Автор(-ы):
Амбросов Анатолий Игоревич
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается современное состояние контрактных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в РФ. Проводится анализ последних изменений соответствующего федерального и регионального законодательства на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Текст статьи
Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) для государственных и муниципальных нужд необходимо понимать торгово-закупочную деятельность, урегулированную положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее – 44-ФЗ), целью которой является регламентирование процесса проведения закупок организациями, финансируемыми из средств государственных и муниципальных бюджетов.
Контрактная система объединяет в себе множество участников. Так, помимо основного звена в лице государственных заказчиков, в данную систему входят федеральные, региональные и местные органы государственной власти, отвечающие за регулирование данной сферы, операторы электронных торговых площадок, банки (соответствующие требованиям установленным пунктом 1 статьи 45 44-ФЗ), органы в сфере контроля и надзора, участники закупок (поставщики, подрядчики, исполнители), специализированные организации, осуществляющие организацию закупочной деятельности (разработчики Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), служба технической поддержки и т.п.).
Преимущественно закупочная деятельность государственных заказчиков осуществляется при помощи функционала ЕИС, однако в ряде субъектов разработана и внедрена своя автоматизированная информационная система, которая выступает посредником между заказчиком и ЕИС. Подобная система функционирует в Санкт-Петербурге (Автоматизированная информационная система государственного заказа Санкт-Петербурга (АИС ГЗ)), работа которой интегрирована с другими автоматизированными системами и базами данных (например, с автоматизированной информационной системой бюджетного процесса – Электронное Казначейство (АИС БП-ЭК)), что способствует достижению ключевых характеристик контрактной системы: доступность и прозрачность данных, единство контрактной системы, конкурентные условия и профессионализм заказчиков.
Сегодня контрактная система предполагает две разновидности закупок:
Современная система контрактных отношений в сфере государственных закупок включает в себя сложные процессы планирования и осуществления указанных закупок, мониторинга, аудита и контроля в данном секторе, что определяет значимость систематического совершенствования правового регулирования данной сферы общественных отношений. Отправной точкой среди всех правовых источников в сфере государственных закупок выступают нормы 44-ФЗ, однако многие его положения требуют дополнительной регламентации. С целью дополнения федеральных норм применительно к региону, в Санкт-Петербурге принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» [3]. На сегодняшний день сферу государственных закупок регламентируют более 170 нормативных документов [5], однако, несмотря на огромное количество таковых, сложно говорить о полноте правой регламентации данной сферы.
В 2019 году система государственных закупок претерпела множество изменений: объединение плана закупок и план-графика закупок; переведение рядя конкурентных процедур в электронную форму; увеличение предельного размера закупки у единственного источника; изменение положений о нормировании в сфере закупок и многое другое.
В 2020 году ключевые изменения в положениях 44-ФЗ в основном направлены на расширение системы электронного документооборота и контроля в сфере государственных закупок при помощи расширения функциональных возможностей ЕИС в сети Интернет. Такие, например, как: внедрение системы электронного актирования (приемки ТРУ), создание новой системы управления инцидентами и системы контроля за нарушением сроков размещения документов «Независимый регистратор» и др.
В настоящее время, по мнению экспертов и сотрудников ФАС [4], ключевыми направлениями в развитии законодательства в сфере государственных закупок являются:
Целью данных направлений совершенствования системы государственного заказа является поиск решений практических и правовых проблем, выявленных благодаря многолетней практике применения правовых норм в сфере государственных закупок. Однако, не смотря на системную работу по совершенствованию и адаптированию положений 44-ФЗ к современным экономическим условиям, 2020 год обернулся чередой событий, к которым система государственного заказа не готовилась, а их наступление не смогли предсказать субъекты контрактных отношений.
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) объявила вызов системе государственных закупок. В условиях борьбы с эпидемией и её последствиями ключевым фактором выступает время, а большинство предусмотренных конкурентных процедур характеризуются длительным временным промежутком определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –от 20 до 40 календарных дней с момента размещения извещения о закупке до момента заключения контракта. Неконкурентные закупки ограниченны по сумме контракта (договора) и доли таких процедур от совокупного годового объема закупок.
В сложившихся обстоятельствах государственный сектор нуждался в оперативной разработке поправок положений 44-ФЗ. Такие правки были приняты законодателем 01.04.2020 [2], они изменили содержание пункта 9 части 1 статьи 93 44-ФЗ, расширив возможности государственных заказчиков по закупке лекарственных препаратов, медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты у единственного поставщика в сжатые сроки, когда определение поставщика (исполнителя, подрядчика) конкурентным способом нецелесообразно. Указанные правки обеспечили возможность осуществления таких закупок, однако сам процесс их проведения вызывал много вопросов и требовал дополнительной регламентации на местах. Так, в Санкт-Петербурге Комитет государственного заказа выпустил Методические рекомендации по осуществлению закупок ТРУ, связанных с COVID-19, с целью дополнительной регламентации порядка, закрепления примерного перечня поставщиков и типового проекта контракта. С целью предотвращения завышения начальной (максимальной) цены контракта Центр мониторинга и экспертизы цен провел мониторинг ТРУ, направленных на борьбу с COVID-19.
Помимо регионального ФАС и органов прокуратуры контроль за данными закупками осуществляет Комитет государственного финансового контроля, что обеспечивает всесторонний надзор за деятельностью государственных заказчиков Санкт-Петербурга. Контролируется не только цена и объем, но и потребность в данной закупке ТРУ.
Положительный результат проделанной работы выражается в том, что действия заказчика сведены до одного дня, а срок заключения контракта с отобранным победителем сокращен с семи до двух дней, то есть общий срок осуществления закупки был уменьшен более чем в три раза.
Таким образом, резюмируя материал, изложенный в статье, можно сделать вывод, что основная задача контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок ТРУ – это эффективное и прозрачное расходование бюджетных денежных средств, как в штатных условиях осуществления государственных закупок, так и в условиях обстоятельств непреодолимой силы, к которым сегодня законодатель относит пандемию новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Список литературы
Поделиться
Амбросов А. И. Контрактные отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в РФ: федеральный и региональный аспект // Актуальные исследования. 2020. №16 (19). С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/1120-kontraktnie-otnosheniya-v-sfere-zakupok-tovar