Главная
АИ #4 (239)
Статьи журнала АИ #4 (239)
Роль органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии преступлениям...

Роль органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии преступлениям террористического характера

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

терроризм
преступность
органы внутренних дел
противодействие

Аннотация статьи

В статье рассматривается современное состояние преступности террористической направленности и деятельности российского государства по борьбе с этой угрозой. Автор делает акцент на роли и месте органов внутренних дел в выявлении и профилактике преступлений террористического характера.

Текст статьи

Одну из важнейших угроз безопасности человеческого общества, отдельных граждан и государственных институтов по-прежнему составляет наиболее опасная форма преступности терроризм. Эта проблема является злободневной практически для всех государств и обществ. При этом в Российской Федерации вопросы противодействия терроризму приобретают особую актуальность в связи с рядом факторов, среди которых следует выделить сложную форму административно-территориального устройства, многонациональный и многоэтничный состав населения, который неоднороден в разных субъектах, многоконфессиональность вероисповедания. Все эти факторы с одной стороны способствуют мирному конструктивному и комфортному сосуществованию различных групп населения в едином государстве, с другой стороны, могут служить поводами для межнациональной, межконфессиональной, межэтнической розни, а, следовательно, и питательной средой для экстремистских настроений и их крайней формы проявления – терроризма.

Преступления террористического характера наряду с прочими преступными проявлениями, наносят невосполнимый ущерб здоровью, жизни, имуществу граждан, но, кроме этого, способствуют росту нестабильности в обществе, неуверенности граждан в собственной безопасности, подрывают веру в способность правоохранительных органов противостоять преступности и доверие к государственным институтам в целом.

Отличительная особенность преступлений террористического характера – их внезапность, а, следовательно, и высокая сложность выявления на этапе подготовки к совершению преступления, зачастую также присутствует фактор организованности внутренней структуры преступного сообщества, готовящего террористический акт, скоординированность действий его членов между собой, законспирированность преступной деятельности.

Головным органом исполнительной власти Российской Федерации в области борьбы с терроризмом выступает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Именно ФСБ России наделено наиболее широким спектром полномочий в области проведения гласных и негласных мероприятий по пресечению террористического акта; выявлению лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта; добыванию информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма[1]. При этом органы внутренних дел Российской Федерации согласно действующему законодательству обязаны участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [2]. Кроме того, следует отметить, что в случае совершения террористического акта, потерпевшие и свидетели скорее всего сначала также попытаются обратиться именно к сотрудникам полиции. Именно сотрудники полиции скорее всего первыми окажутся на месте совершения преступления.

Распределение количества уголовных дел, возбужденных по преступлениям террористической направленности по статьям УК РФ, а также количество выявленных из них органами внутренних дел, приведено в таблице 1.

Таблица 1

Возбуждено уголовных дел Выявлено сотрудниками ОВД
 20212022202320242021202220232024
2057413841029531529250
205.168840730818430718912267
205.2578547659511231225282197
205.31291411055766814524
205.45941473645252217
205.5586382378254350234186116
205.61341081004765544419
20849737326511438325918782
ч. 4 ст. 21100000000
22000400000
22101000000
27700200000

В качестве примеров наиболее резонансных достаточно привести широко известные террористические акты, совершенные в России только в 2024 году: расстрел посетителей и поджог концертного зала «Крокус Сити Холл» 22 марта, захват заложников в СИЗО № 1 Ростова-на-Дону 16 июня, вооруженное нападение на церкви, синагоги, пост ДПС и сотрудников полиции в Махачкале и Дербенте 23 июня.

Безусловно, российское государство осознает стоящую перед ним проблему. В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3] акцентируется особое внимание на противодействии терроризму, которое красной нитью проходит по разделам данного документа «Государственная и общественная безопасность», «Информационная безопасность», «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество». Особое внимание уделяется намерениям отдельных недружественных России государств и транснациональных институтов на дестабилизацию ситуации внутри Российской Федерации, а также на деятельность международных террористических организаций по расширению сети своих приверженцев из числа жителей Российской Федерации.

Существенным шагом усиления государственного контроля в сфере противодействия терроризму стало установление в 2014 году [4] административной ответственности за неисполнение решения Национального антитеррористического комитета, что позволило повысить персональную ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по профилактике терроризма. 

Кроме того, террористические акты требуют организационной и ресурсной подготовки, совершения ряда попутных и предшествующих преступлений: завладение денежными средствами, оружием, транспортом, боеприпасами, взрывными устройствами, привлечение и идеологическая обработка существенного количества сторонников, их задействование в совершении преступлений террористического характера и т.п. Борьба с названными преступлениями, в подавляющем большинстве случаев – прерогатива органов внутренних дел. Значит у последних имеется важная возможность сопоставления картины совершенных преступлений и правонарушений с потенциальной возможностью подготовки террористического акта.

Принимая во внимание вышесказанное следует отметить следующие отличительные особенности органов внутренних дел Российской Федерации среди других органов исполнительной власти. 

Во-первых, органы внутренних дел обладают наибольшей численностью личного состава, а значит – необходимым ресурсом для профилактической деятельности.

Во-вторых, как отмечалось, зачастую выступают первыми, получающими сообщение о преступлении террористического характера.

В-третьих, уполномочены в области паспортно-визового контроля, что немаловажно в свете высокого уровня вовлеченности иностранных граждан в различные экстремистские течения, нередкие связи с криминальной деятельностью международного характера, их высокой сплоченности, компактности проживания и трудовой деятельности.

В-четвертых (но не в последнюю очередь по важности), в органах внутренних дел аккумулируются наибольшие по объему массивы информации о гражданах, их паспортных данных, правонарушениях и преступлениях, транспортных средствах и т.п.

Таким образом, невозможно переоценить роль органов внутренних дел Российской Федерации в деятельности по борьбе с терроризмом.

Список литературы

  1. О федеральной службе безопасности. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 26.02.2024) (ст. 9.1) // СЗ РФ 10.04.1995, № 15, ст. 1269
  2. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) (ст. 12) // СЗ РФ 14.02.2011, № 7, ст. 900
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.  Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ // [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/.

Поделиться

11

Асанов А. Х. Роль органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии преступлениям террористического характера // Актуальные исследования. 2025. №4 (239). URL: https://apni.ru/article/11226-rol-organov-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-v-protivodejstvii-prestupleniyam-terroristicheskogo-haraktera

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля