Подходы к организации инженерно-графической подготовке в вузе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инженерно-графическая подготовка
образовательная среда вуза
проектирование
методологические подходы
инновации

Аннотация статьи

В научно-педагогической литературе представлен определённый методический материал, в котором авторы прослеживают на основе собственного научно-педагогического опыта те методологические подходы, реализация которой в их педагогической деятельности продемонстрировала наиболее эффективные результаты. В ряде исследований представлены положительные результаты использования в образовательном процессе вуза нетрадиционных образовательных технологий, обусловленных переосмыслением методов и средств обучения, форм организации образовательного процесса, теории и методологии современного графического образования.

Авторы представляют обоснование некоторых методологических подходов к организации инженерно-графический подготовки, показавших наибольшую эффективность.

Текст статьи

В настоящее время экономическая и технологическая трансформация направляет образовательные учреждения технического образования на существенное переосмысление инженерной подготовки, в том числе, и инженерно-графической подготовки, как базовой составляющей самой инженерной деятельности. Следует согласиться, что традиционными образовательными технологиями целей трансформации и социально-производственного запроса качественно достичь не получается, о чем свидетельствуют периодические претензии производства к выпускникам вуза.

Поэтому, перед педагогической наукой встаёт проблема поиска продуктивных решений и методологических подходов, реализация которых в образовательном процессе вуза позволит реализовывать инженерно-графическую подготовку обучающихся на качественно ином уровне с удовлетворением возрастающих технологических запросов производства.

Инженерно-графическая подготовка является базовой начальной в профессиональной подготовке обучающихся и на её основе происходит дальнейшее изучение дисциплин профессионального цикла.

Опустим проблему отсутствия в школьном курсе обучения дисциплины черчения и проанализируем методологические подходы к организации инженерно-графической подготовке в образовательном процессе вуза.

В научно-педагогической литературе представлен определённый методический материал, в котором авторы прослеживают на основе собственного научно-педагогического опыта те методологические подходы, реализация которой в их педагогической деятельности продемонстрировала наиболее эффективные результаты.

В ряде исследований представлены положительные результаты использования в образовательном процессе вуза нетрадиционных образовательных технологий, обусловленных переосмыслением методов и средств обучения, форм организации образовательного процесса, теории и методологии современного графического образования. Авторами отмечено, что максимальную эффективность в развитии пространственного мышления обучающихся достигают посредством оптимального использования информационных технологий, графических программ и средств визуализации [7].

Следующим методологическим подходом представим компетентностный подход, как научное основание формирования инженерно-графической компетентности обучающегося, представляющей собой совокупность знаний о месте и роли графических объектов в инженерной деятельности, умение применять современные технические средства: выполнять чертежи и модели с использованием наиболее распространённых компьютерных программ и выражающейся в сформированности инновационного личностного образования – инженерной-графической компетенции. Инженерно-графическая компетенция определяется как способность к обобщённым действиям, основанным на пространственном воображении, использовании современных информационных технологий, полученных знаниях, умениях и навыках применения стандартов и правил выполнения чертежей, способности свободно владеть конструкторской документацией, оперативно в ней ориентироваться и применять в профессиональной деятельности. Инженерно-графическая компетенция, её развитость, определяет способность личности к будущей профессиональной деятельности [2].

Следующим подходом представим интегративный подход, заключающийся в междисциплинарной интеграции дисциплин инженерно-графического цикла и общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и формированием междисциплинарных связей, позволяющих качественно оптимизировать процесс обучения с получением продуктивных результатов, оцениваемых и как предметные, и, как межпредметные [9]. В подтверждение указанной позиции с использованием компьютерных технологий межпредметная интеграция выступает и как метод обучения, и как элемент управления учебной деятельностью обучающегося [1].

Идея информационного подхода с применением иерархических информационных моделей как методологического опирается на продуктивность интенсификации когнитивных способностей обучающихся и стимулирование мотивации к приобретению профессионального знания посредством различных техник визуализации обучающей информации. Информационный подход взаимоувязывают с личностно-ориентированным подходом в части его/обучающегося саморазвития и самореализации [6].

Наряду с информационным и проектным подходами, в качестве инновационного обосновывают модельный подход, обусловленный использованием обучающимися программных продуктов в процессе моделирования и конструирования при разработке инженерно-графических или на их основе проектов. Продуктивность модельного подхода достигается посредством формирования у обучающихся навыков работы с программными комплексами при моделировании сложных поверхностей, изделий и др. [8].

Системный подход, как общенаучный, так же является основным при организации инженерно-графической подготовки поскольку реализует основной методологический принцип – системности в содержании и педагогический принцип междисциплинарного подхода в обучении [3]. Тем самым, системный и междисциплинарный подходы в единстве выступают продуктивным средством инженерно-графической подготовки обучающихся в образовательном процессе вуза.

Эффективность проектной деятельности как методологического основания инженерно-графической подготовки, наряду с выше представленными подходами, подтверждается, в том числе, и личным научно-педагогическим опытом авторов, поскольку, в её/проектной деятельности процессе разрешаются две существенные педагогические задачи:

  • разработка типовых проектных объектов, направленных на стимулирование познавательной, исследовательской проектной творческой активности обучающихся с имитацией будущей профессиональной деятельности с учётом индивидуальных образовательных возможностей обучающихся;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс организованного методического сопровождения по программе осваиваемого курса учебных инженерно-графических дисциплин [5].

Технологический подход, как методологическое основание инженерно-графической подготовки в вузе направлен на создание целенаправленно организованной образовательной среды [4].

Все выше представленные подходы к организации инженерно-графической подготовке в вузе показывают продуктивные результаты, однако, говорить о достижении эффективности этой подготовки будет достаточно смелым, поскольку их реализация не достигает требуемых показателей целей трансформации и социально-производственного запроса и направляет педагогическую науку на поиск иных эффективных решений.

Список литературы

  1. Григоревский Л.Б., Фрейберг С.А., Полкова А.В. Интеграционный подход в преподавании дисциплин инженерно-графического цикла // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. № 8.
  2. Калашникова Н.Г., Горин А.В., Борзова М.В. Проектирование и реализация технологии обучения графическим дисциплинам в логике компетентностного подхода // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4 (77).
  3. Свичкарева Г.Н. Организация графической подготовки студентов технических вузов на основе междисциплинарного подхода // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2012. № 27.
  4. Скрипкина М.А. Использование технологического подхода к обучению инженерной графике курсантов в военном вузе // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1.
  5. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Метод проектов в организации графической подготовки // Высшее образование в России. 2015. № 8-9.
  6. Усанова Е.В. Дидактические средства и подходы базовой геометро-графической подготовки в контексте концепции параллельного инжиниринга // Вестник КГЭУ. 2018. № 2 (38).
  7. Черноталова К.Л., Гареева Л.В. Традиции и инновации графической подготовки в техническом вузе // Концепт. – 2014. – № 12 (декабрь). – ART 14352. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/20l4/14352.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77–49965. – ISSN 2304-120X.
  8. Ширшова И.А., Мухина М.Л. Современные подходы к формированию геометро-графической подготовки в технических вузах // Концепт. 2017. № V8.
  9. Юматова Э.Г. Оптимизация геометро-графической подготовки студентов архитектурно-строительных вузов на основе межпредметных проектов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36).

Поделиться

38

Ситникова С. Ю., Ельцова В. Ю., Вялкова О. С. Подходы к организации инженерно-графической подготовке в вузе // Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11216-podhody-k-organizacii-inzhenerno-graficheskoj-podgotovke-v-vuze

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля