Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
Роль органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии преступлениям...

Роль органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии преступлениям террористического характера

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

терроризм
преступность
органы внутренних дел
противодействие

Аннотация статьи

В статье рассматривается современное состояние преступности террористической направленности и деятельности российского государства по борьбе с этой угрозой. Автор делает акцент на роли и месте органов внутренних дел в выявлении и профилактике преступлений террористического характера.

Текст статьи

Одну из важнейших угроз безопасности человеческого общества, отдельных граждан и государственных институтов по-прежнему составляет наиболее опасная форма преступности терроризм. Эта проблема является злободневной практически для всех государств и обществ. При этом в Российской Федерации вопросы противодействия терроризму приобретают особую актуальность в связи с рядом факторов, среди которых следует выделить сложную форму административно-территориального устройства, многонациональный и многоэтничный состав населения, который неоднороден в разных субъектах, многоконфессиональность вероисповедания. Все эти факторы с одной стороны способствуют мирному конструктивному и комфортному сосуществованию различных групп населения в едином государстве, с другой стороны, могут служить поводами для межнациональной, межконфессиональной, межэтнической розни, а, следовательно, и питательной средой для экстремистских настроений и их крайней формы проявления – терроризма.

Преступления террористического характера наряду с прочими преступными проявлениями, наносят невосполнимый ущерб здоровью, жизни, имуществу граждан, но, кроме этого, способствуют росту нестабильности в обществе, неуверенности граждан в собственной безопасности, подрывают веру в способность правоохранительных органов противостоять преступности и доверие к государственным институтам в целом.

Отличительная особенность преступлений террористического характера – их внезапность, а, следовательно, и высокая сложность выявления на этапе подготовки к совершению преступления, зачастую также присутствует фактор организованности внутренней структуры преступного сообщества, готовящего террористический акт, скоординированность действий его членов между собой, законспирированность преступной деятельности.

Головным органом исполнительной власти Российской Федерации в области борьбы с терроризмом выступает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Именно ФСБ России наделено наиболее широким спектром полномочий в области проведения гласных и негласных мероприятий по пресечению террористического акта; выявлению лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта; добыванию информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма [1]. При этом органы внутренних дел Российской Федерации согласно действующему законодательству обязаны участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [2]. Кроме того, следует отметить, что в случае совершения террористического акта, потерпевшие и свидетели скорее всего сначала также попытаются обратиться именно к сотрудникам полиции. Именно сотрудники полиции скорее всего первыми окажутся на месте совершения преступления.

Распределение количества уголовных дел, возбужденных по преступлениям террористической направленности по статьям УК РФ, а также количество выявленных из них органами внутренних дел, приведено в таблице.

Таблица

Возбуждено уголовных дел

Выявлено сотрудниками ОВД

 

2021

2022

2023

2024

2021

2022

2023

2024

205

74

138

410

295

31

52

92

50

205.1

688

407

308

184

307

189

122

67

205.2

578

547

659

511

231

225

282

197

205.3

129

141

105

57

66

81

45

24

205.4

59

41

47

36

45

25

22

17

205.5

586

382

378

254

350

234

186

116

205.6

134

108

100

47

65

54

44

19

208

497

373

265

114

383

259

187

82

ч. 4 ст. 211

0

0

0

0

0

0

0

0

220

0

0

4

0

0

0

0

0

221

0

1

0

0

0

0

0

0

277

0

0

2

0

0

0

0

0

В качестве примеров наиболее резонансных достаточно привести широко известные террористические акты, совершенные в России только в 2024 году: расстрел посетителей и поджог концертного зала «Крокус Сити Холл» 22 марта, захват заложников в СИЗО № 1 Ростова-на-Дону 16 июня, вооруженное нападение на церкви, синагоги, пост ДПС и сотрудников полиции в Махачкале и Дербенте 23 июня.

Безусловно, российское государство осознает стоящую перед ним проблему. В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3] акцентируется особое внимание на противодействии терроризму, которое красной нитью проходит по разделам данного документа «Государственная и общественная безопасность», «Информационная безопасность», «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество». Особое внимание уделяется намерениям отдельных недружественных России государств и транснациональных институтов на дестабилизацию ситуации внутри Российской Федерации, а также на деятельность международных террористических организаций по расширению сети своих приверженцев из числа жителей Российской Федерации.

Существенным шагом усиления государственного контроля в сфере противодействия терроризму стало установление в 2014 году [4] административной ответственности за неисполнение решения Национального антитеррористического комитета, что позволило повысить персональную ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по профилактике терроризма.

Кроме того, террористические акты требуют организационной и ресурсной подготовки, совершения ряда попутных и предшествующих преступлений: завладение денежными средствами, оружием, транспортом, боеприпасами, взрывными устройствами, привлечение и идеологическая обработка существенного количества сторонников, их задействование в совершении преступлений террористического характера и т. п. Борьба с названными преступлениями, в подавляющем большинстве случаев – прерогатива органов внутренних дел. Значит у последних имеется важная возможность сопоставления картины совершенных преступлений и правонарушений с потенциальной возможностью подготовки террористического акта.

Принимая во внимание, вышесказанное следует отметить следующие отличительные особенности органов внутренних дел Российской Федерации среди других органов исполнительной власти.

Во-первых, органы внутренних дел обладают наибольшей численностью личного состава, а значит – необходимым ресурсом для профилактической деятельности.

Во-вторых, как отмечалось, зачастую выступают первыми, получающими сообщение о преступлении террористического характера.

В-третьих, уполномочены в области паспортно-визового контроля, что немаловажно в свете высокого уровня вовлеченности иностранных граждан в различные экстремистские течения, нередкие связи с криминальной деятельностью международного характера, их высокой сплоченности, компактности проживания и трудовой деятельности.

В-четвертых (но не в последнюю очередь по важности), в органах внутренних дел аккумулируются наибольшие по объему массивы информации о гражданах, их паспортных данных, правонарушениях и преступлениях, транспортных средствах и т. п.

Таким образом, невозможно переоценить роль органов внутренних дел Российской Федерации в деятельности по борьбе с терроризмом.

Список литературы

  1. О федеральной службе безопасности. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 26.02.2024) (ст. 9.1) // СЗ РФ 10.04.1995, № 15, ст. 1269.
  2. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) (ст. 12) // СЗ РФ 14.02.2011, № 7, ст. 900.
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/.

Поделиться

226

Асанов А. Х. Роль органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии преступлениям террористического характера // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). Ч.I. С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/11226-rol-organov-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-v-protivodejstvii-prestupleniyam-terroristicheskogo-haraktera

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля