Социально-коммуникативное развитие в рамках современной парадигмы специального образования имеет статус глубокой проблематики, определяющая роль которой заключается в затрудненном социокультурном общении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.
Проблема детской коммуникации и социализации напрямую связана с накапливающимися изменениями в развитии научных представлений о процессуальных и содержательных подходах, существующих как особенности структуры личностного роста ребенка. Механизмы изучения социально-коммуникативного развития детей и возрастных особенностей затрудненного общения носит междисциплинарный интегративный характер, вследствие чего может наблюдаться универсальный реадаптационный процесс взаимодействия, в котором необходимо существенно изменить подходы к нарушенному развитию.
Изменения в подходах, которые резко спрогнозировали и поспособствовали научному выявлению ведущей роли социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ, составляют основу проблемы общения, что ведет к формированию новых пониманий социализации и индивидуализации детей в аспекте самореализации. Особую значимость данный аспект приобрел в связи с системным внедрением инклюзивного образования в практику.
Акцентирующим моментом в преодолении нарушений в речевой сфере стала коммуникативная компетенция, которая предусматривает обязательный учет разнообразных образовательных потребностей детей и является основой формирования полноценной личности ребенка в будущем. Трансформация коммуникативного подхода в значительной мере меняет основу методологии, выдвигая на первый план социализацию детей, их включение в систему общественных отношений [1, с. 18].
Общественные отношения рассматриваются как социальная компетентность, которая представляет собой общее собирательное понятие, уровни социализации, личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие ребенка с социумом. Для успешного интегрирования с социумом, с позиции преодоления трудностей развития социально-коммуникативной сферы, встал вопрос о глобальном рассмотрении дополнительных подходов в рамках конвергентного и личностного аспекта, обеспечивающих эффективность социальной адаптации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Подходы необходимо разрабатывать на фундаментальной основе принципов целенаправленности, комплексности, принципе деятельностного подхода, с опорой на внутренние индивидуальные позитивные качества ребенка. Важно также учитывать динамику качественных изменений характера общения всего коллектива.
В основе модели социально-коммуникативной компетенции детей с ОВЗ занимает модернизация образования в качестве инновационного процесса в социально-экономической и политической жизни общества.
Основным документом, регламентирующим данный аспект, является Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) дошкольного образования, в котором ведущее место принадлежит области «Социально-коммуникативное развитие». Данная область раскрывает понятие социально-коммуникативного развития в контексте практической методологии, что способствует возникновению потребности проанализировать данный теоретический ориентир современной системы специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Социально-коммуникативное развитие по ФГОС предусматривает позитивную социализацию в обществе, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, государства. Исходя из приоритетов социально-коммуникативного развития, в общей концепции образовательного стандарта, в алгоритме компетентностного подхода можно проследить тенденцию к развитию успешности социальной адаптации, которая напрямую зависит от полноценного речевого развития и общения детей с ОВЗ.
Современная парадигма компетентностного подхода способствует выбору основополагающих компетенций, возможностей и условий для формирования в практическом аспекте. И. А. Зимняя считает, что основополагающие компетенции формируются и вырабатываются в социуме, следовательно, они имеют социальный характер происхождения. Нельзя недооценивать важность социальных компетенций, поскольку для формирования личности в обществе, именно они составляют фундаментальную основу саморазвития.
Дети с особыми образовательными потребностями в популяции детей с нарушениями развития составляют наиболее многочисленную и сложную группу. Необходимо отметить, что в сложившей образовательной ситуации существует тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Несомненно, у данной категории дошкольников, возникают существенные затруднения в социальной адаптации со сверстниками, в социуме, а в целом, наблюдается процесс социальной дезадаптации [2, с. 89].
Понимание и изучение детерминанты социальной дезадаптации с позиции социокультурной обусловленности индивидуального воспитательного процесса предполагает интегративный, глобально значимый процесс, в ходе которого многоплановость решений обеспечивает эффективное преодоление возникающих проблем. Коммуникативный арсенал как комплекс фундаментальных качеств ребенка не возможен без привлечения дополнительных коррекционно-развивающих ресурсов.
Динамика компонентов развития связана не только с выявлением, преодолением, коррекцией патологических факторов, возникающих на фоне отклонений вербального и невербального аспекта, но и обусловлена спецификой становления, а также преобразованием межличностного общения.
Возникновение ситуаций затрудненного межличностного контакта в социальной сфере может обладать негативным пролонгированным действием, обладающим неоднозначными структурно-динамическими характеристиками на разных этапах речевого развития.
Данный процесс выполняет разрушительную, дезадаптационную, эмоционально подавляющую социально-коммуникативную функцию, играющую нестабильную роль в процессах индивидуализации и социализации ребенка с ОВЗ.
Фиксация негативного механизма коммуникативного развития является интериоризацией затрудненного общения, но и, несомненно, формирует базовые защитно-адаптационные, самоутверждающие, социализирующие, мобилизационные, экспрессивные посылы к коммуникации в будущем. Первостепенным условием для преодоления трудностей в развитии детей с ОВЗ на современном этапе образования является создание консолидационного комплекса ранних диагностических методов исследования проблем в социально-коммуникативных источниках формирования общения посредством создания новых, качественных подходов в рамках сенситивных и критических периодов саморазвития. Важным посылом к модификации диагностических подходов при выявлении нарушений стала необходимость фундаментальных изменений в общих лингвистических представлениях о вербальной коммуникации.
Изучение вопроса о первостепенной важности преодоления социально-коммуникативных трудностей у детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет рассмотреть данную проблематику в контексте решений четырех направлений. Первое направление, это ранняя диагностика концептуальных составляющих вербальных и невербальных социально-коммуникативных нарушений, второе, есть глубокий процесс видения проблем ребенка (личностных, коммуникативных, когнитивных, двигательных), что однозначно затрудняет адаптацию и его общение в социуме; третье направление, создание наиболее оптимальных условий для их разрешения в контексте современного специального образовательного пространства.
Последнее направление, четвертое, это подготовка квалифицированных специалистов для выявления, преодоления и комплексной реабилитации в области социально-коммуникативной сферы, что поможет раскрыть личностные потенциалы любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья для полноценной жизни в будущем.