В настоящее время экономическая и технологическая трансформация направляет образовательные учреждения технического образования на существенное переосмысление инженерной подготовки, в том числе, и инженерно-графической подготовки, как базовой составляющей самой инженерной деятельности. Следует согласиться, что традиционными образовательными технологиями целей трансформации и социально-производственного запроса качественно достичь не получается, о чем свидетельствуют периодические претензии производства к выпускникам вуза.
Поэтому, перед педагогической наукой встаёт проблема поиска продуктивных решений и методологических подходов, реализация которых в образовательном процессе вуза позволит реализовывать инженерно-графическую подготовку обучающихся на качественно ином уровне с удовлетворением возрастающих технологических запросов производства.
Инженерно-графическая подготовка является базовой начальной в профессиональной подготовке обучающихся и на её основе происходит дальнейшее изучение дисциплин профессионального цикла.
Опустим проблему отсутствия в школьном курсе обучения дисциплины черчения и проанализируем методологические подходы к организации инженерно-графической подготовке в образовательном процессе вуза.
В научно-педагогической литературе представлен определённый методический материал, в котором авторы прослеживают на основе собственного научно-педагогического опыта те методологические подходы, реализация которой в их педагогической деятельности продемонстрировала наиболее эффективные результаты.
В ряде исследований представлены положительные результаты использования в образовательном процессе вуза нетрадиционных образовательных технологий, обусловленных переосмыслением методов и средств обучения, форм организации образовательного процесса, теории и методологии современного графического образования. Авторами отмечено, что максимальную эффективность в развитии пространственного мышления обучающихся достигают посредством оптимального использования информационных технологий, графических программ и средств визуализации [7].
Следующим методологическим подходом представим компетентностный подход, как научное основание формирования инженерно-графической компетентности обучающегося, представляющей собой совокупность знаний о месте и роли графических объектов в инженерной деятельности, умение применять современные технические средства: выполнять чертежи и модели с использованием наиболее распространённых компьютерных программ и выражающейся в сформированности инновационного личностного образования – инженерной-графической компетенции. Инженерно-графическая компетенция определяется как способность к обобщённым действиям, основанным на пространственном воображении, использовании современных информационных технологий, полученных знаниях, умениях и навыках применения стандартов и правил выполнения чертежей, способности свободно владеть конструкторской документацией, оперативно в ней ориентироваться и применять в профессиональной деятельности. Инженерно-графическая компетенция, её развитость, определяет способность личности к будущей профессиональной деятельности [2].
Следующим подходом представим интегративный подход, заключающийся в междисциплинарной интеграции дисциплин инженерно-графического цикла и общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и формированием междисциплинарных связей, позволяющих качественно оптимизировать процесс обучения с получением продуктивных результатов, оцениваемых и как предметные, и, как межпредметные [9]. В подтверждение указанной позиции с использованием компьютерных технологий межпредметная интеграция выступает и как метод обучения, и как элемент управления учебной деятельностью обучающегося [1].
Идея информационного подхода с применением иерархических информационных моделей как методологического опирается на продуктивность интенсификации когнитивных способностей обучающихся и стимулирование мотивации к приобретению профессионального знания посредством различных техник визуализации обучающей информации. Информационный подход взаимоувязывают с личностно-ориентированным подходом в части его/обучающегося саморазвития и самореализации [6].
Наряду с информационным и проектным подходами, в качестве инновационного обосновывают модельный подход, обусловленный использованием обучающимися программных продуктов в процессе моделирования и конструирования при разработке инженерно-графических или на их основе проектов. Продуктивность модельного подхода достигается посредством формирования у обучающихся навыков работы с программными комплексами при моделировании сложных поверхностей, изделий и др. [8].
Системный подход, как общенаучный, так же является основным при организации инженерно-графической подготовки поскольку реализует основной методологический принцип – системности в содержании и педагогический принцип междисциплинарного подхода в обучении [3]. Тем самым, системный и междисциплинарный подходы в единстве выступают продуктивным средством инженерно-графической подготовки обучающихся в образовательном процессе вуза.
Эффективность проектной деятельности как методологического основания инженерно-графической подготовки, наряду с выше представленными подходами, подтверждается, в том числе, и личным научно-педагогическим опытом авторов, поскольку, в её/проектной деятельности процессе разрешаются две существенные педагогические задачи:
- разработка типовых проектных объектов, направленных на стимулирование познавательной, исследовательской проектной творческой активности обучающихся с имитацией будущей профессиональной деятельности с учётом индивидуальных образовательных возможностей обучающихся;
- разработка и внедрение в образовательный процесс организованного методического сопровождения по программе осваиваемого курса учебных инженерно-графических дисциплин [5].
Технологический подход, как методологическое основание инженерно-графической подготовки в вузе направлен на создание целенаправленно организованной образовательной среды [4].
Все выше представленные подходы к организации инженерно-графической подготовке в вузе показывают продуктивные результаты, однако, говорить о достижении эффективности этой подготовки будет достаточно смелым, поскольку их реализация не достигает требуемых показателей целей трансформации и социально-производственного запроса и направляет педагогическую науку на поиск иных эффективных решений.