Одну из важнейших угроз безопасности человеческого общества, отдельных граждан и государственных институтов по-прежнему составляет наиболее опасная форма преступности терроризм. Эта проблема является злободневной практически для всех государств и обществ. При этом в Российской Федерации вопросы противодействия терроризму приобретают особую актуальность в связи с рядом факторов, среди которых следует выделить сложную форму административно-территориального устройства, многонациональный и многоэтничный состав населения, который неоднороден в разных субъектах, многоконфессиональность вероисповедания. Все эти факторы с одной стороны способствуют мирному конструктивному и комфортному сосуществованию различных групп населения в едином государстве, с другой стороны, могут служить поводами для межнациональной, межконфессиональной, межэтнической розни, а, следовательно, и питательной средой для экстремистских настроений и их крайней формы проявления – терроризма.
Преступления террористического характера наряду с прочими преступными проявлениями, наносят невосполнимый ущерб здоровью, жизни, имуществу граждан, но, кроме этого, способствуют росту нестабильности в обществе, неуверенности граждан в собственной безопасности, подрывают веру в способность правоохранительных органов противостоять преступности и доверие к государственным институтам в целом.
Отличительная особенность преступлений террористического характера – их внезапность, а, следовательно, и высокая сложность выявления на этапе подготовки к совершению преступления, зачастую также присутствует фактор организованности внутренней структуры преступного сообщества, готовящего террористический акт, скоординированность действий его членов между собой, законспирированность преступной деятельности.
Головным органом исполнительной власти Российской Федерации в области борьбы с терроризмом выступает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Именно ФСБ России наделено наиболее широким спектром полномочий в области проведения гласных и негласных мероприятий по пресечению террористического акта; выявлению лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта; добыванию информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма[1]. При этом органы внутренних дел Российской Федерации согласно действующему законодательству обязаны участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [2]. Кроме того, следует отметить, что в случае совершения террористического акта, потерпевшие и свидетели скорее всего сначала также попытаются обратиться именно к сотрудникам полиции. Именно сотрудники полиции скорее всего первыми окажутся на месте совершения преступления.
Распределение количества уголовных дел, возбужденных по преступлениям террористической направленности по статьям УК РФ, а также количество выявленных из них органами внутренних дел, приведено в таблице 1.
Таблица 1
Возбуждено уголовных дел | Выявлено сотрудниками ОВД | ||||||||
2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
205 | 74 | 138 | 410 | 295 | 31 | 52 | 92 | 50 | |
205.1 | 688 | 407 | 308 | 184 | 307 | 189 | 122 | 67 | |
205.2 | 578 | 547 | 659 | 511 | 231 | 225 | 282 | 197 | |
205.3 | 129 | 141 | 105 | 57 | 66 | 81 | 45 | 24 | |
205.4 | 59 | 41 | 47 | 36 | 45 | 25 | 22 | 17 | |
205.5 | 586 | 382 | 378 | 254 | 350 | 234 | 186 | 116 | |
205.6 | 134 | 108 | 100 | 47 | 65 | 54 | 44 | 19 | |
208 | 497 | 373 | 265 | 114 | 383 | 259 | 187 | 82 | |
ч. 4 ст. 211 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
220 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
221 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
277 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В качестве примеров наиболее резонансных достаточно привести широко известные террористические акты, совершенные в России только в 2024 году: расстрел посетителей и поджог концертного зала «Крокус Сити Холл» 22 марта, захват заложников в СИЗО № 1 Ростова-на-Дону 16 июня, вооруженное нападение на церкви, синагоги, пост ДПС и сотрудников полиции в Махачкале и Дербенте 23 июня.
Безусловно, российское государство осознает стоящую перед ним проблему. В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3] акцентируется особое внимание на противодействии терроризму, которое красной нитью проходит по разделам данного документа «Государственная и общественная безопасность», «Информационная безопасность», «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество». Особое внимание уделяется намерениям отдельных недружественных России государств и транснациональных институтов на дестабилизацию ситуации внутри Российской Федерации, а также на деятельность международных террористических организаций по расширению сети своих приверженцев из числа жителей Российской Федерации.
Существенным шагом усиления государственного контроля в сфере противодействия терроризму стало установление в 2014 году [4] административной ответственности за неисполнение решения Национального антитеррористического комитета, что позволило повысить персональную ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по профилактике терроризма.
Кроме того, террористические акты требуют организационной и ресурсной подготовки, совершения ряда попутных и предшествующих преступлений: завладение денежными средствами, оружием, транспортом, боеприпасами, взрывными устройствами, привлечение и идеологическая обработка существенного количества сторонников, их задействование в совершении преступлений террористического характера и т.п. Борьба с названными преступлениями, в подавляющем большинстве случаев – прерогатива органов внутренних дел. Значит у последних имеется важная возможность сопоставления картины совершенных преступлений и правонарушений с потенциальной возможностью подготовки террористического акта.
Принимая во внимание вышесказанное следует отметить следующие отличительные особенности органов внутренних дел Российской Федерации среди других органов исполнительной власти.
Во-первых, органы внутренних дел обладают наибольшей численностью личного состава, а значит – необходимым ресурсом для профилактической деятельности.
Во-вторых, как отмечалось, зачастую выступают первыми, получающими сообщение о преступлении террористического характера.
В-третьих, уполномочены в области паспортно-визового контроля, что немаловажно в свете высокого уровня вовлеченности иностранных граждан в различные экстремистские течения, нередкие связи с криминальной деятельностью международного характера, их высокой сплоченности, компактности проживания и трудовой деятельности.
В-четвертых (но не в последнюю очередь по важности), в органах внутренних дел аккумулируются наибольшие по объему массивы информации о гражданах, их паспортных данных, правонарушениях и преступлениях, транспортных средствах и т.п.
Таким образом, невозможно переоценить роль органов внутренних дел Российской Федерации в деятельности по борьбе с терроризмом.