рассматривать в качестве очевидного факта, обусловленного тем, что работником является именно физическое лицо. В прочих отношениях, регулируемых не только и не столько трудовым правом, право на труд реализуется также физическим лицом, а не организацией, юридическим лицом.

В Законе РФ о занятости возрастное условие признания лица безработным прямо не обозначено. Лишь при перечислении лиц, которые не могут признаваться безработными, указаны граждане, не достигшие 16 лет. Вывод о максимальном возрасте может быть сделан на основании анализа российского законодательства о страховых пенсиях по старости, накопительных пенсиях, пенсиях по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, поскольку их получатели не могут признаваться безработными.

Логика законодателя при обозначении возраста 16 лет в Законе РФ о занятости понятна – именно с этого возраста, по общему правилу, закрепленному в Трудовом кодексе Российской Федерации, физическое лицо в качестве работника может вступать в трудовые отношения, т. е. с этого возраста физическое лицо признается трудоспособным.

Недопустимость признания занятых граждан безработными отмечается в ст. 3 Закона РФ о занятости; при этом в российском Законе имеется подробное перечисление тех лиц, которые относятся к числу занятых.

Это условие является одним из основных, поскольку занятость и безработица являются антиподами, борьба с последней ставит целью обеспечение занятости населения.

Закон РФ о занятости в легальных определениях характеризует безработного как лицо, которое, во-первых, ищет работу, во-вторых, готово приступить к ней.

Те же признаки перечислены применительно к полной безработице в ст. 10 Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы, в которой Россия не участвует, но положения которой частично воспроизводит в национальном законодательстве.

Отметим, что проблемы политики занятости впервые стали предметом рассмотрения МОТ в 1964 г., в результате были приняты Конвенция № 122 и Рекомендация 1225.

Поскольку получение статуса безработного наделяет лицо определенными правами, в том числе и имущественными, подобное условие позволяет избежать иждивенческого настроя у данного лица и реализовать цели, для которых вводятся меры поддержки безработных, т. е. обеспечение занятости этих лиц. Несоответствие этому условию позволяет лишить гражданина статуса либо не предоставлять его вовсе, что следует из исследуемого законодательства.

Из статьи 3 Закона РФ о занятости следует, что отказ в течение десяти дней с даты регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущими работу (ранее не работавшими) и при этом не имеющими квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы не позволяет признать лицо безработным.

Таким образом, положения закона России, определяющие категорию «безработный», базируются на нормах международного права, направленных на борьбу с безработицей.

В российском определении безработного имеется указание на отсутствие заработка.

Государственная политика содействия занятости представляет собой систематизированную совокупность мер, которые направлены на обеспечение возможности гражданам использовать свои способности к труду и способствовать максимально полной занятости населения [6].

Государственная политика содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равной возможности граждан на труд, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществление мероприятий по обеспечению занятости населения, координацию деятельности различных субъектов в сфере обеспечения занятости населения.

Занятых можно разделить на три большие группы, взяв за критерий род деятельности:

  1. Военнослужащие, деятельность которых не приносит прямого денежного дохода;
  2. Занятые, у которых оплачиваемая деятельность в экономике;
  3. Учащиеся с отрывом от производства [7, с. 2189-2192].

Минимальный уровень безработицы был зафиксирован в 2021 году – 4,8% от численности трудоспособного населения. Одной из причин снижения уровня безработицы является законодательное введение новой формы занятости. Речь идет о введении нового специального налогового режима – налога на профессиональный доход [2], который позволил тем категориям граждан, которые ранее получали доход не официально, теперь оформить официальную занятость.

Согласно статистике, Росстат, в среднем за последние четыре года (после официального введения самозанятости) численность безработных по России составляет приблизительно 3,764 тыс. чел [9]. При этом в сравнении с более ранними периодами до принятия закона № 422-ФЗ отмечено снижение общей численности.

С принятием закона отмечено относительное снижение безработицы, однако, в среднем оно составило около 35% (между максимальным и минимальным значением).

Федеральная служба государственной статистики ежегодно выпускает сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России», в котором приводятся данные об уровне безработицы, ее основных показателях, разбивка по регионам. Стоит отметить, что в России действует такой порядок подсчета уровня безработицы, при котором учитываются только те граждане, которые были признаны безработными официально. Существенным недостатком этого порядка является расхождение между реальным уровнем и официальными данными, поскольку не все безработные регистрируются в службах занятости.

Статистический сборник Росстат содержит достаточно разнообразную информацию относительно характеристик уровня безработицы. Одной из существенных характеристик уровня безработицы является ее половозрастной состав.

Однако, данные Росстат за 2023 год в разбивке по месяцу не подтвердили этот факт. В соответствии с данными, представленными в отчете Росстат уровень безработицы за январь-март 2023 года, составил 2659,5 чел, в то время как в летние месяца июнь-август он стал ниже только на 18%. Соответственно, сезонная работа не оказывает значительного влияния на средний уровень безработицы.

Стоит отметить, что уровень безработицы отличается в различных регионах. Например, по данным на 2023 год, наибольший уровень безработицы был отмечен в Забайкальском крае – 6,9%, а наименьший в Ямало-Ненецком автономном округ – 1,5% [4].

Такая разница между субъектами обусловлена в региональных различиях между социально-экономическим уровнем развития, географическим положением и имеющимися природными ресурсами, поло-возрастным составом населения, а также историческими и культурными традициями.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время уровень безработицы в России продолжает постепенно убывать после мирового экономического кризиса.

Среди характерных черт безработицы в России можно выделить:

  • региональные различия в уровне безработицы;
  • достаточно высокий уровень безработицы среди молодых специалистов;
  • наличие дифференциации между официальным и реальным уровнем безработицы.

Последствия безработицы негативны и проявляются практически во всех сферах общественной жизни. Соответственно, любое государство стремится обеспечить как можно более высокий уровень занятости среди населения. Цели государства, а также мероприятия по регулированию занятости и безработицы, социальной защите безработных определяются и выражаются в государственной политике в области содействия занятости.

Так, государственная политика России в области содействия занятости реализует достаточно разнообразные задачи. Основные направления государственной политики России перечислены в статье 3 Закона РФ № 1032-1. В перечень направлений входят:

  1. Развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности для обеспечения надежной защиты национального рынка труда России.
  2. Обеспечение равенства прав и возможностей граждан на трудовую деятельность и свободный выбор занятости.
  3. Поддержка законной трудовой и предпринимательской инициативы граждан.
  4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий, способствующих занятости тех категорий граждан, которые испытывают трудности с поиском работы.
  5. Объединение, координация действий участников рынка при реализации мер по содействию занятости населения.
  6. Предупреждение массовой безработицы, а также сокращение уровня длительной безработицы.
  7. Создание условий для развития институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность по содействию трудоустройства населения.

Таким образом, можно отметить, что основная цель государственной политики в области содействия занятости – это снижение уровня безработицы и создание таких условий, в которых каждый гражданин будет иметь равную возможность с другими для выбора трудовой деятельности и ее осуществления для обеспечения собственного развития и благополучия.

Заключение

Итак, безработица является неотъемлемым элементом экономики любого современного государства. Ее сущность имеет два аспекта: экономический заключается в превышении предложений рабочей силы над спросом, социальный – в наличии части трудоспособного населения, которая исключена из системы трудовой занятости и трудовых отношений, в связи с чем теряет способность к самостоятельному материальному обеспечению.

Государственная политика содействия занятости населения является важной задачей и направлением деятельности любого современного государства.

Современная ситуация с занятостью в России улучшается. В частности, можно отметить снижение уровня безработицы после экономического кризиса и резкого роста уровня безработицы в 2008–2020. Однако, до сих пор сохраняются некоторые проблемы, преимущественно связанные с высоким уровнем безработицы среди молодых специалистов и региональными различиями. И если региональные различия обусловлены разницей в уровне социально-экономического развития, половозрастного состава населения и требует адаптации государственной политики по текущие условия, то безработица молодежи требует решения на государственном уровне – разработке четких мероприятий по социальной защите безработных молодых специалистов.

В целом социальная защита безработных в России представлена правовыми и экономическими мерами по предотвращению длительной безработицы, а также закреплению и обеспечению безработных государственными гарантиями по защите. Социальная защита включает различные направления по расширению рабочих мест, обеспечению работой социально уязвимых категорий, которые испытывают трудности с поиском работы, а также материальная социальная поддержка безработных.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, № 142, 29.07.1998.
  2. Федеральный закон от 23.11.2018 (ред. от 28.06.2022) № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Российская газета. 30.11.2018.
  3. Голубцов Г.С. Понятие занятости и правового регулирования в сфере труда и занятости населения // Закон. Право. Государство. 2021. № 3. С. 222-225.
  4. Занятость и безработица в Российской Федерации в 2023 году (по итогам обследования рабочей силы. – URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (Дата обращения 23.11.2024).
  5. Кожокина Л.Ю. Причины безработицы, ее положительные и отрицательные последствия // E-SCIO. 2021. № 12. С. 629.
  6. Мелещенко Н.Т. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Тверь, 2019. 37 с.
  7. Сидельникова А.А. Занятость населения: понятие, типы, роль в обеспечении стабильного экономического развития страны // Образование. Наука. Производство. 2023. С. 2189-2192.
  8. Управление в сфере содействия занятости Министерства социального развития. – URL: https://szn-old.permkrai.ru/poleznaya-informatsiya/glossariy/ (Дата обращения 22.11.2024).
  9. Сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (Дата обращения 23.11.2024).

Поделиться

100

Галкин П. В. Основные направления социальной защиты безработных // Экономическое неравенство и социальная справедливость: пути преодоления и создания устойчивого общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 февраля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11187-osnovnye-napravleniya-socialnoj-zashity-bezrabotnyh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля