Главная
Конференции
Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире
Современный взгляд на проблематику социально-коммуникативных нарушений у детей д...

Современный взгляд на проблематику социально-коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

социально-коммуникативное развитие
компетенция
дезадаптация
междисциплинарный подход
дети с ограниченными возможностями здоровья
дети с особыми образовательными потребностями

Аннотация статьи

В статье рассматриваются трудности выявления и преодоления социально-коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в междисциплинарном контексте образовательной политики на современном этапе.

Текст статьи

Социально-коммуникативное развитие в рамках современной парадигмы специального образования имеет статус глубокой проблематики, определяющая роль которой заключается в затрудненном социокультурном общении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.

Проблема детской коммуникации и социализации напрямую связана с накапливающимися изменениями в развитии научных представлений о процессуальных и содержательных подходах, существующих как особенности структуры личностного роста ребенка. Механизмы изучения социально-коммуникативного развития детей и возрастных особенностей затрудненного общения носит междисциплинарный интегративный характер, вследствие чего может наблюдаться универсальный реадаптационный процесс взаимодействия, в котором необходимо существенно изменить подходы к нарушенному развитию.

Изменения в подходах, которые резко спрогнозировали и поспособствовали научному выявлению ведущей роли социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ, составляют основу проблемы общения, что ведет к формированию новых пониманий социализации и индивидуализации детей в аспекте самореализации. Особую значимость данный аспект приобрел в связи с системным внедрением инклюзивного образования в практику.

Акцентирующим моментом в преодолении нарушений в речевой сфере стала коммуникативная компетенция, которая предусматривает обязательный учет разнообразных образовательных потребностей детей и является основой формирования полноценной личности ребенка в будущем. Трансформация коммуникативного подхода в значительной мере меняет основу методологии, выдвигая на первый план социализацию детей, их включение в систему общественных отношений [1, с. 18].

Общественные отношения рассматриваются как социальная компетентность, которая представляет собой общее собирательное понятие, уровни социализации, личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие ребенка с социумом. Для успешного интегрирования с социумом, с позиции преодоления трудностей развития социально-коммуникативной сферы, встал вопрос о глобальном рассмотрении дополнительных подходов в рамках конвергентного и личностного аспекта, обеспечивающих эффективность социальной адаптации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Подходы необходимо разрабатывать на фундаментальной основе принципов целенаправленности, комплексности, принципе деятельностного подхода, с опорой на внутренние индивидуальные позитивные качества ребенка. Важно также учитывать динамику качественных изменений характера общения всего коллектива.

В основе модели социально-коммуникативной компетенции детей с ОВЗ занимает модернизация образования в качестве инновационного процесса в социально-экономической и политической жизни общества.

Основным документом, регламентирующим данный аспект, является Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) дошкольного образования, в котором ведущее место принадлежит области «Социально-коммуникативное развитие». Данная область раскрывает понятие социально-коммуникативного развития в контексте практической методологии, что способствует возникновению потребности проанализировать данный теоретический ориентир современной системы специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС предусматривает позитивную социализацию в обществе, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, государства. Исходя из приоритетов социально-коммуникативного развития, в общей концепции образовательного стандарта, в алгоритме компетентностного подхода можно проследить тенденцию к развитию успешности социальной адаптации, которая напрямую зависит от полноценного речевого развития и общения детей с ОВЗ.

Современная парадигма компетентностного подхода способствует выбору основополагающих компетенций, возможностей и условий для формирования в практическом аспекте. И. А. Зимняя считает, что основополагающие компетенции формируются и вырабатываются в социуме, следовательно, они имеют социальный характер происхождения. Нельзя недооценивать важность социальных компетенций, поскольку для формирования личности в обществе, именно они составляют фундаментальную основу саморазвития.

Дети с особыми образовательными потребностями в популяции детей с нарушениями развития составляют наиболее многочисленную и сложную группу. Необходимо отметить, что в сложившей образовательной ситуации существует тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Несомненно, у данной категории дошкольников, возникают существенные затруднения в социальной адаптации со сверстниками, в социуме, а в целом, наблюдается процесс социальной дезадаптации [2, с. 89].

Понимание и изучение детерминанты социальной дезадаптации с позиции социокультурной обусловленности индивидуального воспитательного процесса предполагает интегративный, глобально значимый процесс, в ходе которого многоплановость решений обеспечивает эффективное преодоление возникающих проблем. Коммуникативный арсенал как комплекс фундаментальных качеств ребенка не возможен без привлечения дополнительных коррекционно-развивающих ресурсов.

Динамика компонентов развития связана не только с выявлением, преодолением, коррекцией патологических факторов, возникающих на фоне отклонений вербального и невербального аспекта, но и обусловлена спецификой становления, а также преобразованием межличностного общения.

Возникновение ситуаций затрудненного межличностного контакта в социальной сфере может обладать негативным пролонгированным действием, обладающим неоднозначными структурно-динамическими характеристиками на разных этапах речевого развития.

Данный процесс выполняет разрушительную, дезадаптационную, эмоционально подавляющую социально-коммуникативную функцию, играющую нестабильную роль в процессах индивидуализации и социализации ребенка с ОВЗ.

Фиксация негативного механизма коммуникативного развития является интериоризацией затрудненного общения, но и, несомненно, формирует базовые защитно-адаптационные, самоутверждающие, социализирующие, мобилизационные, экспрессивные посылы к коммуникации в будущем. Первостепенным условием для преодоления трудностей в развитии детей с ОВЗ на современном этапе образования является создание консолидационного комплекса ранних диагностических методов исследования проблем в социально-коммуникативных источниках формирования общения посредством создания новых, качественных подходов в рамках сенситивных и критических периодов саморазвития. Важным посылом к модификации диагностических подходов при выявлении нарушений стала необходимость фундаментальных изменений в общих лингвистических представлениях о вербальной коммуникации.

Изучение вопроса о первостепенной важности преодоления социально-коммуникативных трудностей у детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет рассмотреть данную проблематику в контексте решений четырех направлений. Первое направление, это ранняя диагностика концептуальных составляющих вербальных и невербальных социально-коммуникативных нарушений, второе, есть глубокий процесс видения проблем ребенка (личностных, коммуникативных, когнитивных, двигательных), что однозначно затрудняет адаптацию и его общение в социуме; третье направление, создание наиболее оптимальных условий для их разрешения в контексте современного специального образовательного пространства.

Последнее направление, четвертое, это подготовка квалифицированных специалистов для выявления, преодоления и комплексной реабилитации в области социально-коммуникативной сферы, что поможет раскрыть личностные потенциалы любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья для полноценной жизни в будущем.

Список литературы

  1. Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология. Специальная психология: исследования и практика. 2020. № 3. С. 17-21.
  2. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006. 380 с.
  3. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.С. Соловьевой. Архангельск, 2009. 403 с.
  4. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков // Институт педагогики и психологии. Кострома, 2017. Т. 10, № 55. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.01.2025).
  5. Содномова Н.Б.-Ц. Формирование социальных компетенций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014. 25 с.

Поделиться

20

Ряднова С. В., Садовникова Л. С., Шестакова А. А. Современный взгляд на проблематику социально-коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11210-sovremennyj-vzglyad-na-problematiku-socialno-kommunikativnyh-narushenij-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля