Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья – это процесс включения этих людей в общественную жизнь, создание условий для их полноценного участия в социальной, трудовой, культурной и иной активности. Для успешной социализации необходимо учитывать физические, психические и социальные особенности, создавать доступную и инклюзивную среду.
Ученые различных областей педагогической науки (дефектологии, психологии, специальной психологии и педагогики, социологии, философии и др.) выделяют проблему социализации лиц с особыми возможностями здоровья, как одну из самых актуальных, независимо от времени их исследований.
Так Л. С. Выготский считал, что педагоги и психологи рассматривают глухоту, слепоту, умственную отсталость только как дефекты физические и психические, не видя при этом главного – их социальной сущности. Л. С. Выготский указывает: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение».
Исходя из этого Л. С. Выготский считал, что нельзя изучать развитие аномального ребенка только биологически, не учитывая его социальной среды. В этой связи он писал: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически» [4, с. 20]. Таким образом, Л. С. Выготский выдвигает социальную компенсацию дефекта в качестве первоочередной задачи специальной педагогики. Он считал, что эта задача состоит в воспитании из умственно отсталых социально активных индивидуумов. Данная идея является весьма актуальной в современной науке.
Особенности развития умственно отсталых детей исследованы достаточно полно не только Л. С. Выготским, но и другими учеными (А. Л. Вагнер, О. П. Гаврилушкина, С. Д. Забрамная, Л. В. Знаков, Н. Г. Морозова, В. М. Мастюкова, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф и др.).
Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими психологами и педагогами (И. В. Дубровина, С. Д. Забрамная, Е. И. Казакова, М. И. Лисина, B. C. Мухтюй, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Е. А. Стребелева, Н. Н. Толстых, Л. М. Шипицына и др.).
Социализация выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью, представляет собой сложный и в то же время очень важный процесс, направленный на адаптацию этих детей к самостоятельной жизни в современном обществе.
Выпускники школ VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют специфические особенности, которые определяются сочетанием умственной отсталости и социальной уязвимости. Данные характеристики необходимо учитывать при разработке программ их дальнейшей социализации, обучения и трудоустройства.
Общие характеристики выпускников:
- Когнитивные особенности (низкий уровень абстрактного мышления и сложности в анализе информации, замедленное развитие памяти, внимания и речевых навыков, ограниченные возможности к самостоятельному решению сложных задач и обучению новым умениям без сопровождения, предпочтение конкретных и практических заданий вместо теоретических).
- Эмоционально-волевая сфера (сложности в управлении эмоциями, низкая устойчивость к стрессу).
- Социально-поведенческие особенности (ограниченные навыки коммуникации и взаимодействия с окружающими, сложности в адаптации к новым условиям и изменениям, риск изоляции или попадания под негативное влияние, стереотипность в поведении, избегание сложных ситуаций).
- Навыки самообслуживания (частичная или полная освоенность бытовых навыков (готовка, уборка, уход за собой), ограниченная способность к самостоятельной организации времени и ресурсов).
- Профессиональные способности (ограниченный круг доступных профессий, требующих выполнения простых и рутинных задач, потребность в длительном обучении практическим навыкам и наставничестве на рабочем месте).
- Социальная уязвимость (недостаточный опыт взаимодействия с различными социальными группами, повышенная подверженность манипуляциям и обману из-за низкого уровня критического мышления, небольшой круг социальных контактов, зачастую ограниченный средой учреждения).
Проблемы, с которыми сталкиваются выпускники:
- Трудности социализации
- Нехватка жизненных навыков
- Ограниченные перспективы трудоустройства
- Эмоциональные и психологические проблемы
Рекомендации для работы с выпускниками:
1. Социализация:
- Развитие навыков общения через групповые занятия, тренинги и социальные проекты.
- Постепенное введение в общественную жизнь с поддержкой наставников.
2. Обучение жизненным навыкам:
- Курсы по финансовой грамотности, управлению домашним хозяйством, организации времени.
- Обучение управлению стрессом и развитию эмоциональной устойчивости.
3. Трудоустройство:
- Сотрудничество с работодателями для создания рабочих мест, учитывающих возможности выпускников.
- Наставничество на рабочем месте и длительное сопровождение в первые месяцы работы.
4. Психологическая поддержка:
- Индивидуальная и групповая терапия для повышения уверенности в себе.
- Формирование положительной самооценки и самостоятельности.
Социализация и социальная адаптация подростков с умственной отсталостью – это сложный процесс, направленный на развитие их навыков взаимодействия с окружающим миром, укрепление самостоятельности и включение в общественную жизнь.
Цели социализации и адаптации выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью:
- Развитие навыков самостоятельной жизни.
- Формирование позитивного опыта взаимодействия в социуме.
- Обучение практическим и социальным навыкам.
- Подготовка к выполнению трудовой деятельности, соответствующей возможностям подростка.
- Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
Основными направлениями работы специалистов в процессе социализации данной категории обучающихся являются:
- Социальные навыки (обучение коммуникации, навыки поведения в обществе, управление эмоциями).
- Бытовая адаптация (навыки самообслуживания, финансовая грамотность, организация времени).
- Образование и трудовая подготовка (адаптированные программы обучения, направленные на развитие практических знаний и умений, освоение, сотрудничество с предприятиями для прохождения стажировки или трудоустройства).
- Психологическая поддержка.
- Формирование кругозора и культурная адаптация.
- Работа с окружением.
В процессе социализации и адаптации можно использовать различные методы: игры для развития социальных навыков, например ролевые ситуации; групповые игры для обучения взаимодействию в коллективе; занятия по бытовым навыкам (приготовление пищи, стирка, уборка); совместное выполнение практических заданий (посадка растений, изготовление поделок); разбор и проигрывание жизненных ситуаций, например, «что делать, если потерялся в городе»; обучение навыкам принятия решений и ответственности за свои действия; посещение общественных мест (магазины, кафе, транспорт) с сопровождением педагога или наставника с постепенным уменьшением сопровождения для развития самостоятельности; участие в художественных, музыкальных и спортивных кружках для раскрытия талантов; посещение мероприятий, способствующих социализации, таких как выставки или концерты.
При разработке программ и подходов для их социализации необходимо учитывать следующие основные аспекты:
1. Психолого-педагогическая поддержка:
- Индивидуальное сопровождение для выявления и развития сильных сторон личности.
- Психологическая помощь для преодоления возможных страхов и социальной тревожности.
- Обучение базовым навыкам общения и взаимодействия в обществе.
2. Обучение практическим навыкам:
- Бытовые навыки: приготовление пищи, уборка, уход за собой.
- Финансовая грамотность: управление личным бюджетом, понимание основ финансовых операций (оплата счетов, покупки).
- Навыки трудоустройства: помощь в составлении резюме, подготовка к собеседованиям, развитие базовых профессиональных навыков.
3. Социальная интеграция:
- Организация мероприятий, направленных на взаимодействие с окружающими: экскурсии, культурные мероприятия, спортивные соревнования.
- Работа с общественными организациями и волонтерами для создания поддерживающей среды.
- Участие в группах взаимопомощи, где выпускники могут делиться опытом и поддерживать друг друга.
4. Поддержка в трудоустройстве:
- Обучение востребованным профессиям, соответствующим их возможностям.
- Сотрудничество с работодателями для создания рабочих мест с учетом особенностей выпускников.
- Постоянное сопровождение в первые месяцы работы (наставничество).
5. Работа с сообществом:
- Разъяснительная работа с местными жителями и работодателями для снижения стигматизации.
- Создание программ наставничества с участием представителей общества.
- Организация центров дневной занятости или реабилитации для выпускников.
6. Юридическая и социальная поддержка:
- Помощь в оформлении жилья, льгот, социальных выплат.
- Информирование о правах и обязанностях.
- Сопровождение в юридических вопросах (например, при заключении трудовых договоров).
7. Мониторинг и обратная связь:
- Постоянный контакт с выпускниками для оценки их адаптации.
- Возможность возвращаться за поддержкой.
- Регулярное обновление и коррекция программ в зависимости от нужд выпускников.
Таким образом социализация выпускников школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида требует комплексного подхода, сочетающего обучение, психологическую и социальную поддержку, объединяющего усилия педагогов, психологов и общества. Главная цель – дать подросткам возможность чувствовать себя полноценными членами общества, найти своё место в жизни и успешно адаптироваться к ней. Успешная социализация возможна только в условиях терпимости, инклюзии и поддержки со стороны окружающих.