Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
Регуляционные процессы у младших школьников: особенности и влияние на учебную де...

Регуляционные процессы у младших школьников: особенности и влияние на учебную деятельность

Рубрика

Психология

Ключевые слова

регуляционные процессы
младшие школьники
учебная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются регуляционные процессы, формирующиеся у младших школьников в контексте их учебной деятельности. Описываются основные аспекты саморегуляции, а также влияние эмоционального и социального контекста на развитие этих процессов.

Текст статьи

В психологическом контексте регуляция относится к процессам, с помощью которых индивид управляет своим поведением, эмоциями, мыслями и действиями для достижения определённых целей или соответствия требованиям окружающей среды. Регуляция может быть, как внутренней, так и внешней.

Внутренняя регуляция – это саморегуляция, когда индивид контролирует свои мысли, эмоции и поведение на основе внутренних стандартов и целей. Примеры включают управление эмоциями в стрессовых ситуациях, планирование своих действий и самооценка.

Внешняя регуляция – это влияние внешних факторов (например, социальные нормы, правила, указания учителей или родителей) на поведение индивида. Внешняя регуляция может проявляться в виде наказаний или поощрений.

Регуляция играет ключевую роль в обучении и социализации, помогая детям справляться с эмоциями, взаимодействовать с окружающими и достигать успеха в учебной деятельности. Эффективные регуляционные процессы способствуют развитию самоконтроля, ответственности и способности к критическому мышлению.

Таким образом, регуляция в психологическом контексте является важным механизмом, который позволяет индивиду адаптироваться к окружающему миру и эффективно достигать поставленных целей.

Формирование саморегуляции у детей в возрасте 6–10 лет – это важный процесс, который включает несколько этапов. На каждом из этих этапов дети развивают навыки, необходимые для управления своими эмоциями, поведением и вниманием. Вот основные этапы этого процесса:

1. Осознание эмоций и состояний (возраст 6–8 лет):

Понимание эмоций: дети начинают осознавать и идентифицировать свои эмоции. Они могут научиться различать радость, грусть, злость и страх.

Обсуждение эмоций: важно обсуждать с детьми, что они чувствуют в разных ситуациях, чтобы помочь им развивать эмоциональный интеллект.

2. Развитие навыков управления поведением (возраст 8-9 лет):

Контроль импульсов: дети учатся откладывать удовлетворение своих желаний и контролировать свои импульсы. Это может включать умение ждать своей очереди или не перебивать собеседника.

Стратегии решения проблем: дети начинают осваивать различные стратегии для решения конфликтов и проблем, что помогает им лучше управлять своим поведением.

3. Целеполагание и планирование (возраст 9-10 лет):

Установка целей: дети начинают устанавливать краткосрочные и долгосрочные цели для себя и разрабатывать планы по их достижению.

Мониторинг прогресса: они учатся отслеживать свои успехи и корректировать свои действия в зависимости от полученных результатов.

4. Развитие саморегуляции в учебной деятельности (возраст 10 лет):

Управление вниманием: дети начинают осваивать техники концентрации и внимания, что помогает им лучше справляться с учебными задачами.

Анализ и рефлексия: они учатся анализировать свои действия и результаты, а также делать выводы о том, что работает, а что нет.

5. Социальные навыки и взаимодействие (возраст 10 лет):

Эмпатия: дети начинают лучше понимать чувства других людей, что способствует развитию социальных навыков.

Сотрудничество: они учатся работать в команде, что требует от них способности к саморегуляции в контексте групповой динамики.

На всех этих этапах важна поддержка родителей и педагогов. Взрослые могут: обсуждать с детьми их эмоции и поведение, предоставлять им возможности для практики саморегуляции в безопасной среде, поощрять детей за успехи в саморегуляции и помогать им справляться с неудачами.

Таким образом, формирование саморегуляции у детей 7–10 лет – это постепенный процесс, который требует времени, практики и поддержки со стороны взрослых.

К факторам, влияющим на регуляцию, относятся эмоциональные (мотивация, стресс, уровень тревожности) и социальные (взаимодействие с учителями и сверстниками).

Эмоциональные факторы, такие как мотивация, стресс и уровень тревожности, играют важную роль в жизни детей, особенно в возрасте 6–10 лет. Эти факторы могут существенно влиять на их поведение, обучение и общее психоэмоциональное состояние.

Эмоциональные факторы взаимосвязаны. Например, высокий уровень стресса может снижать мотивацию ребенка к учебе или другим видам деятельности. Высокая тревожность может приводить к стрессу и снижению мотивации. Поддержка и позитивная мотивация могут помочь снизить уровень тревожности и стресса.

Социальные факторы, такие как взаимодействие с учителями и сверстниками, также играют ключевую роль в развитии детей в возрасте 6–10 лет. Эти взаимодействия влияют на их эмоциональное состояние, самооценку, социальные навыки и общий процесс обучения. 

Учителя являются важными фигурами в жизни детей, которые могут оказывать значительное влияние на их мотивацию и самооценку. Позитивные отношения с учителями способствуют созданию безопасной и поддерживающей учебной среды.

Взаимодействие со сверстниками помогают развивать навыки общения, сотрудничества и разрешения конфликтов.

В целом, регуляционные процессы у младших школьников играют ключевую роль в их академическом и личностном развитии. Понимание этих особенностей и их влияние на учебную деятельность позволит педагогам и родителям эффективно поддерживать детей в их обучении и социализации. Создание условий для развития саморегуляции, целенаправленная поддержка и активная вовлеченность в процесс обучения существенно повлияет на успехи младших школьников.

Список литературы

  1. Айгумова З.И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / З.И. Айгумова [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 424 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учебник / Л.С. Выготский. – Москва: Перспектива, 2020. – 224 с.
  3. Донцов Д.А. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / Д.А. Донцов, Е.А. Орлова, Л.В. Сенкевич. – Москва: ЮРАЙТ, 2019. – 189 с.
  4. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Академический проект, 2019. – 420 с.
  5. Мартынова Е.А. Формирование регуляторных умений у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – С. 52-61.
  6. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т.М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 112 с.
  7. Савельева Н.П. Социальные факторы и регуляция поведения младших школьников // Педагогическая психология. – 2016. – № 1. – С. 30-37.

Поделиться

59

Шмелева М. Ю. Регуляционные процессы у младших школьников: особенности и влияние на учебную деятельность // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). URL: https://apni.ru/article/11203-regulyacionnye-processy-u-mladshih-shkolnikov-osobennosti-i-vliyanie-na-uchebnuyu-deyatelnost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля