Оптико-пространственные представления – представления, отражающие пространственные отношения предметов (форма, величина, месторасположение, движения). Они представляют сложную матричную структуру психики, для изучения которой необходимо обратиться к разным видам деятельности, включающим непосредственный пространственный гнозис и праксис. В диапазон оптико-пространственных представлений входят как образные представления, так и квазипространственные (конструкции, отражающие пространственные отношения).
Важным механизмом формирования оптико-пространственных представлений является познавательный психический процесс восприятия. Восприятие - достаточно сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулярную функции в поведение ребенка. Развитие процесса зрительного восприятия в онтогенезе имеет свои особенности. На первых этапах развития восприятие носит предметный характер, то есть все свойства предмета: цвет, форма, величина и другие не отделяются у ребенка от предмета.
Формирование у детей пространственной ориентировки происходит за счет практической деятельности, возможность которой формируется в конце первого года жизни, одновременно с укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов, а также за счет предметных действий и ходьбы.
При совместной работе анализаторов, предметных действий и движений ребенка осуществляются процессы осматривания, ощущения, поворота головы, тела, движения глаз, движения к предмету, которые формируют комплексные формы отражения пространственных отношений. Ребенок начинает свое индивидуальное развитие с восприятия освоения элементов окружающей среды в их пространственном расположении, то есть, локализуя окружающие его предметы по отношению к себе, своему телу, покоящемуся в пространстве.
Начальные движения ребенка направляются предметами. Цель этих движений состоит в том, что они служат способом ориентировки ребенка в пространстве и отправной точкой формирования конкретных функциональных пространственных представлений.
К трем годам у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий взаимосвязь зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений.
В этот период у ребенка немедленно и неравномерно образуются отдельные умственные операции со словесным обозначением пространства. Происходит расширение в опыте ребенка окружающего пространства и возможностей ознакомления с многообразием предметной деятельности в различных открытых пространствах. Это стимулирует зрительное освоение пространства (формируется наблюдение, поза, установка рассматривания, зрительное обследование).
Выделяют три категории элементарных знаний о пространстве, которыми должны владеть дети четырех лет: отражение удаленности предмета и его местонахождение; ориентировка в направлениях пространства; отражение пространственных отношений между предметами.
Отражение удаленности и местонахождения предметов, связанное с ходьбой ребенка и перемещением в пространстве, вступает в новый период развития, связанный с освоением слов, обозначающих определенные значения сигналов (далеко, тут, там). Дошкольники овладевают грамматическими формами выражения пространственных отношений (предлоги и окончания).
Сначала у ребенка появляются предлоги: около, возле, у, в, на, под. Позднее слова «справа», «слева», употребление которых ограничивается ситуацией различения ребенком своих рук и соотносительно с положением и действиями его правой и левой статичной руки, а также соотносительно соответствующим сторонам тела и расположению по этим сторонам предметов. Дети начинают под руководством взрослых употреблять слова «большой», «высокий», «маленький», «низкий».
Важной для развития системы зрительно-пространственной ориентации является изобразительная деятельность. Рисунок в этот период контурный, моделирующий внешние очертания предмета, пространственные особенности и соотношения составляющих частей, на что ребёнок раньше почти не обращал внимания.
В этом возрасте ребенок может проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг. Детям легче даются вертикальные линии. При проведении горизонтальных линий дети разворачивают рисунок.
При таком освоении рисунка отсутствует координация зрительных представлений с движениями руки. Это объясняется не выработанностью константности в положении предметов в пространстве.
В дошкольный период происходит дифференциация правого и левого направлений. Сначала у детей дифференцируется правая рука со свойственным ей сложным стереотипом движений, в том числе и пространственно-ориентировочным, попутно формируется дифференцировка аналогичных реакций левой руки в двигательном и зрительном анализаторах.
Ребенок в этом возрасте начинает оперировать предметами в предметно-пространственной манипулятивной форме в трехмерном и двухмерном пространстве. Точкой отсчета в трехмерном пространстве является схема тела, выделяется порядок предметов. Точкой отсчета в двухмерном пространстве (на плоскости) является любой объект, не только схема тела. Также у ребенка формируются метричные представления, то есть длина, ширина, глубина, высота и так далее.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при нормальном речевом и психическом развитии к концу дошкольного возраста все основные компоненты зрительно-пространственного восприятия должны быть сформированы – зрительное восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, зрительная память. Должна быть готова оптическая база для практического овладения детьми графическими языковыми символами.