Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
Половые особенности проявления тревожности у школьников выпускных классов

Половые особенности проявления тревожности у школьников выпускных классов

Рубрика

Психология

Ключевые слова

тревожность
половые особенности
учащиеся выпускных классов
стресс
биологические факторы
социокультурные факторы
психологическая помощь
гендерные роли

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается актуальность изучения половых особенностей проявления тревожности у учащихся выпускных классов в контексте высокого уровня стресса, связанного с экзаменационным периодом. Отмечается, что индивидуальные механизмы реагирования на стресс у юношей и девушек различаются, что обусловлено как биологическими (гормональные различия), так и социокультурными факторами (стереотипы гендерных ролей). Подробный анализ этих различий необходим для разработки квалифицированной психологической помощи, способной учитывать уникальные потребности выпускников. Исследования в данной области позволят педагогам и психологам выявлять характерные проявления тревожности у представителей разных полов и создавать эффективные стратегии поддержки, направленные на снижение уровня стресса и улучшение психологического состояния учащихся.

Текст статьи

Актуальность изучения половых особенностей проявления тревожности у учащихся выпускных классов обусловлена не только высоким уровнем стресса, связанного с предстоящими экзаменами, но и недостатком данных о специфических механизмах реагирования на стресс у юношей и девушек, что, в свою очередь, препятствует оказанию квалифицированной психологической помощи и поддержки, учитывающей индивидуальные потребности выпускников. Девушки и юноши часто демонстрируют разные паттерны поведения в стрессовых ситуациях, что обусловлено как биологическими, так и социокультурными факторами. Биологические факторы включают различия в гормональном фоне, который в период полового созревания остаётся крайне нестабилен. Так под действием релевантных полу гормонов, у девушек возрастает предрасположенность к тревоге, проявления которой носят явный, открытый характер, у юношей, напротив, тревога имеет латентный характер. Латентное состояние тревоги может проявляться в виде агрессии, депрессии или даже саморазрушительного поведения, что делает его менее заметным для окружающих, которые считают основной причиной такого поведения педагогическую запущенность. Социокультурные факторы также играют значимую роль. Общественные ожидания и стереотипы гендерных ролей накладывают отпечаток на способы выражения эмоций, а именно принято считать, что лица мужского пола должны оставаться сдержанными и проявлять силу, в то время как лица женского пола, напротив, поощряются к большей открытости в выражении чувств. В целом, все вышесказанное обосновывает необходимость глубокого и всестороннего изучения половых различий в проявлении тревожности у выпускников. Такие исследования могут помочь в выявлении характерных признаков стресса у каждого пола, что позволит педагогам и психологам разрабатывать эффективные стратегии помощи, соответствующие уникальным потребностям учащихся.

Внимание к проблеме тревожности в психологии привлекало как отечественных, так и зарубежных ученых. Ролло Мэй [6, с. 8-15], например, в своей работе подчеркивает, что тревога является неотъемлемой частью человеческого существования и может служить как источником страха, так и стимулом для личностного роста. В контексте школьной среды тревожность может возникать из-за различных факторов, таких как давление со стороны учителей и сверстников, а также ожидания родителей [6, с. 13]. И. А. Ларина [4, с. 28-32] отмечает, что подростки проявляют тревожность и страх по-разному в зависимости от пола. Девочки чаще испытывают повышенную тревожность, что может быть связано с социальными и культурными стереотипами, в то время как мальчики могут проявлять тревогу через агрессивное поведение или избегание [4, с. 28]. Известный психоаналитик З. Фрейд [7] рассматривает тревожность как результат внутреннего конфликта между желаниями и социальными нормами. В школьной среде это может проявляться в виде страха не соответствовать ожиданиям, что приводит к повышенной тревожности у учащихся [7]. В. Н. Карандашев и его коллеги [1] акцентируют внимание на оценочной тревожности, которая возникает в ситуациях, требующих самооценки. В школьной среде учащиеся часто сталкиваются с ситуациями, когда необходимо оценивать свои знания и способности, что может вызывать значительное беспокойство [1]. Е. Н. Литвинова [5, с. 67-79] исследует гендерные различия в проявлении тревожности у подростков, указывая на то, что девочки чаще демонстрируют высокие уровни тревожности в условиях учебного процесса, что может быть связано с их эмоциональной восприимчивостью и социальными ожиданиями [5, с. 67]. Т. С. Кондратенко [2, с. 10-15] подчеркивает важность коррекции личностной тревожности как первичной психотравмы. Важно внедрять программы психологической поддержки в учебные заведения, чтобы помочь учащимся справляться с тревожностью и развивать навыки преодоления стресса [2, с. 15]. Ю. А. Кёниг [3, с. 204-208] исследует связь между уровнем тревожности, мотивацией достижения и копинг-стратегиями. Высокий уровень тревожности может негативно сказываться на учебной мотивации, что приводит к снижению успеваемости и ухудшению психологического состояния учащихся [3, с. 204].

Таким образом, школьная тревожность является многогранным явлением, которое требует комплексного подхода к пониманию и коррекции. Важно учитывать половые различия, индивидуальные особенности учащихся и внедрять эффективные стратегии поддержки, чтобы помочь им справляться с тревожностью в учебной среде.

Предметом нашей исследовательской работы является сравнительный анализ половых особенностей в проявлении школьной тревожности учащихся выпускных классов. С целью инструментально определения уровня и разновидностей проявления школьной тревожности нами был использован надежный, стандартизированный тест школьной тревожности Бимана Филлипса. Для установления достоверных половых различий в уровне и характерных проявлений тревожности мы использовали математико-статистический аппарат, а именно непараметрический критерий различения U-Манна-Уитни, предназначенного для сравнения двух групп по признаку, количественно измеренного. В исследовании приняли участие 54 учащихся выпускных классов (11-х классов) КГУ ОШ № 3 г. Уральск. Своевременная диагностика психоэмоционального состояния учащихся выпускных классов позволит обнаружить актуальные проблемы и предупредить их дальнейшее развитие. Обратимся к анализу полученных результатов, иллюстрированных рисунками 1–8.

image.png

Рис. 1. Соотношение социальной тревожности у учащихся выпускных классов по половому признаку

Как показывает рисунок 1, респонденты, более подверженные социальной тревожности, являются девушки (4,0). Социальную тревожность можно интерпретировать как выраженное беспокойство о мнении окружающих людей, некий постоянный страх публичного провала. Показатель социальной тревожности у юношей находится в диапазоне нормы, у девушек же данный показатель находится выше нормы. Следовательно, женская часть респондентов более подвержена мнению окружения, и ориентируется на него, как на эталон своего внешнего вида, мыслей и действий. Ориентируясь на результаты двух выборок, мы можем сделать вывод, что показатели достоверны и имеют значимость для дальнейших исследований.

Далее обратимся к показателям фрустрации потребности достижения успеха, что отображены на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Соотношение фрустрации потребности достижения успеха у учащихся выпускных классов по половому признаку

Согласно данным, представленным на рисунке 2, юноши более подвержены фрустрации потребности достижения успеха (4,6). Фрустрацию потребности достижения успеха можно охарактеризовать внутренней тревогой, вызванной неуспехом в удовлетворении личных потребностей. В данном контексте в достижении каких-либо высот в учебной деятельности. Показатели фрустрации потребности достижения успеха у юношей находятся выше нормы в то время, как у девушек они находятся в ее пределах. Стоит отметить, что разница между показателями у школьников выпускных классов незначительна. Отсюда мы делаем вывод, что обе группы респондентов боятся не достигнуть каких-либо учебных высот. Показатели двух выборок достоверны и находятся выше уровня нормы, отсюда мы можем сделать выводы о том, что критерий фрустрации потребности достижения успеха может быть задействован в дальнейших исследованиях.

Далее перейдем к рассмотрению страха самовыражения у респондентов выпускных классов, что отображены на рисунке 3.

image.png

Рис. 3. Соотношение страха самовыражения у учащихся выпускных классов по половому признаку

Обращаясь к рисунку 3, можно сделать вывод, что девушки более подвержены страху самовыражения (3,09). Страх самовыражения можно объяснить, как негативный опыт, мешающий учащимся выпускных классов всячески проявить себя в различных сферах деятельности: в творческой, научной и т. п. Чаще всего он обусловлен опасностью осуждения со стороны. Согласно данным рисунка 3, разница между показателями страха самовыражения у двух групп наглядно заметна. Следовательно, на период подготовки и прохождения итоговых выпускных экзаменов, девушки все больше боятся быть осуждёнными окружением за свою неудачу в каком-либо виде деятельности. Страх самовыражения значительно выражен у девушек, что подчеркивает его актуальность и важность для дальнейшего исследования в данной области.

Рассмотрим критерий страха ситуации проверки знаний, который отображен в рисунке 4.

image.png

Рис. 4. Соотношение страха ситуации проверки знаний у учащихся выпускных классов по половому признаку

Согласно данным, представленным на рисунке 4, ситуации проверки знаний больше всего боятся девушки (2,36). Страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги ситуации проверки знаний (особенно − публичной) знаний, достижений и каких-либо возможностей. Показатели девушек не сильно отличаются от юношей, однако большинство из них выше среднего. Данный страх может быть связан со страхом самовыражения, где индивид уже боится не только оценки своих знаний и действий от одноклассников, но и от преподавателей. Следовательно, на момент подготовки к сдаче выпускных экзаменов девушки боятся негативной критики, как от сверстников, так и от преподавателей. Стоит отметить, что данный критерий не столь значим, но все же может быть использован для дальнейших работ.

Следующим рассмотрим половые особенности проявления страха не соответствовать ожиданиям окружающих, что представлено на рисунке 5.

image.png

Рис. 5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Ориентируясь на данные рисунка 5, страху не соответствовать ожиданиям окружающих подвержены юноши (2,4). Страх не соответствовать ожиданиям окружающих характеризуется ориентацией на значимость и авторитет оценки окружения каких-либо своих учебных результатов и достижений. Интересно выделить, что хоть и результаты не сильно отличаются от девушек (2,4>2,09), но страх самовыражения выражен именно у юношей, что может быть связано с существованием стереотипов о нормах поведения лиц мужского пола в обществе. Мы можем утверждать, что оба показателя выборки располагаются за пределами зоны значимости и находятся в пределах установленных норм, что свидетельствует о стабильности исследуемой характеристики.

Следующий критерий – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, результаты которого отражены на рисунке 6.

image.png

Рис. 6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Опираясь на данные рисунка 6, можно сделать вывод, что низкая физиологическая сопротивляемость стрессу ярче выражена у девушек (1,8). Данный показатель говорит о том, что девушки более уязвимы к стрессовым ситуациям, что может быть связано с различными факторами, включая биологические и социальные. Оба показателя находятся в пределах нормативных значений, отсюда мы можем сделать вывод о стабильности и незначительности исследуемого критерия.

image.png

Рис. 7. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Следуя показателям на рисунке 7, можно сказать, что у девушек наиболее ярче выражена проблема и страх в отношениях с учителями. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – это общий негативный фон, впоследствии которого снижается успеваемость в школе. Данный результат подтверждает тот факт, что девушкам наиболее важны мнения и оценки окружения и поддержания своего положительного статуса.

Однако, показатели юношей и девушек практически не отличаются. Отсюда мы можем предположить, что юношам также важны хорошие отношения с преподавателями, однако, внешне данный вид тревожности проявляется, не так ярко, как у девушек. Оба показателя выборки расположены вне зоны значимости и находятся в пределах нормативных значений, что указывает на их стабильность и отсутствие значительных отклонений в исследуемой выборке.

Следующий критерий – общая школьная тревожность, результаты которого отражены на рисунке 8.

image.png

Рис. 8. Общая школьная тревожность

Согласно данным рисунка 8, общая школьная тревожность больше выражена у девушек, по сравнению с юношами. Общая школьная тревожность является совокупностью всех вышеперечисленных аспектов видов страха и фрустрации. Она выражается как в страхе осуждения окружающих людей, так и тревоге не оправдать свои же ожидания. Мы можем предположить, что общая школьная тревожность наиболее ярко выражена у девушек в основном из-за того, что они наиболее болезненнее воспринимают оценки и мнения от общества. Стоит упомянуть и ранее названный фактор низкой сопротивляемости к тревожности, который выражен именно у девушек, причинами которого могут быть особенности женского организма. Показатель женской части выборки оказывается в зоне значимости, что подчёркивает его важность для дальнейшего исследования и анализа исследуемого явления.

В результате проведённого исследования были выявлены значимые различия в уровнях социальной тревожности, фрустрации потребности достижения успеха и общей школьной тревожности между юношами и девушками, что позволяет сделать несколько ключевых выводов и определить перспективы дальнейшего исследования:

1. Социальная тревожность

Девушки продемонстрировали более высокий уровень социальной тревожности (4,0), что может свидетельствовать о большем беспокойстве о мнении окружающих и страхе публичного провала. Это может быть связано с социальными ожиданиями и стереотипами, которые накладываются на женщин в обществе.

У юношей уровень социальной тревожности находится в пределах нормы, что может указывать на меньшую зависимость от мнения сверстников и общества в целом.

2. Фрустрация потребности достижения успеха

Юноши оказались более подвержены фрустрации потребности достижения успеха (4,6), что проявляется в их внутренней тревоге из-за неудач в учебной деятельности. Это может быть связано с традиционным восприятием успеха, как важного аспекта для мужчин.

Девушки в этом аспекте находятся в пределах нормы, что может указывать на более устойчивое отношение к успеху и неудаче.

3. Страх самовыражения и проверки знаний

Девушки испытывают более выраженный страх самовыражения (3,09) и страх проверки знаний (2,36), что может быть связано с негативным опытом и опасениями осуждения со стороны окружающих. Эти страхи усиливаются в контексте подготовки к выпускным экзаменам.

У юношей страх самовыражения также присутствует, но в меньшей степени, что может быть связано с гендерными стереотипами, которые предполагают, что мужчины должны быть более уверенными и менее чувствительными к оценкам окружающих.

4. Общая школьная тревожность

Общая школьная тревожность более выражена у девушек, что может быть связано с их повышенной чувствительностью к оценкам и мнениям окружающих. Это указывает на необходимость поддержки и создания комфортной образовательной среды для девушек.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (1,8) у девушек также может указывать на их уязвимость в стрессовых ситуациях, что требует внимания со стороны педагогов и психологов.

В качестве перспективы дальнейшей работы, отметим, что необходимо провести более глубокое исследование гендерных различий в восприятии успеха, самовыражения и социальной тревожности. Это может помочь разработать программы поддержки, учитывающие специфические потребности юношей и девушек.

Таким образом, результаты исследования подчеркивают важность учета гендерных различий в образовательной среде и необходимость создания поддерживающей атмосферы для всех учащихся, что в свою очередь может способствовать снижению уровня тревожности и повышению успеваемости.

Список литературы

  1. Карандашев В.Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. – М.: Речь, 2014. – 80 с.
  2. Кондратенко Т.С. Коррекция личностной тревожности как первичной психотравмы // 2021. – С. 10-15.
  3. Кёниг Ю.А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг–стратегий у учащихся выпускных классов // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 204-208.
  4. Ларина И.А. Половые различия в проявлении тревоги и страха у подростков // С. 28-32.
  5. Литвинова Е.Н. Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков // Вопросы студенческой науки. – 2018. – С. 67-79.
  6. Мэй Р. Смысл тревоги / Ролло Мэй. Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – С. 8-15.
  7. Фрей З. О психоанализе // 2005. – 416 с.

Поделиться

69

Коврижкина В. С. Половые особенности проявления тревожности у школьников выпускных классов // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). URL: https://apni.ru/article/11199-polovye-osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-u-shkolnikov-vypusknyh-klassov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля