Цель любого бизнеса – получить прибыль от продажи товаров или осуществления услуг. Успешные компании уже давно нашли для себя способы продвижения своих товаров и услуг и точно знают, как сообщить о себе своим клиентам. Однако в современном мире рекламы становится так много, что старые каналы продвижения уже не работают. Компании придумывают новые способы рекламы и связи с клиентами. Одним из таких способов является социальный проект в рамках компании. Однако социальный проект имеет отличную от основного продукта компании цель и требует других способов продвижения.
Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие, которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла [2].
На данный момент не существует однозначной стратегии продвижения социального проекта. Поэтому была выбрана тема «Онлайн продвижение социального проекта в социальных сетях» для написания статьи и проведения исследований.
В данной статье объектом исследования выступает – система продвижения социального проекта «Академия Умный Мир» в онлайн среде.
Цель исследования – определить стратегию позиционировать социального проекта «Академия Умный Мир» в социальной сети ВКонтакте.
Для достижения данной цели было выдвинуто несколько гипотез, одна из которых звучит следующим образом: «Продвижение социального проекта «Академия Умный Мир» в социальной сети ВКонтакте поможет увеличить узнаваемость бренда компании и увеличит количество участников проекта».
Для того, чтобы создать группу ВКонтакте необходимо разобраться как работает социальный проект, какие у него цели, кто является целевой аудиторией и конкурентами, и, как нужно позиционировать социальный проект в социальной сети.
Социальный проект «Академия Умный Мир» – это некоммерческий проект томской IT-компании ООО «Умный Мир». Он существует уже около 5 лет, но до прошлого года он не присутствовал в сети Интернет. Единственным каналом коммуникации с участниками была группа в telegram.
Цель проекта – привлечь в компанию молодые кадры с высоким потенциалом и помочь им за короткие сроки овладеть профессией, после чего пригласить их на работу в компанию ООО «Умный Мир».
Проект похож на акселератор. Он бесплатен для участников. Объявляется старт сезона. Набирается группа желающих пройти Академию. Их объединяют в команда по 5 человек по следующим ролям: проектный менеджер, системный аналитик, тестировщик, фронт-енд разработчик и бэк-енд разработчик. Также по каждой роли присутствуют наставники. Наставник – это опытный специалист, который работает в компании на реальных проектах и может передать свои актуальные знания и опыт начинающим специалистам.
Весь процесс прохождения социального проекта можно разделить на 2 этапа:
- Первый этап длится месяц. Наставники дают задания участникам по своей роли и проверяют выполнение работ.
- Второй этап длится 2 месяца. Команды получают проекты и выполняют их.
Также для участников социального проекта есть несколько правил:
- уделять проекту 20 часов своего времени в неделю (распределяет их участник самостоятельно);
- посещать еженедельные встречи (цель встречи – отчитаться за проделанную за неделю работу);
- качественно и в срок выполнять задания от наставников.
За нарушение или невыполнение какого-либо из правил участник исключается из проекта. Это позволяет на всех стадиях проводить качественный отбор – до конца проекта дойдут только самые стойкие участники, с высокими soft skills и способностью к обучению. Конверсия дошедших до конца составляет 10-15%. Это те, кто по навыкам и характеру подходят компании и их готовы взять на работу.
В рамках данного проекта компания ООО «Умный Мир» разрешает студентам проходить у них учебную, производственную и преддипломную практику, а также писать в Академии диплом [1].
После изучения процессов социального проекта можно приступить к изучению целевой аудитории. В основном участники Академии – это студенты томских ВУЗов и СУЗов. Они были разбиты на 7 подсегментов. Каждый подсегмент обладает определенными особенностями и характеристиками, то что отличает их друг от друга, несмотря на тот факт, что каждый из подсегментов является частью целевой аудитории для социального проекта. Описание подсегментов отражено в таблице 1.
Таблица 1
Описание подсегментов целевой аудитории
Название подсегмента |
Описание подсегмента |
«Практиканты» |
Изначально приходят с целью прохождения практики. Область знаний (или направление обучения) так или иначе связано со сферой IT. |
«Вакансианты» |
Этот подсегмент находится в активном поиске работы. Заинтересован работать в сфере IT. Нацелен зарабатывать, а значит прикладывать усилия для трудоустройства. Не готов к длительному обучению. |
«Тусовщики» |
Этот подсегмент относится к активному типу людей, которые часто посещают различные мероприятия, часто бесцельно. |
«Не айтишники» |
В данном случае это студенты, чье обучение никак не связанно со сферой IT, однако у них есть желание развиваться именно в данной сфере. |
«Профессионалы» |
Это подсегмент, имеющий определенные навыки и опыт работы в данной сфере. Как правило это хорошие специалисты в сфере IT, которые хотят сменить место работы. |
«Незнайка» |
В данном случае это подсегмент клиентов, которые не имеют четкой цели и ответа, зачем им проходить обучение в Академии. Быстро покинут проект, если он не заинтересует с первых дней. |
«Качок» |
Этот подсегмент на первых этапах рассматривает прохождение обучения в Академии не более, чем шанс, который даст бесплатную возможность прокачать свои навыки. |
Изредка среди участников проекта встречаются взрослые люди, уже работающие в другой сфере. Они выделены в отдельный сегмент и будут рассматриваться в другой статье.
Ответить на вопрос каким образом необходимо взаимодействовать с целевой аудиторией помог опрос участников социального проекта. Были выявлены следующие факты, представленные на рисунке.
Рис. Результаты опроса участников Академии (сезон осень-зима 2019)
Выводы из опроса:
- большая часть студентов пришли в Академию ради трудоустройства;
- второстепенными причинами прохождения Академии оказались: приобретение опыта и учебная практика;
Опрос позволил создать портрет целевой аудитории участников социального проекта. Он отражен в таблице 2.
Таблица 2
Портрет целевой аудитории
Пол |
Любой |
Возраст |
19-22 |
Семейное положение |
Холост/незамужняя |
Уровень дохода |
Стипендия (2-7 тыс. р) + помощь родителей (около 10 тыс. р.) + возможен доход от фриланса |
Профессия |
IT-направление |
Образование |
Неоконченное высшее |
Интересы |
Программирование, компьютерные игры, настольные игры |
Следующим этапом был проведен конкурентный анализ, который позволил определить сильные стороны социального проекта и сформировать уникальное торговое предложение. Конкурентами были выбраны томские компании и проекты, которые осуществляют обучение IT-специальностям. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты конкурентного анализа
Конкурент |
Главное преимущество |
Уникальное торговое предложение |
FullStack - Dev. |
Удаленный формат, нет ограничений по времени |
100% прошедших обучения принимают на работу |
Рубиус |
Имеют лицензию, дают сертификат |
Обучаем английскому языку, проводим интенсивы по топовым специальностям |
KODE |
Конкретное направление (разработка мобильных приложений) |
Максимум полезных прикладных знаний и погружение в процесс разработки мобильных приложений |
ЦФТ |
Непосредственное обучение с экспертами |
Твой профессиональный рост и максимальная интеграция в нашей компании |
СИБУР |
Оплачиваемое обучение |
Не удалось определить |
МИКРАН |
Работа над реальным проектом с первых дней обучения |
Не удалось определить |
Академия Умный Мир |
Гарантированное трудоустройство, возможность работать над собственными проектами, IT-тусовка (выявлено из интервью) |
Не было сформулировано |
Благодаря конкурентному анализу и опросу, были выявлены главные преимущества проекта «Академия Умный Мир»:
- гарантированное трудоустройство;
- возможность работать над собственными проектами;
- IT тусовка.
После выявления главных преимуществ проекта были составлены 3 уникальных торговых предложения (УТП), которые были протестированы на целевой аудитории в форме анонимного голосования в социальной сети ВКонтакте. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Проверка УТП
|
Трудоустройство |
IT тусовка |
Бесплатно |
Просмотры |
121 | ||
Реакция |
47 человек (39%) | ||
Конверсия |
30% |
4% |
5% |
Реакция |
36 человек |
6 человек |
5 человек |
76% |
11% |
13% |
Результаты показали очевидное преимущество УТП «Трудоустройство». Этот результат станет ключевой частью дальнейшей рекламной кампании проекта «Академия Умный Мир».
Выводы
Для того, чтобы определить стратегию позиционирования социального проекта в социальной сети необходимо провести следующий комплекс мероприятий:
- изучить, как протекает социальный проект, его цели и компанию организатора;
- изучить целевую аудиторию проекта (выделить сегменты и подсегменты, составить их портрет);
- изучить конкурентов (их уникальные торговые предложения и сильные стороны);
- выявить главные преимущества социального проекта, составить и протестировать свое уникальное торговое предложение.
После проведения всего комплекса мероприятий была создана группа в социальной сети ВКонтакте. А полученные результаты легут в основу первой таргетированной рекламы.