Главная
Конференции
Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников дошкольно...

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровизации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

цифровизация
взаимодействие с родителями
информационно-коммуникационные средства

Аннотация статьи

В статье представлен анализ возможностей применения современных информационно-коммуникационных средств при организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников в условиях цифровизации.

Текст статьи

Развитие современного общества, системы образования в целом и оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях постоянно осуществляющегося научно-технического прогресса, благодаря которому в нашу повседневную жизнь достаточно прочно вошли, так называемые, гаджеты: смартфоны и планшеты на платформе Android, персональные компьютеры и ноутбуки, имеющие доступ к сети Интернет и ее ресурсам.

Данные технические устройства могут выступать в качестве информационно-коммуникационных средств, применение которых имеет достаточно высокий образовательный и развивающий потенциал. Для определения тенденции, связанной с внедрением в разные сферы жизни, экономики и образования информационно-коммуникационных средств и цифровых технологий на современном этапе используется термин «цифровизация» (digitalization). Цифровизация создает возможности для применения новейших технологий с целью усовершенствования и повышения эффективности выполнения определенных видов деятельности и операций, а кроме того, позволяет использовать технологии для реализации той деятельности, которая ранее была невозможна [4, с. 103-114].

Авторы работ [1, с. 5-12; 4, с. 103-114] отмечают, что необходимо различать понятия «цифровизация» (digitalization) и «оцифровка» (digitizing). Оцифровка представляет собой перевод информации, хранящейся на физических носителях, на носители цифровые, она рассматривается как процесс, обеспечивающий цифровизацию. В результате цифровизации происходит создание нового цифрового продукта, базирующегося на цифровых технологиях, обеспечивающих его интеграцию в повседневную жизнь человека.

В сфере образования на современном этапе цифровизация «характеризуется переносом моделей и технологий цифрового взаимодействия и производства услуг на организацию образовательных процессов, что ведет к переформатированию и обновлению образования» [1, с. 8].

В системе образования, в том числе и коррекционного, цифровизация связана с возможностью применения компьютерных и мобильных устройств, имеющих подключение к сети Интернет, обеспеченных программными приложениями и иными видами цифровых технологий, с целью обучения и развития учащихся различных возрастных категорий. То есть цифровизация, выражаясь в применении цифровых образовательных и развивающих ресурсов, позволяет оптимизировать образовательную и коррекционную деятельность специалистов с помощью цифровых технологий.

В работе Ю. А. Львовой, Т. М. Ташиной [2, с. 14-18] проведен достаточно полный анализ программного обеспечения и Интернет-ресурсов, которые могут применяться учителем-логопедом, в том числе, и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. Так, к числу таких сервисов можно отнести интерактивный модуль LearningApps.org, интегрированную творческую платформу ПервоЛого, программное обеспечение ActivInspire, софт для геймификации занятий Umaigra, сервис Online Test Pad, виртуальная доска Padlet, приложение Мерсибо Студия, программы Лого Ассорти, Звукареку, Генератор логопедических занятий [2, с. 14-18].

Расширение доступности информационно-коммуникационных технических средств, имеющих доступ к сети Интернет, а также насыщение информационной сферы разнообразными образовательными и развивающими ресурсами создает благоприятные возможности для оптимизации процесса организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, что является важнейшим условием эффективности коррекционно-развивающей работы [3, с. 481-488].

С введением в стране режима самоизоляции в связи с распространением коронавирусной инфекции, в апреле 2020 года вся работа с воспитанниками и их родителями проводилась в удалённом режиме. Возникла необходимость быстро освоить новые формы взаимодействия с родителями и адаптировать их к онлайн-формату.

Началом работы в данном направлении в структурном подразделении «Детский сад» стало анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников с целью выявления их цифровой компетентности и технических возможностей. Анализ результатов анкетирования показал, что у 100% семей есть средства ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), из них смартфоны – у 100%, планшеты – у 34%, компьютеры – у 56%, ноутбуки – у 48% опрошенных.

Возможность подключения к сети Интернет есть у 100% анкетируемых (в том числе мобильный интернет хотя бы у одного члена семьи – у 100%, интернет с достаточной скоростью передачи данных есть у 60%).

Уверенными пользователями ИКТ себя считают 58% родителей, 100% пользуются социальными сетями и поисковыми системами. 100% родителей были готовы к онлайн-взаимодействию, при этом только 20% в специальных программах (Skype, Zoom). 80% респондентов отдали свои предпочтения социальным сетям и мессенджерам (Viber, WhatsApp) в качестве информационно-коммуникационных площадок для взаимодействия с учителем-логопедом.

Проведённое анкетирование позволило прийти к выводу, что все родители обладают достаточной цифровой компетентностью и техническими возможностями для интерактивного взаимодействия с учителем-логопедом для решения задач коррекционно-развивающей работы.

В связи с этим были определены следующие формы работы по организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

  • индивидуальное онлайн-консультирование в доступных мессенджерах;
  • мастер-классы и родительские собрания через онлайн-сервисы с использованием онлайн-доски;
  • совместное использование методических материалов участниками коррекционно-образовательного процесса с помощью облачного хранилища данных;
  • размещение в группе социальной сети консультаций для родителей, методических рекомендаций по лексической теме недели, объявлений о предстоящих мероприятиях, фото-отчёты о проведённых мероприятиях, освещение коррекционно-образовательной деятельности педагогов и детей в детском саду;
  • предоставление методических рекомендаций родителям по закреплению в домашних условиях навыков, полученных детьми на занятиях с учителем-логопедом, в удобном для них онлайн формате.

Представленные формы работы соответствует основным задачам, выдвигаемым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, позволяют реализовать требования, предъявляемые данным нормативным документом, связанные с обеспечением психолого-педагогической поддержки семьи и повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [5].

При получении обратной связи от родителей (законных представителей) отмечалось, что применение цифровых коммуникационных устройств, интерактивных развивающих игр и заданий, предложенных учителем-логопедом, в значительной степени облегчило им организацию занятий с ребенком в домашних условиях. У родителей не возникало трудностей с мотивацией ребенка к занятиям, при необходимости, они всегда могли получить консультацию специалиста или расширенные методические рекомендации в удобном для них режиме.

Практика показала, что применение информационно-коммуникационных и интернет-технологий позволяет организовать эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционно-образовательной деятельности в условиях цифровизации.

Список литературы

  1. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. и др. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 5-12.
  2. Львова Ю.А., Ташина Т.М. Цифровизация деятельности учителя-логопеда: возможности и ограничения // Современные тренды образования: Материалы III Всероссийской (национальной) педагогической научно-практической конференции (14–18 декабря 2020 г.) / Отв. ред. Г.Е. Муравьёва. Шуя, 2021. С. 14-18.
  3. Паршенкова Е.Н., Щудрина И.В. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями дошкольников с речевыми нарушениями как условие эффективности коррекционной работы // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / Ред. коллегия: Ю.В. Селиванова (гл. ред.) и др. Саратов, 2020. С. 481-488.
  4. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски // Экономическое возрождение России. 2019. № 3 (61). С. 103-114.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 29.01.2025).

Поделиться

41

Ряднова С. В., Садовникова Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровизации // Роль научного знания в развитии общества: перспективы в эпоху цифровых технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11219-organizaciya-vzaimodejstviya-uchitelya-logopeda-s-roditelyami-vospitannikov-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizacii-v-usloviyah-cifrovizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля